В статье рассматривается один из важнейших вопросов начального образования - развитие речи младших школьников на лексическом уровне. Для работы над словарем учащихся начальной школы подобран комплекс интересных и современных упражнений и заданий, которые может использовать педагог на любом уроке.
Обучение в начальной школе является первичной ступенью образования. Именно оно формирует базу знаний, умений, навыков, ключевых компетенций, на которой строится дальнейшее образование. Для успешного восприятия, накопления, переработки информации необходима развитая речь, поэтому развитие устной и письменной речи младших школьников становится приоритетной задачей.
М.Р.Львов выделял четыре направления по развитию речи учащихся начальной школы: произносительный, лексический, грамматический и уровень текста. В произносительном направлении ведется работа над техникой речи, организуется на практике усвоение орфоэпических норм русского языка, совершенствуются интонационные умения. Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Учащиеся постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли, над чем и должен работать учитель. Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами. Уровень текста предполагает работу над связностью речи, ее ясностью, выразительностью, правильностью, богатством языков средств, точностью, логичностью и содержательностью.
Прежде, чем работать на грамматическом уровне и уровне текста, учащимся необходимо накопить, уточнить и активизировать свой словарный запас. Поэтому большое внимание необходимо уделять словарной (лексической) работе, каждому из ее направлений, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Направления словарной работы в начальной школе
Обогащение словаря |
Уточнение словаря |
Активизация словаря |
Устранение нелитературных слов |
В этом направлении работе учителю необходимо строить свою деятельность с учетом того, что младшие школьники ежедневно должны усваивать 8-10 новых словарных единиц, которые ранее им были неизвестны |
По этому направлению учителю необходимо развивать гибкость словаря, точность и выразительность. Младший школьник должен наполнить содержанием те слова, которые были усвоены не вполне точно: уточнить путем их включения в контекст, сопоставлять близкие по значению, противопоставлять с антонимами и т.д.; усвоить лексическую сочетаемость слов; усвоить иносказательные значения слова, многозначность слов |
В работе с направлением - активизация словаря учителю необходимо построить работу таким образом, чтобы как можно большее количество слов переходило из пассивного словаря в активный. Младшему школьнику необходимо включать новые слова в пересказы, беседы, рассказы, изложения, сочинения |
Работа по данному направлению необходима для того, чтобы перевести диалектные, просторечные, жаргонные слова, которые были усвоены под влиянием речевой среды, из активного словаря в пассивный |
Над словарной работой в начальной школе занимались многие педагоги: Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К.Д.Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти». Последователь К.Д.Ушинского Д.И.Тихомиров обращал внимание на то, что необходимо в начальной школе организовывать наблюдение над составом слова, чтобы глубже проникнуть в его смысл.
Л.С.Выготский также говорил о значимости словарной работы в начальной школе. Он говорил, что слово выполняет две очень важных функции. Во-первых, оно указывает на предмет, действие, качество, то есть имеет предметную соотнесенность. Во-вторых, слово выполняет функцию значения, именно это функция претерпевает особые преобразования в развитии ребенка. По мнению Л.С.Выготского, «слово - это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир».
Сложность словарной работы заключается не в понимании самого слова, а в понимании его значения. Для того, чтобы младший школьник с удовольствием работал на всех этапах словарной работы: обогащении, уточнении, активизации словаря и устранении нелитературных слов, учителю необходимо предлагать интересные задания, использовать интерактивные формы обучения, информационно-коммуникативные методы и приемы.
На этапе обогащения словаря можно использовать «Картинный диктант», «Работу со словарями».
Картинный диктант представляет собой демонстрацию изображений с новыми для детей словами.
Работа со словарями имеет огромное разнообразие. Это может быть и нахождение новых, ранее неизвестных слов в толковом словаре, подбор слов по определенной тематике, работа этимологическим, словообразовательным словарем.
На этапе уточнения словаря можно использовать «Выборочный диктант», «Творческий диктант», упражнение «Слова заблудились».
При выборочном диктанте учащимся предлагается группу слов классифицировать на различные темы, например, птицы, животные, дни недели и т.д.
Творческий диктант предполагает замену развернутых определений одним словом. Например, сшитые листы чистой бумаги (тетрадь), маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал) и т.д.
В задании «Буквы заблудились» учащимся предлагается поставить буквы на свои места, прочитать полученные слова и объяснить их путем подбора синонимов, перечисление предметов из общей группы, описательным способом, родового определения. Напрмер, т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь), м, л, о, к, о (молоко).
На этапе активизации словаря можно использовать такие задания, как «Plickers», «Облако слов», «Перфокарту», «Загадки», «Ребусы», «Шарады», «Кроссворды».
Для получения обратной связи от учащихся педагог может использовать приложение «Plickers». У каждого учащего класса есть его именная карточка, с помощью которой он отвечает на вопросы, предложенные в тестовом виде. Учащийся поворачивает карточку таким образом, чтобы нужный из четырех ответов был вверху. Учитель считывает с помощью камеры своего телефона варианты ответов детей, а приложение уже подводит результаты.
Например, в тесте предлагалось выбрать правильное значение слова «горизонт» и предлагалось 4 варианта ответа. Проанализировав результаты, педагог может увидеть детей, которыми еще не усвоено данное слово.
С «Облаком слов» (Рис. 1) можно работать на сайте: https://wordscloud.pythonanywhere.com/. Такая работа будет способствовать перенесению слов из пассивного запаса учащихся в активный. С данным облаком можно работать коллективно и индивидуально.
Рисунок 1 - Пример составления облака слова по теме «Школа»
Перфокарта представляет собой карточку с отсутствующей информацией. Например, … - домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке. Это задание направлено на развитие способности у учащихся соотносить слово и его значение.
Загадки, ребусы, шарады (Рис. 2) можно использовать по-разному, их может загадывать учитель, их могут составлять и учащиеся. Также работу можно строить и с кроссвордами (Рис. 3).
Загадки |
Ребусы |
Шарады |
Каменные джунгли,
|
|
Рисунок 2 - Примеры загадок, ребусов и шарад, используемых на уроке
Рисунок 3 - Пример кроссворда для работы со словарными словами
На этапе устранения нелитературных слов педагоги могут использовать задание «Юный редактор», в котором младшему школьнику необходимо заменить слова просторечной лексики на литературные и др.
Эффективность словарной работы будет зависеть от того, насколько она планомерна, целенаправленна и систематична. Педагог должен помнить, что работа со словом должна включаться ежедневно в структуру каждого урока.
Недаром великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат такие слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». От словарной работы зависит эффективность дальнейшего обучения младшего школьника.
Список литературы
- Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В.Бобровская // Начальная школа. - 2007. - № 4.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов. - М.: Академия, 2012. - 464с.
- Микерова Г.Ж. К вопросу о развитии речи и мышления младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ). Лингвориторическая парадима: теоретические и прикладные аспекты / Г.Ж.