Цель:
- познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина;
- учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства;
- научить учащихся быстрому и легкому способу запоминания стихотворения посредством мнемотехники.
Задачи:
Образовательная:
- формирование умения выразительного чтения поэтических текстов;
Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к природе через поэзию, музыку.
Коррекционно-развивающие:
- развитие творческих способностей, позитивного интереса.
- обогащение словарного запаса (активного и пассивного).
- коррекция и развитие когнитивных функций: память, внимание и мышление.
Планируемые результаты:
- Предметные: умения выразительно читать, воспринимать на слух поэтическое произведение;
- Метапредметные:
- Регулятивные - формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
- Познавательные - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов (использование мнемотаблиц) для создания собственного текста.
- Коммуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействия в паре, группе; личностные - понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Мы сегодня не одни, гости к нам пришли!
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои парты и скажите все ли у вас готово для урока литературное чтение?!
- Хорошо, присаживаемся.
2. Речевая разминка
Упражнения для развития речевого дыхания
Упражнение "Ушки".
Покачивание головой, как будто кому-то говорят "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Плечи и туловище во время движений неподвижны. Правое ухо движется к правому плечу, левое - к левому. Одновременно выполняя вдох через нос и выдох - через рот. (Повторение 5-7 раз.)
Упражнение "Малый маятник".
Кивки головой вперед назад, на каждый кивок вдох. "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?" Очень важно в момент вдоха заставлять ноздри соединяться. Выдох плавно через рот. (Повторение 5-7 раз.)
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
- «Толстые щёчки»
- «Хоботок»
- «Трубочка» - «Улыбочка»
- «Причешем язычок»
- «Чистим зубки»
- «Маляр»
- «Лошадка»
- «Кучер»
Упражнения для развития фонематического слуха:
- СУ - СУ - СУ - погуляем мы в лесу
- АТЬ - АТЬ - АТЬ - в лесу легко дышать
- АТЬ - АТЬ - АТЬ - лес нам надо охранять
- ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща
- ОЗЫ - ЁЗЫ - ОЗЫ - много веток у берёзы
- ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол
3. Первичное восприятие стихотворения
Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта Сергея Александровича Есенина, поговорим об одном из его стихотворений, продолжим учиться выразительно читать и понимать чувства, замысел автора, а также попробуем запомнить небольшой отрывок стихотворения с помощью картинок (мнемотаблиц).
С.А.Есенин - русский народный поэт. Родился будущий поэт под Рязанью, в селе Константиново. В раннем детстве полюбил он родную русскую природу - чувствовал себя неотъемлемой частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет. Тема Родины - главная в творчестве Сергея Есенина, и она тесно переплетается с темой природы. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из его стихотворений, на написание, которого его вдохновило одно необычное дерево - черёмуха, которое он увидел, прогуливаясь по родному селу, одним прекрасным солнечным весенним днём.
Сейчас мы с вами прослушаем запись стихотворения, а вы сядьте удобно, включите всю свою фантазию и постарайтесь представить картину, которые описывает автор.
4. Проверка первичного восприятия стихотворения
Чтение и анализ стихотворения «Черёмуха».
- Какую картину вы себе представили?
- Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету).
- Какой день? (ясный, солнечный).
- Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь).
- А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри).
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование)
- Какое настроение автора вы почувствовали? (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное)
- Хочется ли еще раз прослушать это стихотворение? Почему?
Подведение итогов: В этом стихотворении отражается любовь автора к природе, а именно к черемухе, душистой и ароматной. Поэт восхищается, любуется ей.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Лексическая работа
Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните слова, словосочетания, которые вам не понятны.
- Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)
- Зелень пряная (с острым ароматным запахом)
- Проталина - место, где растаял снег, и оголилась земля.
- Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки
- Вкрадчиво - осторожно, доверительно.
- Под кручею - под обрывом.
- Душистая - ароматная, благоухающая, пахучая.
- Ветки золотистые - от солнца.
5. Физминутка
Не идет ли к нам весна?
На орех взобрался Мишка (имитация движений - показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик - крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи - удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево)
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
6. Работа по содержанию (анализ стихотворения)
- Как вы думаете, с какой целью С.А.Есенин написал это стихотворение?
- хотел рассказать нам о черёмухе.
- хотел привлечь наше внимание к красоте окружающего нас мира, которую мы иногда не замечаем.
- хотел поделиться своей радостью и восхищением от увиденной им красоты во время прогулки по родному селу.
Чтение стихотворения детьми.
- Ребята, мы с вами знаем, что стихотворения надо читать выразительно. А что такое выразительное чтение (чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным ударением логическим. Это способность передавать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Хорошо, молодцы.
- Ребята, как вы думаете, можно сказать, что автор изображает черемуху и ручей как живые?
- Обратите внимание, что Сергей Александрович дважды в своем стихотворении повторяет «Черемуха душистая». С какой целью делает повтор первой строчки? (хочет обратить наше внимание на черемуху)
- Поэт как бы заново всматривается в черёмуху. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте).
- Какими словами поэт говорит о запахах?
- «Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.
- «Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.
- «Зелень пряная» - зелень с сильным запахом - ароматная по вкусу и запаху.
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале - струится маленький, между корней, а в конце - гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?
(А рядом у проталинки; в траве ,между корней; бежит струится маленький; серебряный ручей)
- Как можно объяснить эти изменения? (Время прошло - черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- Ребята, а скажите мне пожалуйста, в чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
7. Работа с мнемотаблицей
- А теперь, ребята я предлагаю нам с вами попробовать выучить стихотворение, зашифровав его в картинки. Мы с вами подробно рассмотрели и разобрали данное стихотворение и думаю, что у нас должно получится. Мы попробуем выучить вторую часть стихотворения.
- Итак, перед вами лежат картинки, вам необходимо подобрать картинки, к каждой строчке стихотворения. Напоминаю, что мы с вами подбираем картинки ко второй части стихотворения С.А.Есенина «Черёмуха».
- Готовы, показать, что у вас получилось?
- Посмотрите на доску и проверьте так ли у вас подобраны картинки?
- А теперь, давай те мы с вами попробуем прочитать стихотворение глядя только на картинки?
- Хорошо вы потрудились, и я предлагаю вам немного отдохнуть и потом продолжить работу.
8. Физминутка-релаксация
- Ребята, садимся поудобнее, закрываем глаза и представляем в своем воображении теплый весенний солнечный день. Музыкальное сопровождение.
9. Закрепление работы с мнемотаблицей
10. Рефлексия
- Что на уроке получилось?
- Что вызвало затруднение?
- С каким настроением вы заканчиваете наш урок? (перед вами на партах лежит солнышко - настроение превосходное, у меня все получилось на уроке; облако - у меня чувство неудовлетворения, потому что не все запомнил и понял; тучка - на уроке мне было скучно, я ничего не понял и не запомнил)
11. Подведение итогов урока
- С каким поэтом вы познакомились на уроке? Что вы о нем узнали?
- Удалось вам почувствовать весенний день?
- Какую загадку стихотворения мы разгадали?