В современном российском обществе, в свете последних образовательных реформ, очень остро стоит вопрос повышения качества образования. Эта проблема напрямую связана с необходимостью профессионального развития педагогов на новом уровне, особенно в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Сегодня возрастает роль личности работника, поскольку главный потенциал школы заключен именно в кадрах. Актуальность приобретает мотивирование педагогов на результат. Для эффективного функционирования школы существенное значение имеют человеческий интеллект, знания и способности, которые должны трансформироваться в новые идеи, инновации, повышение качества образовательного процесса [1]. В этой связи возникают новые задачи по созданию современной модели развития школы.
МБОУ СОШ №11 является единственным образовательным учреждением в поселке Шерегеш Таштагольского района. Это, с одной стороны, объясняет слабую конкурентную среду образовательного учреждения, с другой стороны, большое количество обучающихся в школе. Важной проблемой поселка является удаленность от крупных промышленных и экономических центров. В связи с этим наблюдается отток трудоспособного населения в другие города и низкий приток молодых специалистов, в том числе и в сферу образования. Но несмотря на это, изучение мотивации педагогического коллектива показало следующее: большинство учителей работают ради того дела, которым они занимаются, стремятся к самовыражению, испытывают потребность в самопознании, значимости своей профессии. В связи с этим, в школе была разработана модель внутришкольной аттестации педагогов в соответствии с их индивидуальными потребностями и характеристиками профессионального поведения.
Данная модель подразумевает введение внутришкольной аттестации педагогов на основе профессиональных уровней:
- «Учитель-мастер» (в совершенстве владеет современными методиками преподавания, делится опытом работы на открытых уроках, работает над созданием «методической копилки» для эффективной работы с учащимися по своему предмету);
- «Учитель-методист» (характеризуется высоким уровнем педагогического мастерства, большим опытом работы, оказывает консультативную помощь коллегам в проведении открытых уроков, подготовке педагогов к участию в профессиональных конкурсах, разрабатывает учебные программы по предметам);
- «Учитель-исследователь» (имеет опыт работы по созданию проектов, программ педагогических исследований, экспериментов, научно-методической деятельности, способствует развитию образовательно-исследовательской среды школы, представляет собственные результаты исследовательской деятельности в виде отчетов, статей, докладов);
- «Учитель-новатор» (вносит и осуществляет новые принципы, идеи и приемы, направленные на повышение эффективности педагогической деятельности).
На основе исследований коллектива МБОУ СОШ №11 был разработан план мероприятий по реализации модели внутришкольной аттестации включающий в себя следующие направления деятельности:
- организационно-диагностическая;
- деятельность по внедрению модели;
- деятельность по модифицированию организационного климата, организационной культуры в школе.
К мероприятиям первого направления (организационно-диагностической деятельности) относятся:
- самооценка профессиональной деятельности учителями;
- организация творческой группы по внедрению модели внутришкольной аттестации педагогов;
- мониторинг оценки профессиональной деятельности учителей;
- создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя-предметника;
- создание банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов.
Деятельность по внедрению модели внутришкольной аттестации педагогов включает в себя:
- проведение педагогического совета «Формирование положительной мотивации педагогов - важнейшее условие повышения качества образования»;
- заседание методического совета о переходе к оценке деятельности педагогов в соответствии с профессиональным уровнем;
- заседание творческой группы «Изучение модели профессиональных уровней педагогов»; заседание творческой группы по введению индикаторов оценки профессиональных уровней;
- совещание при директоре по вопросу первичной экспертизы оценки профессиональных уровней педагогов;
- заседание творческой группы по присвоению профессиональных уровней педагогам.
Деятельность по модифицированию организационного климата, организационной культуры в школе предполагает:
- прохождение курсовой подготовки педагогами;
- функционирование «Школы молодого специалиста» (для педагогов со стажем до трех лет);
- работа объединения «Творческая лаборатория» (для творчески работающих учителей высшей и первой квалификационной категории в целях активизации деятельности педагогического коллектива);
- организация клубов по интересам (маршруты выходного дня).
Таким образом, модель внутришкольной аттестации педагогов на основе профессиональных уровней «Учитель-мастер», «Учитель-методист», «Учитель-исследователь», «Учитель-новатор» представляет собой дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовых функций и способствует повышению уровня профессионального мастерства.
Эффективность внедрения данной модели заключается в том, что педагоги максимально ощущают свою полезность и получают удовлетворение от проделанной работы. В этом случае осознание своей значимости становится для работников очень сильным мотиватором.
Итак, один из вариантов решения проблемы профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, заключается в создании адресной модели повышения уровня профессионального мастерства персонала через построение индивидуальных мотивационных траекторий с учетом возрастных особенностей работников, их личных и профессиональных потребностей.
Литература
- Васильчук, Г.Т. Адресная модель подготовки учителей к педагогической деятельности в современных условиях [Текст] / Г.Т.Васильчук // Учитель Кузбасса. - 2016. - №2. - С.27-31.
- Кузибецкая, Г.В. Мотивация персонала образовательного учреждения: факторы и модели [Текст]/ Г.В.Кузибецкая // Известия Вологоградского государственного педагогического университета. - 2011. - №3. - С. 140-143.
- Лепешева, Е.М. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы [Текст]/ Е.М.Лепешева // Вести образования. - 2011. - №8. - С.23.