Перемены, происходящие в сфере информационных технологий, формируют новую культуру работы с информацией. Так, при проведении лабораторных работ на уроках биологии значимую помощь может оказать цифровой микроскоп. Его использование экономит учебное время, способствует повышению эффективности и информативности уроков, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии, проведению совместных исследований, выполнению исследовательских проектов разного уровня сложности. И решить данную задачу поможет цифровая микроскопия.
Использование цифрового микроскопа на уроках биологии - одно из новейших направлений применения информационных технологий в современной школе. Это способствует более прочному усвоению знаний, учебный процесс становится более доступным, наглядным, интересным.
Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:
- повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
- проведение лабораторных и практических работ на уроках
- биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора;
- развитие научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он позволяет:
- Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана).
- Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные.
- Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров - от 4-х кадров в секунду до 1 в час.
- Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.
- Экспортировать результаты для использования в других программах.
- Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах.
- Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор (возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране)
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп Digital Blue QX5 оказывает значительную помощь. Он дает возможность:
- изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
- использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
- изучать объект в динамике;
- создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
- использовать изображения объектов на бумажных носителях.
При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле за правильностью настройки микроскопов у учащихся. Цифровой микроскоп позволяет решить и эту проблему: изображение выводится на экран и у учащихся появляется возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране.
Этапы лабораторной работы:
- постановка целей и задач с помощью учащихся;
- объяснение строение объекта, с помощью его изображения, выведенного на большой экран;
- самостоятельная работа учащихся с микроскопами (индивидуально или в парах), при этом изображение с большого экрана убрано;
- зарисовка увиденного объекта, ответы на поставленные вопросы, запись выводов;
- сравнение своего рисунка с эталоном (на экране).
Надо сказать, что работа с микроскопом - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.
Использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся, способствует повышению успеваемости учащихся.
Эффективность использования цифрового микроскопа QX5 проявляется в:
- формировании мотивации к изучению учебного материала;
- Систематизации и углубления знаний учащихся;
- Развитие их способностей к приобретению и усвоению знаний;
- Приобретение навыков самостоятельной и исследовательской работы.
С применением цифрового микроскопа появилась возможность более качественно и интересно проводить уроки, особенно лабораторные работы, возрос интерес к биологической науке, исследовательской деятельности, так как работа с микроскопом - один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся.
Наличие цифрового оборудования позволяет выполнять эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ учащихся.
Профессия учителя биологии требует широкой эрудиции, серьезных практических умений и навыков. Сегодня модернизация образования шагает в ногу со временем, предоставляя учителям биологии и учащимся новые возможности. Остаётся лишь учиться быть мобильными в современном цифровом мире.
Цифровой микроскоп можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время. Он мобилен в использовании, его можно брать с собой на экскурсии, в походы, при помощи ноутбука можно исследовать воду, почву, растения, насекомых.
Цифровой микроскоп - хороший цифровой образовательный ресурс: и обучает, и развивает, и воспитывает.
Список литературы
- Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н.Н.Двуличанская // Наука и образование, - №4. -2011г;
- Осин, А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий [Текст] / А.В.Осин, - ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., 2001.
- Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании [Текст] / НВ.Самоукина. - М.: Народное образование, 1996.
- Интернет и образование, Июль 2011, Том 2011, № 33.
- http://wvvw.lmx.ru/biologiva/osobemiosti ispolzovaniva cifrovogo.html
- http://www.bioinside.ni/conibs-123-6.htm