Психологическая игра как результат взаимодействия ребенка с РАС со своим сиблингом

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: аутизм, Аутичные дети


Психологическая игра является закономерным этапом коррекционной работы при аутизме, и с возрастом она начинает занимать все более важное место в развитие ребенка.

Дети, страдающие аутизмом, вовсе не отличаются «пониженной потребностью в общении», как это было принято считать на первых этапах изучения синдрома РДА. Стремление к общению в школьном возрасте (а особенно с наступлением раннего подросткового периода) возрастает, однако возможности аутичного подростка в общении остаются крайне ограниченными. Они с готовностью откликаются на попытки установления контакта, предпринятые на доступном для них уровне, с учетом усвоенных навыков коммуникации. Коммуникативные же возможности аутичных детей, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, могут быть чрезвычайно низки. Они малоактивны, легко чувствуют дискомфорт, с трудом организуют развернутое речевое взаимодействие.

Возможности диалога резко ограничены также и недостаточным учетом желаний собеседника, его готовности к общению, заинтересованности в предмете общения (это связано с трудностями эмпатического чувствования в переживания другого человека): неготовностью соблюдать элементарную очередность слушания-говорения; недостаточным пониманием неписаных социальных правил - о чем в данный момент стоит говорить, а о чем нет, какие нормы вежливости являются необходимыми, а какие в данный момент не нужны и даже выглядят карикатурно, и т.д. Такое непонимание определяет коммуникативную наивность, бесхитростность страдающего аутизмом человека.

Таким образом, желая общаться, аутичные люди в целом отличаются монологичностью - плохо чувствуют обратную связь с тем, с кем общаются. Аутичный человек бывает слишком аффективно сосредоточен на собственных переживаниях, интересах, захвачен ими: это создает у другого человека ощущение его исходной жесткой запрограммированности, недостаточной спонтанности и гибкости. Часто контакт с другим человеком возможен только в русле стереотипных пристрастий, принимающих иногда характер влечений. Так, он может долго и страстно рассказывать, например, о метро, и его трудно будет переключить на другую тему; при этом он совершенно не учитывает настроение собеседника и степень его заинтересованности в предмете разговора.

Аутичный ребенок может приближаться к собеседнику, перебрасываться одной-двумя репликами и уходить в сторону, повторяя такую процедуру несколько раз (даже в общении с человеком, которому он доверяет и с которым установлена прочная психологическая связь); пресыщение проявляется в виде многократных выходов участника общей коммуникативной ситуации из-за стола и возвращения в общий круг (хочется еще раз подчеркнуть, что это - характерное поведение даже в психологически комфортных условиях, при явном желании общения).

Чаще всего, психическое расстройство одного из членов семьи, которым является ребенок с диагнозом РДА, порождает проблемы не только в самой семье, но и в ее ближайшем социальном окружении. У членов семьи может возникнуть ощущение, что окружающие относятся к его семье с осуждением и пренебрежением. При отсутствии адекватной позитивной модели отношения родителей к создавшейся ситуации, при изоляции семьи здоровые сиблинги могут стесняться своего больного брата или сестру, всячески его скрывать, могут воспринимать свои проблемы как трудные и позорные. Из всех членов семьи наиболее уязвимы дети школьного возраста, они значительно чаще становятся объектом насмешек, у них возникают трудности в общении со сверстниками.

В то же время сиблинги детей с аутизмом могут быть более зрелыми в социальном плане и мировоззренческом смысле, более социально компетентны по сравнению с детьми в обычных семьях. Дети из семьи, воспитывающей аутичного ребенка, вырастают более понимающими и толерантными к окружающим. Считается, что здоровые сибсы испытывают потребность защищать своих братьев и сестер от насмешек и уничижительного отношения других детей; внутри семьи способны радоваться вместе с родителями за успехи сиблинга.

Детям из семей с особым ребенком свойственны разнообразные эмоции, как проявление их отношения к ситуации. Поведение ребенка с нарушениями развития, не соответствующее социальным ожиданиям, скорее вызывает у других (в т.ч. членов семьи) возмущение, гнев, раздражение. Здоровые братья и сестры в такой ситуации, при грамотном контроле и поддержке со стороны взрослого, могут сыграть важную роль в положительном развитие своего аутичного сибса.

Одним из вариантов такого положительного взаимодействия является психологическая, сенсорная игра.

Совместными усилиями может быть создана атмосфера терпимости к «странностям», а статус аутичного ребенка возрастает, если умело помогать сиблингам играть и взаимодействовать друг с другом, в этом процессе раскрываются сильные стороны такого ребенка (известно, что многие дети с аутизмом отличаются высокими парциальными способностями).

Для продвижения в социальном развитии аутичному ребенку обязательно нужен определенный опыт пребывания в формальной детской группе. Несмотря на всю сложность для него этой ситуации, а может быть, в какой-то степени и благодаря ей ребенок получает толчок в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнения форм общения. Сиблинг аутичного ребенка, как раз, является, тем самым толчком для развития своего особенного брата, сестры.

Все это позволяет говорить о важности своевременного начала совместной психологической работы с аутичными детьми и их сиблингами. Самостоятельная игра ребенка-аутиста существенно отличается от того, во что и как обычно играют его ровесники. Поэтому игры для аутистов призваны решать не только задачу приятного досуга, но и нести элементы обучения, быть развивающими.

Одна из проблем детей-аутистов - сильно ограниченный игровой репертуар, их игры часто сводятся к манипулированию предметами и повторяющимся действиям с ними. Таким детям трудно воспринимать символическое значение предметов. Например, они не могут играть диванными подушками, строя из них крепость, потому что для них это только диванные подушки.

При свободной совместной игре без взрослого руководства дети с аутизмом и дети, не имеющие нарушения, знакомые между собой, оказываются в одной игровой группе. Инициатива к той или иной игре идет от самих детей. В этой ситуации дети с аутизмом показывают способность подключаться к игре, воспринимать ее символический смысл.

Простые игры - это отличный способ развить социальное взаимодействие и навыки делать что-то по очереди. Например, игры в «ладушки» и «куку» - это простые социальные игры.

Для игры сиблингам предоставляется широкий набор оборудования:

оборудование для лазания, кукольный домик, игрушечные животные и фигурки людей, движущиеся игрушки (транспорт и заводные игрушки), части зданий, конструкторы, кубики, агрессивные игрушки, мягкие игрушки, домашняя утварь, домики, машины, деревья, бесформенный материал и т.д.

Залог успешной социализации аутичного ребенка состоит в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие его люди, как сильно смогут понять и принять специфику его братья и сестры.

В завершении целесообразно привести характерное обращение аутичных людей к окружающим их «нормальным» людям:

«Вы нам нужны. Нам нужны ваши помощь и понимание. Ваш мир не очень открыт для нас, и мы не сможем в нем разобраться без вашей сильной поддержки. Да, с аутизмом связана трагедия: не в связи с фактом нашего существования, а из-за вещей, которые с нами происходят. Если хотите, можете об этом грустить. Но лучше хорошенько разозлиться и начать что-нибудь делать. Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас».

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 93с.
  2. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М., 2003. 98с.
  3. Лэндрет Г.Л. Новые направления в игровой терапии. М.: Когито-Центр, 2007. С 345-363.
  4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом - СПб.: Речь, 2007 - 288 с.
  5. Миттельдорф У. и др. Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом. / Новые направления в игровой терапии. Под ред. Г. Лэндрет. М.2007. 91 с.
  6. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М..: Изд-во МГУ,1980. 48 с.