Использование цифрового микроскопа Digital Blue QX5 на уроках биологии

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: биология, цифровой микроскоп Digital Blue QX5


Перемены, происходящие в сфере информационных технологий, формируют новую культуру работы с информацией. Так, при проведении лабораторных работ на уроках биологии значимую помощь может оказать цифровой микроскоп. Его использование экономит учебное время, способствует повышению эффективности и информативности уроков, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии, проведению совместных исследований, выполнению исследовательских проектов разного уровня сложности. И решить данную задачу поможет цифровая микроскопия.

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии - одно из новейших направлений применения информационных технологий в современной школе. Это способствует более прочному усвоению знаний, учебный процесс становится более доступным, наглядным, интересным.

Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:

  • повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
  • проведение лабораторных и практических работ на уроках
  • биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора;
  • развитие научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он позволяет:
  • Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана).
  • Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные.
  • Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров - от 4-х кадров в секунду до 1 в час.
  • Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.
  • Экспортировать результаты для использования в других программах.
  • Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах.
  • Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор (возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране)

При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп Digital Blue QX5 оказывает значительную помощь. Он дает возможность:

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
  • изучать объект в динамике;
  • создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
  • использовать изображения объектов на бумажных носителях.

При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле за правильностью настройки микроскопов у учащихся. Цифровой микроскоп позволяет решить и эту проблему: изображение выводится на экран и у учащихся появляется возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране.

Этапы лабораторной работы:

  • постановка целей и задач с помощью учащихся;
  • объяснение строение объекта, с помощью его изображения, выведенного на большой экран;
  • самостоятельная работа учащихся с микроскопами (индивидуально или в парах), при этом изображение с большого экрана убрано;
  • зарисовка увиденного объекта, ответы на поставленные вопросы, запись выводов;
  • сравнение своего рисунка с эталоном (на экране).

Надо сказать, что работа с микроскопом - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.

Использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся, способствует повышению успеваемости учащихся.

Эффективность использования цифрового микроскопа QX5 проявляется в:

  • формировании мотивации к изучению учебного материала;
  • Систематизации и углубления знаний учащихся;
  • Развитие их способностей к приобретению и усвоению знаний;
  • Приобретение навыков самостоятельной и исследовательской работы.
Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.

С применением цифрового микроскопа появилась возможность более качественно и интересно проводить уроки, особенно лабораторные работы, возрос интерес к биологической науке, исследовательской деятельности, так как работа с микроскопом - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся.

Наличие цифрового оборудования позволяет выполнять эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ учащихся.

Профессия учителя биологии требует широкой эрудиции, серьезных практических умений и навыков. Сегодня модернизация образования шагает в ногу со временем, предоставляя учителям биологии и учащимся новые возможности. Остаётся лишь учиться быть мобильными в современном цифровом мире.

Цифровой микроскоп можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время. Он мобилен в использовании, его можно брать с собой на экскурсии, в походы, при помощи ноутбука можно исследовать воду, почву, растения, насекомых.

Цифровой микроскоп - хороший цифровой образовательный ресурс: и обучает, и развивает, и воспитывает.

Список литературы

  1. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н.Н.Двуличанская // Наука и образование, - №4. -2011г;
  2. Осин, А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий [Текст] / А.В.Осин, - ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., 2001.
  3. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании [Текст] / НВ.Самоукина. - М.: Народное образование, 1996.
  4. Интернет и образование, Июль 2011, Том 2011, № 33.
  5. http://wvvw.lmx.ru/biologiva/osobemiosti ispolzovaniva cifrovogo.html
  6. http://www.bioinside.ni/conibs-123-6.htm