Роль учителя в формировании позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, педагогическая аксиология, счастливый человек


Счастье - это свеча,
не смейся слишком громко, а то задуешь ее.

Кристоф Маэ

Сегодня, с учетом потребностей развития современной теории и практики педагогической науки, возрастает интерес к внутреннему миру подрастающего человека [9]. Данный факт предопределил появление такой молодой науки как педагогическая аксиология, изучающая ценности воспитания, обучения и образования. Ученые-педагогики сегодня задаются вопросами о том, в чем же заключается педагогическая ценность детского счастья? Счастливый ребенок - это какой ребенок? Мотивированный на достижение успеха, с положительной самооценкой, со стремлением к самореализации в присущей его возрасту деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми? Это тот ребенок, который успешен и может заражать своими успехами и позитивными чувствами остальных?

Осмысливая, мы понимаем, что счастливый ребенок практически сам создает окружающую среду, подкрепляющую его собственное развитие, гарантирующее ему достижение ощущения гармонии и удовлетворенности. Фактически счастье как психическое состояние ребенка, есть условие обеспечения успешности педагогической деятельности, а значит становится высшей педагогической ценностью [3]. Необъяснимо тогда, почему проблема детского счастья так редко обсуждается педагогически сообществом? Необходимо понять, что школа не только готовит ребенка к будущей жизни, ребенок живет свою настоящую жизнь «здесь и сейчас» с момента своего рождения и каждое мгновение этой жизни является ступенью к его успехам на протяжении всей жизни [4]. Современному учителю необходимо уважать право ребенка быть субъектом своего собственного развития, право на притязание, право на счастье.

Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но опросы показывают, что большинство людей отдает себе отчет в том, что это такое. Под счастьем они подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость, либо другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью. Нас в нашем исследовании интересовал вопрос в чем же видят счастье младшие школьники? Вот какие ответы дали обучающиеся 4 класса.

«Я счастлив, потому что: меня окружает любящая семья, хорошие друзья. Бывает счастье, когда, получил то, что давно желал».

«Лично для меня счастье то, что у меня отличная семья, понимающие и любящие меня родители, бабушка и дедушка. Это друзья, которые всегда поддержат и помогут».

«Счастье - это когда мама выходная, можно сходить в кино, парк или театр. И конечно, счастье, что нет войны, и мы живем в мирной стране. В войну не может быть счастлив ни один человек».

«Счастье, что у меня есть родители, которые мне дарят мне любовь и подарки».

«Счастье - это когда у тебя все есть, когда тебе никуда не нужно срочно бежать, когда нет школы и не нужно делать уроки».

«Счастье - когда все здоровы, все близкие и друзья. А особенно я счастлив, когда собираюсь к кому-нибудь на день рождения, на праздник. Это самое лучшее!».

«Главное счастье, что у меня есть мама. Мама - это тот родной человек, который всегда поможет, поддержит в трудную минуту».

В философии, психологии, педагогике, культурологии термин «счастье» используется для обозначения ориентации человека в мире ценностей, формирования жизненной перспективы, личностного отношения к себе, миру, обществу. Один из первых понятие счастья начал исследовать древнегреческий философ Аристотель, определяя его как факт человеческой жизни, решающим образом зависящий от самого действующего индивида: «Счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить - значит жить добродетельно, поскольку высшее благо - это счастье, и оно - цель, а совершенная цель - в действительности, то живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладая высшим благом» [8]. По мнению Диогена, место счастья - наша душа, личностная структура человека: «Если счастье размещается в моей душе, а не вне меня, тогда не имеют значения такие средства существования, как жилище, одежда, питание… тогда и бочка может стать местом обитания человека». По его мнению, счастье размещается только в душе, а значит, искать счастье следует в самом себе - и нигде более. Люди предпочитают искать счастье вне своего «Я» - тогда легко ссылаться на невезение и тяжелые обстоятельства [5]. Важно не перепутать острые преходящие ощущения (такие, как роскошь, слава, власть и т.п.) с глубоким внутренним духовным проживанием отношения к жизни как таковой или моменту жизни - но именно отношения к жизни, а не своим ощущениям [9].

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова счастье трактует как чувство и состояние полного, наивысшего удовлетворения человека [6]. В философском понимании счастье трактуется как оценочное отношение человека к жизни. Словарь по философии дает следующее определение: «Счастье - аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетанием различных благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Психологи считают, что счастье складывается из ощущений, восприятия, эмоций, интеллекта, деятельности [7]. Таким образом, счастье есть совокупность эмоционально-оценочных отношений человека к жизни, определяющих общее состояние субъекта (бодрость, радость, оптимизм). Вера в то, что «счастье есть», является для человека психологической поддержкой в трудных ситуациях. Оно выполняет сохранную функцию, выступая в роли защиты от негатива [1]. Именно поэтому забота о счастье ребенка является отправной точкой педагогического целеполагания, содержания образовательного процесса, практических разработок форм, методов, условий организации деятельности учителя.

Как мы уже говорили, несчастливый учитель не может воспитать счастливых детей - таков закон жизни. Опираясь на это утверждение, рассмотрим основные факторы, влияющие на способность учителя быть счастливым.

Самооценка. Учитель с адекватной самооценкой на своем примере демонстрирует обучающимся, как нужно критично относиться к своим успехам и неудачам. Практика показывает, что завышенная или заниженная самооценка у учителя негативно сказывается на работе с детьми. Такой учитель часто прибегает к авторитарному стилю общения, отдаляясь от класса. Такая эмоциональная холодность вызывает у младших школьников психологическое состояние незащищенности и тревоги, каждый обучающийся испытывает большое напряжение и неуверенность в себе, делает детей несчастными.

Саморегуляция необходима в ситуации, когда учитель находится в состоянии повышенного эмоционального или физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям помогает лучше понимать себя и других и быстрее добиваться желаемых целей. Она предполагаетположительное, эмоционально устойчивое отношение в совместной деятельности и общении между индивидами. Заметим, что несмотря на все жизненные неразберихи, педагог должен воспринимать мир с положительной стороны, чтобы в дальнейшем не возник синдром «эмоционального сгорания».

Самоопределение учителянепосредственно связанно сприобретением нравственных знаний и чувств, обусловливающих нравственный идеал человека и на этой основе, формируется особый тип межличностныхотношений между учителем и учащимися с такими чертами, каксплоченность, ценностно-ориентационное единство позитивных взглядов на жизнь.

Все известно, что способность быть счастливым не передается родителями по наследству, именно поэтому перед учителем стоит важная задача, используя различные организационные формы, формировать у школьника позицию счастливого человека. Например, младшим школьникам можно предложить поиграть в игру «Цветок счастья». На лепестках учитель пишет пожелания ребенка, затем отрывается один лепесток с пожеланием. Дальше ребенку необходимо определить, что нужно сделать, чтобы это желание сбылось.

Используя коллективные формы организации становления позиции счастья можно разобрать вместе с детьми ряд повседневных жизненных явлений, выделяя в них положительную сторону и одновременно фиксируя нежелательную. Например, «Собрались в поход, но пошел дождь…». «Получили много «двоек» за контрольную работу…». «В школе объявили карантин по гриппу…» и т.д. Также используя групповые формы обучения, можно, поделив класс на небольшие группы, раздать по группам заранее заготовленные карточки, на которых выписаны афоризмы о счастье: «Ожидание счастья - тоже счастье» (О.Гольдсмит); «Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века и у всех народов, у всех классов иначе понимали счастье… Если сравнить воздушные замки крестьянина и философа, то архитектура окажется различной» (Г.Спенсер); «Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны» (Г.Флобер); «Счастье на стороне того, кто доволен» (Аристотель) и др. Дети читают афоризмы, осмысливают, а затем высказывают мнение каждой группы [2]. Как известно, для групповой формы деятельности характерно деления класса на группы для решения конкретных учебных задач. И конечно, успех групповой работы зависит от мастерства учителя, от его умения распределить свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый обучающийся в отдельности ощутили заботу учителя, его заинтересованность в их успехе и его радость при общих достижениях.

В завершении отметим тот факт, что современное общество эмоционально опустошено, сегодня дети часто не находят выхода своим эмоциям, и в этой ситуации учителю необходимо помочь ребенку, настроить его на волну положительных эмоций. Учителю сегодня необходимо формировать у школьников мировоззрение нового типа, а именно видеть этот мир с позитивной стороны.

Литература

1. Бэйкер Э. Психология счастья. AB Publishing, 2014.

2. Книга сочинений о счастье «Счастье это…», авторы дети, Россия-Германия, 2014. Отпечатано по заказу АНО «Счастье» в типографии ООО «Тверской Печатный Двор», г. Тверь, Никольское, 26. Данная книга была издана при финансовой поддержке строительной компании «Проектинвестстрой». 3. Павлова Е.П. Как воспитать счастливого: феликсология воспитания / Е.П.Павлова, Н.Е.Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 80 с.

4. Подымова Л.С., Алисов Е.А., Головятенко Т.А. Персональная среда обучения в контексте безопасности личности. В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 367-378.

5. Роберт Брамбо: Философы Древней Греции. Серия: Золотые страницы мировой истории. Центрполиграф, 2010.

6. Толковый словарь русского языка. Издательство: Издательство АСТ. 2019.

7. Хмелькова М.А. Психолого-педагогические аспекты эффективного общения в образовательной среде. Ахмадиева Л.Р., Барлас Т.В., Буслаева Е.Л., Калинина Н.В., Кошелева Ю.П., Малова Ю.В., Пашукова Т.И., Троицкая Е.А., Хмелькова М.А., Юркина Л.В. Москва, 2018.

9. Холл Э. Счастье по Аристотелю. Как античная философия может изменить вашу жизнь / Эдит Холл; Пер. с англ. [Натальи Колпаковой] - М.: Альпина нон-фикшн, 2019.

9. Щуркова Н.Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого) / Н.Е.Щуркова, Е.П.Павлова. - М.: Педагогический поиск, 2004.

10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова. - М., 2000.