В процессе преподавания геометрии, мы сталкиваемся с тем, что учащиеся 7 класса в недостаточной мере обладают навыками смыслового чтения. Начиная изучать новую науку, они оказываются не способны прочитать и осмыслить новые определения, найти им правильное место в иерархической структуре определений. Учащимся сложно разобраться в формулировке теоремы и понять логику и последовательность ее доказательства.
Чтобы подготовить шестиклассников к изучению геометрии, был разработан и использован в рамках внеурочной деятельности 10-часовой курс, целью которого является работа с научно-популярными текстами по математике. За основу курса взяты тексты из книги "Занимательная математика в рассказах для детей". Выбор данной книги обусловлен тем, что тексты, приведенные в ней, расширяют кругозор школьников, развивают интерес к математике и, кроме того, достаточно сложные для учеников шестого класса. То есть, учащимся приходится прикладывать определенные усилия для того, чтобы осмыслить текст и обработать новую для них информацию.
Для каждого ученика на каждое занятие был подготовлен печатный лист, на одной стороне которого были приведены выдержки из книжной статьи, а на оборотной стороне листа предложены задания по этому тексту. Использовались следующие статьи: "Один, два, много", "Фигурные числа", "Про квадрат", "Магические квадраты", "Координаты", "Рене Декарт", "Шифры", "Лист Мёбиуса", "Золотое сечение", "Алгоритм".
На занятии учащиеся самостоятельно знакомились с текстом, выделяли в нем новые непонятные слова и предложения, пытались самостоятельно определить идею статьи и осмыслить прочитанное. После этого проходило обсуждение текста, ребята делились впечатлениями от прочитанного. Далее мы коллективно разбирались с непонятными местами в тексте, при необходимости искали дополнительную информацию в интернете.
Важно, что в если в статье присутствует новый термин, то учащимся предлагается самостоятельно дать его определение через родовое понятие и отличительные признаки определяемого объекта. Кроме этого, в заданиях к тексту предлагаются развивающие и творческие упражнения.
Одним из результатов работы по данному курсу стало написание несколькими учениками научно-исследовательских работ на заинтересовавшие их темы. Работы были представлены и успешно защищены на научно-практической конференции.
Мне думается, что разработанный курс будет полезен для подготовки шестиклассников к изучению не только геометрии, но и таких предметов школьной программы, как физика и химия.
Ниже приведены варианты заданий к текстам:
Задания к статье "Про квадрат":
1. Используя интернет-ресурсы, дай определение квадрата, соблюдая структуру определения (определяемый термин; родовое понятие; отличительные признаки).
2. Продолжи фразу: "Квадрирование - это... "
3. Построй прямоугольник со сторонами 12 и 16 см. Придумай и начерти, выделив разными цветами, три различных варианта разбиения этого прямоугольника на квадраты.
- Для каждого разбиения вычисли площади квадратов.
- Для каждого разбиения запиши формулу для вычисления площади заданного прямоугольника через площади квадратов. Проанализируй полученные результаты.
Задания к статье "Рене Декарт":
1. Составь развернутый план пересказа статьи.
2. Заполни таблицу, используя информацию из статьи:
Год |
Событие |
1596 |
|
3. Сформулируй четыре принципа ученого из книги Декарта "Рассуждения о методе".
4. Запиши самую знаменитую по Декарту истину, не подлежащую сомнению.
Задания к статье "Шифры":
1. С помощью интернет-ресурсов найди и запиши где используются технологии шифрования в наше время.
2. Найди в источниках и выпиши фамилии и имена наиболее известных создателей шифров и предложенные ими способы шифрования.
3. Придумай свой шифр, опиши его и попробуй зашифровать стихотворение А.С.Пушкина:
Оригинал |
Зашифрованный текст |
О сколько нам открытий чудных |
|
Готовят просвещенья дух |
|
И опыт, сын ошибок трудных, |
|
И гений, парадоксов друг. |
|
И случай, бог изобретатель... |
|
Список литературы
1. Занимательная математика в рассказах для детей / авт.-сост. А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова - М., АСТ: Астрель, 2011.