Влияние декоративно-прикладного творчества на социализацию и адаптацию детей с ОВЗ

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ


Твори, выдумывай, пробуй!
В.В.Маяковский

Современный мир стремительно меняется, в этом году особенно остро все могли это почувствовать. Человек вынужден так же быстро меняться, осваивать новые навыки, развивать в себе новые качества. Одно из них - это креативность мышления, помогающее творчески справляться с жизненными трудностями, которые появляются на нашем пути.

Каждый учебный год необычен по своему, каждый привносит в нашу жизнь новые открытия и возможности. В наши дни становится необходимо вооружить детей не только знаниями, но и как можно большими практическими умениями, которые важны каждому современному человеку, научить ребят не бояться трудностей, принимать самостоятельные и взвешенные решения. Исходя из этого, мы считаем, что очень важно развивать в детях фантазию и творчество, самостоятельность и уверенность в себе, индивидуальность, нестандартность мышления, умение всматриваться и наблюдать. Поэтому необходимо расширять границы программного материала, снимать рамки «Так надо!». Ведь особой потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для развития жизненных компетенций, которые помогают лучше социализироваться и адаптироваться в обществе.

В творчестве всегда можно найти спасение от скуки, грусти и страданий. Именно творчество помогает иногда выразить свое настроение, передать эмоции, быть услышанным. Только творчество даёт ни с чем несравнимое наслаждение.

3 кита развития творчества в школе

Урочная деятельность

Творческие предметы в школьной программе позволяют гармонизировать учебный процесс. Обычно дети очень любят эти предметы. Они дают представление о разных направлениях творческой деятельности, знакомят с основами знаний и умений. Такие предметы как технология, музыка, изобразительное искусство предоставляют большой спектр развивающих и коррекционных возможностей, которых нет в других предметах. Коррекционной направленности учебных и внеурочных занятий уделяется много внимания - это развитие высших психических функций, моторики рук, эмоционального интеллекта. Наша школа дает возможность уделять должное внимание индивидуальным особенностям детей и их склонностям. В школе созданы все условия для развития и самоопределения воспитанников, действует несколько мастерских по разным направлениям подготовки учащихся по технологии:

  • столярно-слесарная;
  • швейная;
  • цветоводство и флористика;
  • декоративно-прикладное творчество и дизайн;
  • изобразительное искусство и МХК.

С 2017 г. в нашей школе появился класс с углубленным технологическим обучением для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями, что дало возможность не только уделить больше внимания вопросам предпрофильного обучения и профориентации детей, но и расширить и углубить знания детей по другим предметам. В этом учебном году готовится к выпуску экспериментальный класс по направлению «Цветоводство и флористика».

Жизнь любит преподносить сюрпризы, предлагает нам попробовать себя в новом качестве, быть готовыми к постоянным изменениям. В наши дни особенно необходимо развивать, так называемые, гибкие навыки soft skills. В период дистанционного обучения нам пришлось испытать некоторые затруднения, очень сильно пострадала практическая сторона учебной деятельности. Однако удалось больше времени уделить проектной деятельности детей. Пришлось действовать по обстоятельствам. Например, было решено пересмотреть цели и результаты задуманных проектов, приспособить их к нуждам текущего момента. В итоге получилось несколько интерактивных приложений для Московской электронной школы, которыми теперь могут пользоваться не только наши ребята, но и учащиеся других школ.

Внеурочная деятельность

В одной статье трудно описать весь калейдоскоп мероприятий по внеурочной деятельности, в которых мы принимаем участие с детьми. Это и экскурсии, мастер-классы, ярмарки в рамках фестиваля «Наши общие возможности, наши общие результаты», проект «Образование без границ». Ученики нашей школы постоянно в числе призёров и победителей таких конкурсов и фестивалей для детей с ОВЗ, как «ЕвроПарафест», «Краски всей России», «Мы вместе», «Солнечный мир детства», Абилимпикс, а также конкурсов, где дети принимают участие на общих основаниях со всеми детьми: «Россия - твоя и моя!», «Золотой ключик», «Новые вершины», «Нет краше Родины нашей!». Всего и не перечислить!

В нашей школе мы постоянно работаем над развитием образовательного и культурного пространства школы. Например, регулярные школьные тематические выставки декоративно-прикладного творчества детей дают возможность видеть результаты своей творческой работы, позволяют получить заслуженную похвалу не только своего учителя, но и других педагогов, родителей, учащихся; почувствовать положительные эмоции от восторга окружающих и их отзывов. Появляются темы для общения и обсуждения, возникают идеи для будущих проектов.

Дистант не стал помехой для творчества, это скорее был толчок для развития креативности, неожиданный случай открыть новые грани своих возможностей и попробовать проявить их в новых форматах. В этом году многие ученики освоили несколько платформ и вариантов для дистанционной связи и общения. Благодаря этому, нам удалось не только проводить качественные учебные занятия, но и сохранить традицию наших выставок, организовать и провести виртуальные выставки декоративно-прикладного искусства к 75-летию Победы и «Весенние фантазии», творческую эстафету «Летите, голуби, летите!». Удалось воплотить в жизнь ряд совместных онлайн-проектов: видеопоздравления в поддержку врачей, работающих с пациентами с Covid-19; музыкально-танцевальный привет школьников «В поддержку Евровидения!». Многие дети и взрослые с энтузиазмом и большим удовольствием приняли в них участие.

Дружеская поддержка на всех этапах развития

«Одно доброе слово может согревать три зимних месяца» - гласит древняя мудрость. В трудные минуты поддержка близких людей творит чудеса.

Учитель технологии и классный руководитель Валерия Петровна Петровская рассказала о своём опыте: «Работе с родителями всегда уделяю особое внимание, особенно в этот непростой период, всегда с ними на связи, поэтому с ними сложились добрые, доверительные отношения. Постоянно нацеливаю на то, чтобы родители как можно чаще беседовали со своими детьми о том, чем занимались, как прошёл день, чем доволен и чем огорчён ребенок. Вместе с родителями обсуждаем, как лучше помочь ребенку в сложных жизненных ситуациях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности».

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями ещё очень много проблем и вопросов. Подводя итоги этого сложного, но очень плодотворного года, хочется отметить, что наша главная общая задача, чтобы у ребенка с особыми потребностями были все условия для творчества и развития. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно достичь ощутимых результатов в социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе.