Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: краеведение


Данная методическая тема, на мой взгляд, была и будет актуальна всегда. Доказательством этого являются слова К.Д.Ушинского о том, что «русский человек, в отличие от западного, всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится». Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

В жизни современной школы краеведение приобретает все большее значение, и это закономерно. Пройдут времена, будут меняться приоритеты, вкусы, а привязанность человека к родной земле останется вечной ценностью. Краеведение дает огромные возможности для творческой работы, как целого коллектива, так и отдельной личности.

Краеведение, как школьный предмет, призвано стать неотъемлемой частью программы и концепции русской школы. Патриотическое воспитание школьников, любовь к России начинается с чувства глубокой привязанности к родному краю, малой Родине, месту, где человек родился и вырос. Школьник обязан знать имена людей, прославивших его город или край, заслуженно гордиться ими, стремиться продолжать их дело. Только так формируется духовно богатая и цельная личность. Слова Алеши Карамазова из романа Ф.М.Достоевского о том, что лучшим воспитанием является «прекрасное, святое воспоминание, связанное с детством и, если набрать много таких воспоминаний, то спасен человек на всю жизнь», - имеют прямое отношение к проблемам краеведения.

Основы краеведения закладываются в начальной школе. С первого года обучения школьники начинают знакомиться с историей своего края, его природой, экономикой, культурой. Задачи, которые ставит перед собой учитель, следующие:

  • формирование у детей общественно ценных отношений к своей малой родине;
  • формирование потребности познавать историю, культуру, природу своего села, города, края и по мере сил участвовать в их преобразовании;
  • формирование способностей самому получать разнообразные краеведческие знания из различных источников и применять их на практике.

Школьное краеведение - это изучение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических, культурных и исторических сведений о родном крае. Изучение краеведения в начальной школе способствует формированию у детей целостного восприятия и понимания взаимосвязей в природе, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы и приблизить школьный материал к окружающей действительности.

Начальная школа знакомит с географическим краеведением в курсе природоведения, а элементы таких объектов краеведения, как история, искусство, население, народное хозяйство входят в курсы чтения, трудового обучения, музыки и изобразительного искусства.

Объем краеведческой информации, вводимой в программу, зависит от общего кругозора учителя, его умения и мастерства. Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя тем самым метапредметные связи. Наиболее распространенной формой здесь являются уроки-путешествия по родному краю. Обучающиеся не только решают задачи на движение, переводят меры длины, совершенствуют навыки устного счета, но и в интересной, доступной форме знакомятся с населенными пунктами Верхнекамья, их прошлым и настоящим; не просто записывают и решают примеры на вычитание многозначных чисел, а определяют возраст того или иного города, села.

  • На правом берегу Камы расположен небольшой старинный поселок Пожва. В 1817 году здесь был построен первый на Урале пароход. Сколько лет прошло с тех пор?
  • Город Усолье расположился на правом берегу Камы, вытянулся вдоль реки и как бы повернулся к ней своим фасадом, встречая и провожая проходящие мимо суда. Начало городу было положено в 1606 году, когда молодой Аникей Строганов на речке Усолке поставил первую соляную варницу. Сколько лет Усолью?

Закрепляя навыки устного счета, можно предложить детям набор выражений для вычисления, в котором зашифровано название какого-нибудь города.

  • Решите выражения и расположите ответы в порядке возрастания; вы узнаете, какой город ждет вас к себе в гости:

36*2 - Н 60:15 - О
78:26 -Д 17*3 - Я
24*4 - А 81:3 - Б
16*3 - Р 15*5 - К (Добрянка)

Кроме того, дети активно работают с контурной картой Пермского края: отмечают населенные пункты, названия рек, озер, полезные ископаемые. В связи с этим можно предложить обучающимся задания по определению расстояния с помощью масштаба:

  • Расстояние от Перми до Осы на карте - 4 см. Определите расстояние в км, если масштаб карты следующий: 1 см:25 км.

Чтобы повторить и закрепить материал по теме «Скорость, время, расстояние», детям предлагается решить множество задач-путешествий в разные города края. Это могут быть как простые задачи, так и составные:

  • От Пожвы до Усолья нужно плыть на теплоходе 2 часа со скоростью 24 км/ч. Определите расстояние от Пожвы до Усолья.
  • Чтобы попасть из г.Перми в г.Ныроб, нужно 7 часов плыть на теплоходе до г. Соликамска со скоростью 25 км/ч, а затем лететь на вертолете час со скоростью 126 км/ч. Какое расстояние разделяет Пермь и Ныроб?

Материал для составления задач берется из краеведческой и справочной литературы, из газет, журналов, очерков, сети Интернет. Но материал может быть взят не только из краеведческих справочников, но и самими обучающимися при изучении объектов природы во время экскурсии, при измерении скорости течения реки, длины и глубины оврага, высоты холма и т.д. (Знакомство с симметрией можно провести на примере листьев некоторых растений ближайшего леса, стволов деревьев, возвышенностей, муравейников).

Обычно при составлении текстовых задач отбираются две или три числовые характеристики одного или двух предметов. Таблицы для устного счета включают большое число однородных данных для нескольких объектов и позволяют проводить сравнение между ними. В математические диктанты входят числовые значения, неудобные для составления задач и таблиц, но интересные по содержанию.
Рассмотрим варианты некоторых заданий.

  • В краеведческом музее г.Перми в экспозиции «Пермский звериный стиль» находятся около 10000 экспонатов. 2723 из них посвящены птицам, животным - на 498 экспонатов больше, а остальные посвящены людям и божествам. Сколько экспонатов Пермского звериного стиля посвящены людям и божествам?

В ходе решения этой задачи закрепляются навыки письменного сложения и вычитания многозначных чисел, чтения и записи многозначных чисел в теме «Нумерация».

  • Озеро Рогалек - одно из самых глубоких в Пермском крае. Какова его глубина, если она в 2 раза превышает глубину озера Большое? (глубина озера Большое - 31 м)

В задаче дается характеристика двух озер Пермского края. Их сравнение обусловлено сходством в происхождении. Знакомство с озерами может быть продолжено на уроке окружающего мира или русского языка в виде изложения.

  • Устная работа по теме «Нумерация» Беседа по таблице «Крупные города Пермского края»

Название города

Население города, чел

Население с пригородом, чел.

Территория с пригородом, кв. км

Расстояние до Перми, км

Александровск

20100

44500

5530

337

Гремячинск

29500

31000

1115

256

Вопросы:

- Прочитайте числа первого столбика.

- Чем похожи между собой эти числа?

- Назовите наименьшее (наибольшее) число.

- Уменьшите (увеличьте) каждое число в 10, 100 раз.

- Сравните число жителей в самом большом городе и самом маленьком.

- Назовите самый удаленный от Перми город и т.д.

  • Математический диктант по теме «Нумерация многозначных чисел». Учитель медленно читает текст, обучающиеся записывают всю числовую информацию данного текста:

В Пермском крае 11 крупных городов. Столица края - город Пермь. Город основан в 1723 году. В 1787 году в Перми насчитывалось 3800 жителей. Запишите предыдущее и последующее числа.

В 1852 году в Перми проживало число жителей, соответствующее 1 дес. тыс., 3 ед. тыс., 3 сот., 9 дес., 1 ед. Запишите это число.

В 1913 году в Перми было деревянных зданий на 1 меньше, чем число 9180.

В 1992 году в Перми проживало 1108400 жителей. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

Запись в тетради ученика: 11, 1723, 1787, 3800, 3799, 3801, 1852, 13391, 1913, 9179, 1992, 1108400 = 1000000 + 100000 + 8000 + 400

Предлагаемые задания можно использовать как дополнительные к учебнику. Время для решения этих задач будет отведено на уроках закрепления и повторения, чтобы не отвлекать внимания школьников при объяснении нового.

Кто из учителей не испытывал волнений по поводу обучения детей умению решать текстовые задачи. Столько методических рекомендаций написано и издано по этому поводу, а проблема остается. Тому есть ряд причин:

  • при фронтальной работе не учитываются индивидуальные особенности ребенка при восприятии текста задачи;
  • некоторые тексты задач не соответствуют современной экономической ситуации;
  • содержание многих задач не вызывает у ребенка интереса, а главное, желания найти ответ;
  • учитель не формирует у ребенка навыки математического исследования: установление условий, при которых задача имеет или не имеет решения, имеет одно или несколько решений, определение условий изменения значения одной величины в зависимости от другой.

Для эффективного использования текстовых задач важно, чтобы учитель умел четко определять, с какой целью он выбирает ту или иную задачу на уроке и организовать работу так, чтобы реализовать поставленную цель. «В принципе каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость. Пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности отдаются воле случая и у большинства остаются в плачевном состоянии…

Между тем, секрет прост - нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может задуматься». (Б.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М.П.,1990)

Многие учителя замечают, насколько интересней и живей становятся уроки математики, если на них рассматривается материал, связанный с историей родного края. Умелое использование краеведческого материала облегчит задачу обучения, т.к. вызовет у детей несомненный интерес. Учителя используют этот прием редко не оттого, что он малоэффектен, а потому, что трудно бывает порой найти нужный материал. Тут уже есть возможность проявить смекалку, творчество самим детям.

Вот, к примеру, два таких факта: г. Пермь основан в 1723 году, а Соликамск - в 1430 г. Сколько можно составить вопросов для решения задач!

- Какой город старше? (моложе)

- Какой город основан раньше? (позже)

- Сколько лет Перми?

- Сколько лет Соликамску?

- На сколько лет Соликамск старше Перми?

- Сколько лет было Перми в 1923 году?

- Сколько лет было Соликамску 5 лет назад? и т.д.

Можно предложить детям самим задать вопросы к условию, дать им возможность самим подбирать факты, на основе которых будет строиться урок.

Упражнения по преобразованию и составлению задач помогают обобщению знаний о связи между данными и искомыми, т.к. дети при этом исследуют, что же можно узнать по определенным данным. Очень важно учить ребенка сразу на реальных количественных отношениях.

Такая целенаправленная работа, проводимая систематически, позволяет снять некоторый психологический барьер - та информация, которую ученики находят самостоятельно, используется на уроке, им разрешено творить, расширяется их кругозор, появляется потребность самостоятельно добывать знания, т.е. учить себя учиться.