Современная система образования претерпевает значительные изменения, к которым относятся, во-первых, бурное развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий, а во-вторых, изменение статуса английского языка, ставшего языком международного общения, без владения которым в настоящее время невозможны успешная профессиональная деятельность и эффективная профессиональная коммуникация с представителями различных социумов.
Как показывает практика, наибольшую результативность в процессе обучения иностранным языкам представляет активное использование современных информационных технологий. Необходимость их применения в учебном процессе обусловлена, прежде всего, непрерывным увеличением объема информации, которую необходимо изучить и переработать в ходе обучения. Конечно, для учителя создание подобных информационных ресурсов - самая высокая ступень ИКТ-компетентностей. С помощью информационно-образовательного пространства открываются возможности для организации дополнительного образования и более глубокого изучения предметов. Особым интересом у учащихся пользуются обучающие игры, кроссворды, интерактивные тренажёры, головоломки. Компьютеры служат хорошим подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты своей работы.
Использование информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. В отличие от традиционных методик, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
В теории и практике образования сейчас наблюдается возросший интерес к исследованиям и разработкам, направленным на использование преимуществ и потенциала новых информационных технологий для совершенствования и интенсификации процесса обучения. Появился целый спектр работ, посвященных анализу сущности и особенностей обучения в электронной образовательной среде (Андреев А.А., Ардеев А.Х., Гураль С.К., Захарова И.Г., Зенкина С.В., Лазарева А.С., Розина И.Н., Полат Е.С., Скибицкий Э.Г., Солдаткин В.И., Спичко Н.А., Толкачев В.А., Черепанова Н.В.).
Одной из самых эффективных интерактивных форм обучения является применение интерактивной доски для создания обучающих заданий. Интерактивная доска позволяет сделать урок более интересным и наглядным. С помощью интерактивной доски учитель может демонстрировать интерактивные материалы на ее поверхности, разрабатывать уроки самостоятельно и привлекать учеников к активной работе с доской, делая уроки более насыщенными и интересными. Использование электронной доски позволяет экономить учебное время. Программное обеспечение интерактивных досок позволяет создавать уникальные методические материалы, с помощью которых ученики вовлекаются в учебный процесс более активно и быстрее усваивают новую информацию.
Процесс внедрения использования интерактивной доски на уроках иностранного языка включает:
1) подготовительный этап (изучение технических особенностей, возможностей, программного обеспечения и методики работы с интерактивной доской);
2) этап практической реализации (создание или подбор из имеющихся интерактивных заданий, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах урока);
3) этап обобщения опыта (разработка программно-методических комплексов для интерактивной доски, проведение серии открытых уроков, мастер-классов).
По типу задания для интерактивной доски можно разделить на:
1) динамические задания, выполняемые учителем и учащимися на поле доски, служат для предъявления нового материала и первичной актуализации полученных знаний. В этих упражнениях основное внимание уделяется процессу выполнения действий, ведущих к достижению учебного результата. Такие задания могут носить языковой характер, когда основное внимание уделяется работе с текстом литературного произведения: лексикой, грамматическими структурами, различными уровнями понимания содержания произведения. Кроме того, данный тип заданий используется для выполнения продуктивных упражнений на развитие навыков устной и письменной речи: дискуссий и подготовительных упражнений для письма;
2) игровые задания предназначены для отработки языковых навыков, а также навыков и умений речевой деятельности на материале литературного произведения в привлекательной для учащихся игровой форме. Управлять этими упражнениями может как учитель, так и учащиеся. Упражнения такого типа снабжены функцией проверки правильности ответов и походят на тестовые задания, часто с подсчётом очков;
3) командные задания носят характер соревнования и выполняются двумя командами учащихся одновременно (для этого пользуются двухстраничным режимом демонстрации слайдов на интерактивной доске) или последовательно с фиксацией результата и времени выполнения задания. Для этого каждый слайд снабжён таймером, который запускается перед началом соревнования. После выполнения задания обеими командами сравнивается число полученных баллов и время выполнения;
4) аналитические задания предназначены для работы с текстом рассказа. Задания данного типа представляют собой лингвистические проблемные упражнения, выполнение которых требует от учащихся проведения поисково-исследовательских операций;
5) творческие, или продуктивные, задания состоят из набора полей для создания письменных и изобразительных компонентов, связанных с лингвострановедческой или социокультурной средой рассказа. Они могут представлять собой задания на анализ характеров героев или культурно-исторического фона произведения, а также задания на моделирование аутентичных ситуаций и различных реалий семейно-бытового, этикетного, исторического, культурного, духовного или материального характера;
6) тренировочные и тестовые задания служат для отработки языковых навыков и навыков речевой деятельности, а также для контроля усвоенного материала. Эти задания могут быть снабжены функцией автоматической проверки правильности ответов, полученных в результате коллективной деятельности учащихся.
Очень важным аспектом является использование ИКТ в соответствии с учебным планом. В качестве примера можно привести УМК «Английский в фокусе». Учитель, работающий с данным учебником, имеет возможность включать цифровые технологии в стандартный предмет учебного плана, основываясь на преимуществах ИКТ и рекомендациях книги для учителя. Учащиеся получают творческие задания с привлечением цифровых технологий, которые постепенно становятся для них повседневной практикой, а их учителя не только учатся сами, но и обучают своих учеников использовать цифровые устройства и ресурсы для получения знаний в рамках учебной программы. На основе цифровых технологий и материалов учебной программы УМК «Английский в фокусе» формируется благоприятная среда, которая мотивирует учащихся. Одним из таких способов учебной мотивации является создание обучающих заданий для интерактивной доски. Яркое и наглядное представление языкового материала, анимационное видео, многочисленные образцы-опоры при выполнении упражнений, веселые игры и многое другое позволит разнообразить уроки английского языка, сделать их еще интереснее, живее и увлекательнее. Дети учатся работать с мультимедийными информационными объектами, объединяющими текст, наглядные графические изображения, неподвижные и движущиеся изображения, звук. Таким образом, работа с программным обеспечением для интерактивной доски обеспечивает успешное усвоение материала учащимися с различными типами восприятия (визуалами, аудиалами, кинестетиками, с доминирующим правым или левым полушарием), может успешно применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности.
Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются. Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.
Библиографический список
- Альберт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». - 2010.
- Богатырёва М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - №10. - С. 114-124.
- Власова Е.Н. Специфика применения информационных технологий в процессе формирования лексических навыков на уроках иностранного языка. The Specificity of Information Technologies Use in the Process of Forming Lexical Skills at the Lessons of Foreign Language // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 97-100.
- Гураль С.К., Лазарева А.С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 134 с.
- Емельянова С.А. Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка на начальном этапе // Молодой ученый. - 2013. - № 5 - С. 684-686.
- Мантуленко В.В. Образовательные возможности новых медиа / В.В.Мантуленко. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2005. - 285 с.
- Неделкова А.А. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку. Multimedia technologies in English language training// Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2.
- Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий// Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010.
- Соловьева И.В. Интерактивная доска на уроках английского языка (к вопросу о применении электронных образовательных ресурсов)// Актуальные проблемы гуманитарных естественных наук. - 2010. - №9. - С. 320-325.
- Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе: На примере английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. - С. 43-47
- http://iyazyki.prosv.ru/2013/11/iktcompetence-spotlight/
- Spotlight для 5-х классов (Английский в фокусе), М.: «Просвещение», 2014, Ваулина Ю.Е., Джени Дули, Подоляко О.Е., Вирджиния Эванс