Кто такие скауты? Открытое занятие по основам туризма

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: туризм, младшие школьники, скаутское движение


Структура открытого занятия

Цель: обобщить знания о скаутском движении; научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристического снаряжения; подготовить группу к участию в туристическом походе выходного дня.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить знания о «скаутинге»;
  • закреплять навыки использования специального туристического снаряжения.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки, внимание, смекалку.

Воспитательные:

  • выстраивать положительные взаимоотношения в группе;
  • давать возможность детям высказываться;
  • мотивировать обучающихся к принятию решений в различных ситуациях.

Вид занятия: обобщение изученного материала.

Возраст обучающихся: 10-11 лет.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • беседа;
  • по источнику получения знаний (наглядный, практический);
  • по степени активности познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный; проблемный).

Оборудование и материалы:

Для обозначения четырех групп - 4 карточки с иллюстрациями:

  • Веревки и узлы.
  • Рюкзак.
  • Палатка.
  • Скаутский галстук.
  • Мини-карточки (уменьшенные 4 иллюстрации, прикрепленные к спинке стула каждого участника) для разделения группы на четыре подгруппы.
  • Веревка туристическая (1 м) - 10 шт., рюкзак на 50-80 л, палатка (легкая в сборке, 3-х местная), скаутский галстук - 3-4 шт.
  • Карта маршрута похода, разрезанная на 4 части для каждой подгруппы и каждая ¼ часть разрезанная еще на несколько частей.
  • Гитара. Флешка с аудиозаписью голосового сообщения.

Методическое обеспечение: календарно-тематический план образовательной программы; план занятия (конспект); дидактический и раздаточный материал.

План занятия

1. Организационный этап

1.1. Организационный момент

В середине зала стоят стулья по количеству детей и педагога в кругу.

На всех стульях прикреплены карточки с иллюстрациями 4 групп, на одном из стульев стоит гитара. В 4-х углах кабинета стоят 4 стола для групп с разложенными заданиями (бивак/палатка, рюкзак, веревка/узлы, галстук). Педагог приглашает детей пройти в зал.

Педагог: Дорогие ребята, здравствуйте! Проходите. Занимайте места на стульях. Сегодня в таком большом кругу, мне бы хотелось поприветствовать вас песней.

Педагог поет куплет из песни «Изгиб гитары жёлтой»:

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

1.2. Целевая установка

Педагог: Ребята, совсем забыла! Я ведь сегодня утром получила голосовое сообщение. Послушайте, мне кажется, оно для нас с вами!

Педагог включает голосовое сообщение: Друзья-скауты! Организация Скаутов России проводит конкурс на лучший скаутский отряд! Лучшим он станет тогда, когда пройдет до места, обозначенного на карте, разобьет бивак и выполнит предложенные задания. Условия участников - у каждого скаута веревка по 1 м, скаутская форма, собранный правильно рюкзак. Удачной разведки!

2. Основной этап

2.1. Теоретическая часть

Педагог: Что самое главное вы услышали в голосовом сообщении? (подводит детей к выражению «лучший скаутский отряд»).

Ребята, а кто такие скауты вообще? Чем они занимаются? По каким законам они живут? (ответы детей)

Итак, подведем итог из всего вышесказанного вами:

СКАУТ - это разведчик (в переводе с английского).

Движение скаутов было основано в 1907 году в Великобритании военным начальником Роберт Смит Баден-Пауэллом (показ иллюстрации).

Скауты живут по 12 законам скаутинга, основанные на взаимопомощи, уважения и экологического отношения ко всему окружению.

И, конечно же, скауты очень любят ходить в походы, чтобы узнавать свой родной край, а также помогать природе.

Но, вернемся к сообщению. Как вы поняли, нам предлагают сходить в поход, выполнить некоторые задания и принять участие в конкурсе на лучший скаутский отряд.

Конечно, для этого надо хорошо подготовиться.

Согласны? (ответы детей)

2.2. Техника безопасности

Педагог: В деле подготовки к званию быть лучшим скаутским отрядом, а точнее в походе, у нас будут свои роли. Ну, а какие у кого, вы узнаете, если посмотрите таблички, которые прикреплены к вашему стулу. (Дети берут карточки, которые приклеены на спинке у каждого)

Но прежде, чем мы начнем выполнять задания, обращаю ваше внимание на соблюдение правил техники безопасности!

Как в походе, так и в помещении, она должна соблюдаться неукоснительно.

Это, прежде всего, в помещении: не бегать, не размахивать острыми предметами, соблюдать дистанцию при выполнении заданий.

Перед походом мы проведём дополнительный инструктаж.

2.3. Практическая работа

Педагог: Поднимите руку, у кого на табличке изображена палатка.

Отлично! Как вы думаете, какая роль будет у вашей группы в походе? (ответы детей)

Ваша задача разбить для нашего отряда удобный бивак, поставить палатку. Что такое бивак? (ответы детей)

Бивак - это место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях естественной природной среды.

Очень важная задача, чтобы ветер не снес нашу палатку, чтобы мы не пострадали от камнепада, пожара, наводнения.

На карте-схеме вам необходимо поставить палатку, используя знания по расположению бивака.

Педагог: Поднимите руку, у кого на табличке изображены узлы и веревки. Какая роль в походе будет у вас? (ответы детей)

Как можно использовать веревку в походе? (ответы детей) Почему она считается важной вещью в походе?

Ваша задача: из предложенных схем подобрать узлы, которыми можно связать веревки одного диаметра, а затем связать веревки в одну разными туристическими узлами.

Педагог: У кого рюкзак на табличке?

У учителя физики, кандидата в мастера спорта по туризму Гармаш Ларисы Дмитриевны есть интересный рассказ о снаряжении, который называется «Твой рюкзак - друг или враг твой?». Так вот, ваша задача - научиться укладывать рюкзак так, чтобы он стал вашим другом!

Сначала вам необходимо собрать рюкзак по карточкам - вспомнить, куда что положить, а затем - по-настоящему.

Педагог: И еще одна карточка с изображением верного нашего спутника - скаутского галстука, который может выручить нас в различных ситуациях. А в каких, и как, - вы расскажите нам в конце занятия.

Педагог: Вы помните, в сообщении была информация, что к нам направлен патруль роверов? (показывает на ребят-роверов, они стоят на своих местах)

Роверы - старшие скауты, которые многое уже знают и умеют. У них есть карта маршрута, которую нам передали, но разрезанная на несколько частей. После выполнения своих заданий - приступайте к сборке и склеиванию частей своей карты внутри вашей подгруппы. Роверы помогут вам!

Роверы (помощники педагога) показывают 4 карты маршрута, которые также разрезаны дополнительно.

Педагог: Итак, подходим к роверам по обозначенным группам и начинаем выполнять задания.

На выполнение заданий каждой группе даётся 12 минут, затем собираем карту маршрута - это еще 3 минуты.

Время пошло!

Педагог следит за временем и качеством выполнения заданий.

Педагог: В каждой группе была собрана ¼ часть карты маршрута. По одному человеку от группы прошу подойти склеить вместе 4 части карты в одну единую карту и узнать место проведения конкурса.

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Педагог: Пока ребята восстанавливают карту маршрута, хочу спросить у групп: сложно было выполнять задания? Интересно? (Ответы детей)

Маршрут восстановлен! (показывает склеенную карту маршрута)

Педагог: (Обращается к группе «бивак») Сможете поставить палатку по-настоящему, в походе? Что самое главное в расположении бивака? (Ответы детей из группы «бивак»)

Педагог: (Обращается к группе «галстук») Продемонстрируйте - как можно использовать галстук в походе.(Ответы и показ способов детей из группы «галстук»). Мы сейчас увидели разные способы использования галстука. Должна вам сказать, что с вами мы не пропадём!

Педагог: (Берет рюкзак, надевает его, обращаясь к группе «рюкзак») Расскажите, как вы уложили рюкзак. (Ответы и показ способов детей из группы «рюкзак»). Укладывая рюкзак, тяжелые вещи надо расположить как можно ближе к спине, а легкое снаряжение - в наибольшем от нее удалении. Вижу, что вы справились отлично - рюкзак будет вам другом!

Педагог: (Обращается к группе «узлы») Ну, а результат вашей группы виден всем - вы объединили отрезки в одну длинную веревку. Расскажите, какие узлы вы применили. (Ответы и показ способов детей из группы «узлы»)

Давайте возьмемся все вместе за веревку (педагог встает вместе с ними) и сделаем большой круг (делают), а сможете сделать квадрат, треугольник?

3.2. Анализ выполненной работы

Вот теперь я вижу, что мы одна большая команда, которой все по плечу! Даже бороться за звание лучшей! Теперь нам можно смело идти в поход - верю, что вы сможете дойти до места, разложить бивак, поставить палатку, применить остальные знания в походе и доказать, что вы - «Лучший скаутский отряд»!

Применение методов и приемов обучения на занятии:

  • Метод проблемного обучения, предполагающий создание проблемных ситуаций, при которых необходимо активное мышление обучающихся.
  • Методы здоровьесберегающей технологии.

Занятия в группе помогают быстрее адаптироваться к процессу обучения, выстроить доброжелательные отношения между обучающимися, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Рациональная организация занятия, а также чередование различных видов деятельности положительно влияет на самочувствие обучающихся и исключает возможность переутомления.

Игровые приемы предполагают включение в ход занятия всей группы, что позволяет обучающимся значительно легче и быстрее выполнить задачи занятия.

Положительный психологический климат, позитивные эмоции, доброжелательность педагога усилят эффект закрепляемых знаний обучающихся.

Приложение

Список используемых источников

  1. Гармаш Л.Д. Рассказы о снаряжении. Рассказ первый «Твой рюкзак - друг или враг твой?» http://school-kraevedenie.narod.ru/fizic/fizic.htm
  2. Скаутский галстук http://shzakl.luga.ru/files/kf2013/scout.htm
  3. «Как вязать туристические веревочные узлы» https://turclub-pik.ru/blog/kak-vyazat-turisticheskie-verevochnye-uzly/
  4. Бивуак, его функции и требования к нему https://vijivaka.com/bivouac/bivak.html
  5. Ермолин А. Нёавигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 416 с., ил.
  6. Баден-Пауэлл Роберт - Искусство скаута-разведчика [Scouting for boys; Искусство Разведки для мальчиков] Электронная библиотека RoyalLib.com