Ребенок не успевает на уроках в начальной школе. Эта проблема волнует всех: и учителей, и родителей, и самих учеников. Большинство родителей ожидают от своих детей пятерок и быстрого понимания тем и заданий, блестящего усвоения программного материала. И вдруг - грязные тетради, ошибки, неустойчивое внимание, плохая память. Досада и непонимание возникают у родителей, упреки в адрес ребенка, обвинения учителя в завышенных требованиях к собственному чаду. Таким образом, создается ситуация, в которой ребенок оказывается под гнетом страха - он начинает бояться учиться.
Иногда взрослые думают, что ребенок равнодушен к собственным неудачам в школе: он сохраняет внешнее спокойствие, рассказывает ровесникам, что у него все хорошо. Но чаще всего мнимое равнодушие - это лишь внешнее проявление страха, который в дальнейшем может перейти в стойкий невроз.
Подобного «эффекта» от воспитательных воздействий и обучения не хочет никто. Родители и учителя стараются помочь ребенку «войти» в школьную жизнь, освоить премудрости учения. Учителя на дополнительных занятиях много раз объясняют ученику трудный материал, родители до вечера занимаются выполнением домашнего задания с ребенком и повторно объясняют новый материал. Подключаются репетиторы, старшие братья и сестры, авторитетные бабушки и дедушки. Но каждая тема осваивается ребенком с большим трудом, многочасовое штудирование учебника ни к чему не приводит.
Так что же такое школьная неуспеваемость?
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. На первый взгляд проблема одна - ребенок трудно усваивает программу начальной школы и получает низкие оценки. Однако, неуспеваемость - это сложнейшая социально-психологическая ситуация, в которую включен сам ребенок и все его ближайшее окружение.
В первый класс приходят дети с разной степенью подготовленности к обучению. По требованиям школьной программы все они в кратчайшие сроки (особенно если это программа эффективной начальной школы), должны приобрести не только навыки познавательной и учебной деятельности, но и освоить обширный и сложный учебный материал, связанный с письмом, счетом, чтением. Следовательно, первоклассники различны по многим параметрам, но условия их обучения одинаковы, поэтому они имеют разные шансы на успех
Неуспеваемость, таким образом, это не просто плохие оценки, это сложная проблема, решение которой не всегда зависит от желания или нежелания учиться самого ребенка. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту.
Низкая мотивация учения - одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем, родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка.
Довольно много детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической запущенности. Педагогически запущенные дети чаще всего воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Ребенок, оставленный на попечение бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только не умеет читать, считать и писать, но и не знает элементарных вещей. При поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его родители, где он живет (назвать точный адрес и т.п.). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от качества детсадовских занятий.
Неуспевающими в 1-м классе могут стать ученики с плохим зрением, слухом или речью, т.е. с нарушениями анализаторных систем.
Если ученик отстает в учении, необходимо прежде всего установить причину неуспеваемости. Учителя и родители могут оказать ему эффективную помощь, лишь зная истоки этого явления. Постоянно взаимодействуя с учеником в процессе обучения, учитель имеет возможность для наблюдения его индивидуальных особенностей. Но для разработки методов работы с конкретным ребенком часто требуется специальное исследование психолога. Обращение учителя и родителей к психологу - это лишь первый шаг к взаимодействию и сотрудничеству. Насколько благоприятно оно сложится зависит от компетенции учителя и грамотного подхода к проблеме первоклассника родителей.