Структура открытого занятия
Цель: обобщить знания о скаутском движении; научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристического снаряжения; подготовить группу к участию в туристическом походе выходного дня.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания о «скаутинге»;
- закреплять навыки использования специального туристического снаряжения.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, внимание, смекалку.
Воспитательные:
- выстраивать положительные взаимоотношения в группе;
- давать возможность детям высказываться;
- мотивировать обучающихся к принятию решений в различных ситуациях.
Вид занятия: обобщение изученного материала.
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- беседа;
- по источнику получения знаний (наглядный, практический);
- по степени активности познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный; проблемный).
Оборудование и материалы:
Для обозначения четырех групп - 4 карточки с иллюстрациями:
- Веревки и узлы.
- Рюкзак.
- Палатка.
- Скаутский галстук.
- Мини-карточки (уменьшенные 4 иллюстрации, прикрепленные к спинке стула каждого участника) для разделения группы на четыре подгруппы.
- Веревка туристическая (1 м) - 10 шт., рюкзак на 50-80 л, палатка (легкая в сборке, 3-х местная), скаутский галстук - 3-4 шт.
- Карта маршрута похода, разрезанная на 4 части для каждой подгруппы и каждая ¼ часть разрезанная еще на несколько частей.
- Гитара. Флешка с аудиозаписью голосового сообщения.
Методическое обеспечение: календарно-тематический план образовательной программы; план занятия (конспект); дидактический и раздаточный материал.
План занятия
1. Организационный этап
1.1. Организационный момент
В середине зала стоят стулья по количеству детей и педагога в кругу.
На всех стульях прикреплены карточки с иллюстрациями 4 групп, на одном из стульев стоит гитара. В 4-х углах кабинета стоят 4 стола для групп с разложенными заданиями (бивак/палатка, рюкзак, веревка/узлы, галстук). Педагог приглашает детей пройти в зал.
Педагог: Дорогие ребята, здравствуйте! Проходите. Занимайте места на стульях. Сегодня в таком большом кругу, мне бы хотелось поприветствовать вас песней.
Педагог поет куплет из песни «Изгиб гитары жёлтой»:
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
1.2. Целевая установка
Педагог: Ребята, совсем забыла! Я ведь сегодня утром получила голосовое сообщение. Послушайте, мне кажется, оно для нас с вами!
Педагог включает голосовое сообщение: Друзья-скауты! Организация Скаутов России проводит конкурс на лучший скаутский отряд! Лучшим он станет тогда, когда пройдет до места, обозначенного на карте, разобьет бивак и выполнит предложенные задания. Условия участников - у каждого скаута веревка по 1 м, скаутская форма, собранный правильно рюкзак. Удачной разведки!
2. Основной этап
2.1. Теоретическая часть
Педагог: Что самое главное вы услышали в голосовом сообщении? (подводит детей к выражению «лучший скаутский отряд»).
Ребята, а кто такие скауты вообще? Чем они занимаются? По каким законам они живут? (ответы детей)
Итак, подведем итог из всего вышесказанного вами:
СКАУТ - это разведчик (в переводе с английского).
Движение скаутов было основано в 1907 году в Великобритании военным начальником Роберт Смит Баден-Пауэллом (показ иллюстрации).
Скауты живут по 12 законам скаутинга, основанные на взаимопомощи, уважения и экологического отношения ко всему окружению.
И, конечно же, скауты очень любят ходить в походы, чтобы узнавать свой родной край, а также помогать природе.
Но, вернемся к сообщению. Как вы поняли, нам предлагают сходить в поход, выполнить некоторые задания и принять участие в конкурсе на лучший скаутский отряд.
Конечно, для этого надо хорошо подготовиться.
Согласны? (ответы детей)
2.2. Техника безопасности
Педагог: В деле подготовки к званию быть лучшим скаутским отрядом, а точнее в походе, у нас будут свои роли. Ну, а какие у кого, вы узнаете, если посмотрите таблички, которые прикреплены к вашему стулу. (Дети берут карточки, которые приклеены на спинке у каждого)
Но прежде, чем мы начнем выполнять задания, обращаю ваше внимание на соблюдение правил техники безопасности!
Как в походе, так и в помещении, она должна соблюдаться неукоснительно.
Это, прежде всего, в помещении: не бегать, не размахивать острыми предметами, соблюдать дистанцию при выполнении заданий.
Перед походом мы проведём дополнительный инструктаж.
2.3. Практическая работа
Педагог: Поднимите руку, у кого на табличке изображена палатка.
Отлично! Как вы думаете, какая роль будет у вашей группы в походе? (ответы детей)
Ваша задача разбить для нашего отряда удобный бивак, поставить палатку. Что такое бивак? (ответы детей)
Бивак - это место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях естественной природной среды.
Очень важная задача, чтобы ветер не снес нашу палатку, чтобы мы не пострадали от камнепада, пожара, наводнения.
На карте-схеме вам необходимо поставить палатку, используя знания по расположению бивака.
Педагог: Поднимите руку, у кого на табличке изображены узлы и веревки. Какая роль в походе будет у вас? (ответы детей)
Как можно использовать веревку в походе? (ответы детей) Почему она считается важной вещью в походе?
Ваша задача: из предложенных схем подобрать узлы, которыми можно связать веревки одного диаметра, а затем связать веревки в одну разными туристическими узлами.
Педагог: У кого рюкзак на табличке?
У учителя физики, кандидата в мастера спорта по туризму Гармаш Ларисы Дмитриевны есть интересный рассказ о снаряжении, который называется «Твой рюкзак - друг или враг твой?». Так вот, ваша задача - научиться укладывать рюкзак так, чтобы он стал вашим другом!
Сначала вам необходимо собрать рюкзак по карточкам - вспомнить, куда что положить, а затем - по-настоящему.
Педагог: И еще одна карточка с изображением верного нашего спутника - скаутского галстука, который может выручить нас в различных ситуациях. А в каких, и как, - вы расскажите нам в конце занятия.
Педагог: Вы помните, в сообщении была информация, что к нам направлен патруль роверов? (показывает на ребят-роверов, они стоят на своих местах)
Роверы - старшие скауты, которые многое уже знают и умеют. У них есть карта маршрута, которую нам передали, но разрезанная на несколько частей. После выполнения своих заданий - приступайте к сборке и склеиванию частей своей карты внутри вашей подгруппы. Роверы помогут вам!
Роверы (помощники педагога) показывают 4 карты маршрута, которые также разрезаны дополнительно.
Педагог: Итак, подходим к роверам по обозначенным группам и начинаем выполнять задания.
На выполнение заданий каждой группе даётся 12 минут, затем собираем карту маршрута - это еще 3 минуты.
Время пошло!
Педагог следит за временем и качеством выполнения заданий.
Педагог: В каждой группе была собрана ¼ часть карты маршрута. По одному человеку от группы прошу подойти склеить вместе 4 части карты в одну единую карту и узнать место проведения конкурса.
3. Заключительный этап
3.1. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Педагог: Пока ребята восстанавливают карту маршрута, хочу спросить у групп: сложно было выполнять задания? Интересно? (Ответы детей)
Маршрут восстановлен! (показывает склеенную карту маршрута)
Педагог: (Обращается к группе «бивак») Сможете поставить палатку по-настоящему, в походе? Что самое главное в расположении бивака? (Ответы детей из группы «бивак»)
Педагог: (Обращается к группе «галстук») Продемонстрируйте - как можно использовать галстук в походе.(Ответы и показ способов детей из группы «галстук»). Мы сейчас увидели разные способы использования галстука. Должна вам сказать, что с вами мы не пропадём!
Педагог: (Берет рюкзак, надевает его, обращаясь к группе «рюкзак») Расскажите, как вы уложили рюкзак. (Ответы и показ способов детей из группы «рюкзак»). Укладывая рюкзак, тяжелые вещи надо расположить как можно ближе к спине, а легкое снаряжение - в наибольшем от нее удалении. Вижу, что вы справились отлично - рюкзак будет вам другом!
Педагог: (Обращается к группе «узлы») Ну, а результат вашей группы виден всем - вы объединили отрезки в одну длинную веревку. Расскажите, какие узлы вы применили. (Ответы и показ способов детей из группы «узлы»)
Давайте возьмемся все вместе за веревку (педагог встает вместе с ними) и сделаем большой круг (делают), а сможете сделать квадрат, треугольник?
3.2. Анализ выполненной работы
Вот теперь я вижу, что мы одна большая команда, которой все по плечу! Даже бороться за звание лучшей! Теперь нам можно смело идти в поход - верю, что вы сможете дойти до места, разложить бивак, поставить палатку, применить остальные знания в походе и доказать, что вы - «Лучший скаутский отряд»!
Применение методов и приемов обучения на занятии:
- Метод проблемного обучения, предполагающий создание проблемных ситуаций, при которых необходимо активное мышление обучающихся.
- Методы здоровьесберегающей технологии.
Занятия в группе помогают быстрее адаптироваться к процессу обучения, выстроить доброжелательные отношения между обучающимися, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Рациональная организация занятия, а также чередование различных видов деятельности положительно влияет на самочувствие обучающихся и исключает возможность переутомления.
Игровые приемы предполагают включение в ход занятия всей группы, что позволяет обучающимся значительно легче и быстрее выполнить задачи занятия.
Положительный психологический климат, позитивные эмоции, доброжелательность педагога усилят эффект закрепляемых знаний обучающихся.
ПриложениеСписок используемых источников
- Гармаш Л.Д. Рассказы о снаряжении. Рассказ первый «Твой рюкзак - друг или враг твой?» http://school-kraevedenie.narod.ru/fizic/fizic.htm
- Скаутский галстук http://shzakl.luga.ru/files/kf2013/scout.htm
- «Как вязать туристические веревочные узлы» https://turclub-pik.ru/blog/kak-vyazat-turisticheskie-verevochnye-uzly/
- Бивуак, его функции и требования к нему https://vijivaka.com/bivouac/bivak.html
- Ермолин А. Нёавигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 416 с., ил.
- Баден-Пауэлл Роберт - Искусство скаута-разведчика [Scouting for boys; Искусство Разведки для мальчиков] Электронная библиотека RoyalLib.com