Цель: обобщение и систематизация изученного материала, создание условий для применения знаний и формирования умений средствами комплекса учебных заданий для практической работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР).
Планируемые образовательные результаты:
- Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому совершенству.
- Предметные: знать особенности фразеологизмов, различать единицы языка, понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.
Метапредметные:
- регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
- коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и сверстниками, точно и с достаточной полнотой выражать своё мнение.
- познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике и ЭОР, находить, обрабатывать и использовать нужную информацию для решения проблемы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Форма урока: урок-квест.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 /авт.-сост. Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т. Баранов и др.; ПК учителя, мультимедийное оборудование, ноутбуки или ПК для каждого ученика с загрузкой необходимого для ЭОРа плеера, фразеологический словарь русского языка.
ЭОР: веб-сервис «Генератор ребусов», Google формы, Google карты, Google презентация
Ход урока
Фразеология - это сокровищница языка.
А.В.Кунин
1. Организационный момент, приветствие
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
А чтоб он пошёл вам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны,
И успех к вам придёт обязательно!
2. Целеполагание и мотивирование
Учитель: Вам нравится читать детективы? Я люблю истории о Шерлоке Холмсе, известном частном детективе. Сегодня утром, проверяя свою электронную почту, я нашла письмо от доктора Ватсона:
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите играть в шпионов. Ко мне обратился за помощью господин, пожелавший остаться неизвестным. Он живет в России, и у него пропали бесценные сокровища. Сейчас мы с Шерлоком Холмсом идем по следам преступного гения Мориарти, и не можем заняться этим делом. Поэтому я прошу вас помочь таинственному незнакомцу».
Поможем? Отлично!
Итак, кто же этот незнакомец? Детективы оставили таинственный рисунок. Нам нужно его расшифровать, и тогда мы узнаем имя владельца пропавших сокровищ.
(веб-сервис «Генератор ребусов» http://rebus1.com)
3. Актуализация знаний
Как же зовут нашего таинственного незнакомца? (Фразеологизм)
Для успешного проведения расследования мы должны собрать всю информацию о нем (ответы обучающихся)
«Мои юные друзья, в качестве подсказки мы с Холмсом отправляем вам карту. Следуя намеченному маршруту, вы сможете найти все сокровища господина F. Полную опись драгоценностей господина F высылаем вместе с картой. Ваш доктор Ватсон».
Учитель: Наш урок будет увлекательным! Работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил. А надежным помощником сегодня вам станет фразеологический словарь русского языка.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова.
4. Повторение и закрепление изученного материала
Мы разделимся на 2 команды, «Знатоки» и «Грамотеи». Участники команды, которая наиболее успешно выполнит поставленную задачу, станут сотрудниками детективного агентства «Шерлок Холмс».
Учитель: Готовы? Открываем карту. В путь, мои юные друзья!
Станция №1 «Во всю Ивановскую» (знакомство со значением и происхождением фразеологизма)
Учитель: Составьте предложение с фразеологизмом «во всю Ивановскую» (запись в тетрадь). В отличие от глашатая, нам предстоит выполнить первое задание молча.
Задание: при помощи пантомимы два участника от каждой команды изображают фразеологизмы, а остальные учащиеся должны угадать, что это за фразеологизм и объяснить его значение.
1) ломать голову
|
1) зарубить на носу
|
Учитель: Молодцы! Вы мастера на все руки. Первая часть сокровищ собрана, и мы отправляемся дальше.
Станция №2 «С коломенскую версту» (знакомство со значением и происхождением фразеологизма)
Задание (индивидуальная работа с Google формой): объяснить значение каждого фразеологизма одним словом. Составьте предложение с фразеологизмом «с коломенскую версту» (запись в тетрадь).
https://docs.google.com/forms/d/1G7nch-L-gBEcE5EDW_cr4Uk1AfSOeZ8L5-bm2Fjrw2M/edit?usp=sharing
Коллективная проверка: сломя голову (быстро), как сельдь в бочке (тесно), ни свет ни заря (рано), точить лясы (болтать), зимой снега не выпросишь (жадный) , ни зги не видно (темно), от горшка два вершка (маленький), дать нагоняй (наказывать), непочатый край (много), стреляный воробей (опытный человек).
Учитель: Не успели мы и глазом моргнуть, как в сокровищнице появилось несколько замечательных экземпляров. А наше путешествие продолжается.
Станция №3 «Гордиев узел» (знакомство со значением и происхождением фразеологизма)
Задание (групповая работа с Google документом):
Мы вышли на перекресток дорог, но столб с указателями упал, и все таблички смешались. Чтобы все восстановить, нужно
- команде «Знатоки» - найти фразеологизмы-синонимы;
- команде «Грамотеи» - найти фразеологизмы-антонимы.
https://docs.google.com/document/d/1G3jCKzL19CfdpokUOntFl2joewQcX1dvMglXJplTVM8/edit?usp=sharing
(Ответы команды вносят в документ. Представители команд представляют результаты работы. Проверка и корректировка ответов).
Учитель: В этом испытании вы держались на высотеи смогливместе решить непростое задание! Составьте предложение с фразеологизмом «гордиев узел» (запись в тетрадь). Устали, ломая голову над сложными вопросами? Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка
Встанем как аршин проглотили.
Проголосуем обеими руками.
Согнемся в три погибели.
Попрыгаем, как заяц.
Дадим задний ход.
Посмотрим друг другу в глаза.
Побьем друг другу челом.
Разведем руками.
А теперь руки в брюки.
Держим нос по ветру.
Но в ногах правды нет.
Занимайте свои места.
Учитель: Отдохнули? Можем двигаться дальше? У всех нас есть верный друг и помощник, который может ответить на любой вопрос. Именно он подскажет, что обозначает фразеологизм или иной оборот речи. А о ком идёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: "Любой он речи государь - наш всезнающий ...». Правильно, это словарь. Мы знаем много разных словарей, а сегодня познакомимся ещё с одним - фразеологическим. Давайте найдём в нём фразеологизм "бить баклуши" и узнаем его значение (работа со словарем).
Учитель: Ребята, надо торопиться. Скоро мы найдем все сокровища. Я бы хотела проверить быстроту вашей реакции, ведь настоящий сыщик должен быть быстрым, ловким и находчивым. Не забудьте взять с собой помощника - словарь.
Станция №4 «За пояс заткнуть» (знакомство со значением и происхождением фразеологизма)
Задание-викторина (мультимедийная презентация):
- Вставьте слово, всегда употребляющееся в составе данных фразеологизмов?
Делить шкуру неубитого…(медведя), купить…в мешке (кота), …в мешке не утаишь (шила), платить той же… (ценой), беречь как…ока (зеницу), согнуть в…рог (бараний), толочь…в ступе (воду).
- Отгадайте фразеологические загадки:
- Ее бьют, если надо предотвратить опасность. (Тревогу)
- Их вещают, когда приходят в отчаяние. (Нос и голову)
- Она уходит в пятки, когда вы испытываете страх. (Душа)
- Ее ломают, когда усиленно над чем-то думают. (Голову)
- Их кладут на полку, когда нечего есть. (Зубы)
Учитель: Молодцы! Вы все настоящие знатоки и детективы. Охарактеризуйте результаты нашей работы, используя фразеологизм «за пояс заткнуть» (запись в тетрадь).
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Ребята, время нашего путешествия истекло. Мы собрали все сокровища господина Фразеологизма и теперь возвращаемся домой.
Станция №5 «Время истекло» (знакомство со значением и происхождением фразеологизма)
Учитель: Вы полностью справились с поставленной задачей. А это значит, что с сегодняшнего дня вы являетесь сотрудниками детективного агентства «Шерлок Холмс».
Давайте вспомним, с какими речевыми оборотами вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали? В чём вы испытывали трудности?
А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, используя сигнальные карточки с фразеологизмами (зеленая карточка - "засучив рукава, в поте лица, ломать голову", белая - "спустя рукава, валять дурака, бить баклуши")
Учитель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу нашего путешествия мы устали, но не вышли из себя, а продолжили работу. Сегодня ни один из учеников не тянул кота за хвост.
Молодцы, ребята! Спасибо!
Оценивание.
Домашнее задание: Коллективный проект «Электронный сборник фразеологизмов «В мире животных»
https://docs.google.com/presentation/d/1yV2Hzf2Y94LLem8OSGeeIoh3-47EUJ20CzdBkSDCzV0/edit?usp=sharing