Цели: изучить отличительные признаки неопределенных местоимений, их образование и правописание.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- знакомство с неопределенными местоимениями;
- совершенствование орфографических навыков;
- формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция логического мышления на основе формирования коммуникативных умений, познавательного интереса обучающихся.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание культуры речи, толерантности обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осознание лексического и грамматического богатства русского языка;
- позитивная моральная самооценка;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
- извлечение фактуальной информации из учебных текстов;
- вычитывание информации, представленной в форме таблицы;
- определение последовательности действий, работа по плану;
- оценка достигнутых результатов;
- преобразование визуальной информации в текстовую;
- соблюдение основных норм современного русского литературного языка;
- свободное изложение мыслей в устной форме;
- соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.
Познавательные УУД:
- формирование понимания значений неопределенных местоимений, умений использовать их в тексте.
Коммуникативные УУД:
- формирование умений представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- осознание важности и необходимости общения в учебной среде.
Регулятивные УУД:
- формирование умений самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней, планировать общие способы работы.
Предметные УУД:
- формирование знаний о характеристиках местоимений по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли местоимений, о разрядах местоимений.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие учителем обучающихся, психологический настрой к уроку.
Учитель: Добрый день, ребята!
Я рада приветствовать вас в классе нашем. Возможно, места есть и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!
Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.
Запишите в тетрадь число, Классная работа. Пропустите строчку для темы урока.
2. Опрос-повторение
Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (местоимение)
Посмотрите на слайд и назовите разряды местоимений, которые мы уже изучили.
Приведите примеры местоимений изученных разрядов.
3. Актуализация знаний обучающихся
1) Игра «Корректор».
Задание: исправить ошибки:
Взял у ней
С ими
Ихние книги
Сел напротив его
Запишите в тетради правильные варианты.
(Проверка по слайду)
2) Поставьте местоимения в начальную форму.
Со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, от которых, сколькими.
Запишите в тетради начальную форму местоимений.
(Проверка по слайду)
4. Определение темы урока
Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю.
(Демонстрируется слайд со звуками моря).
Учитель читает текст (на слайде):
Стихотворение А.Коваля «На яхте»
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.А вечером после заката
На берег вернуться домой. -
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:
- Кто поплыл на яхте?
- О чём кричали чайки?
- Какие люди встретили его?
- Какой дельфин нырял в волны?
(Кто-то поплыл, кричали о чём-то, какие-то люди, какой-то дельфин)
Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?
(Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке).
Итак, ребята, сегодня речь пойдет о местоимениях, которые называют предметы, признаки, количество неопределенно. Как вы думаете, как называются такие местоимения? (неопределенные местоимения)
Записываем тему в тетради:
Неопределенные местоимения
Давайте выясним значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова:
- Точно не установленный.
- Не вполне отчетливый.
5. Определение целей урока
Ребята, давайте попробуем определить цели нашего урока. Закончите предложения:
Сегодня мы должны познакомиться…
узнать…
научиться… (ответы обучающихся)
(Проверка по слайду)
Итак, мы отправляемся в путешествие за знаниями!
6. Работа по теме урока
Ребята, посмотрите на слайд. Давайте прочитаем примеры неопределенных местоимений. Как они пишутся?
А сейчас рассмотрите таблицу.
На что указывают данные неопределенные местоимения?
(Работаем с таблицей, которая поэтапно открывается на слайде, обсуждаем).
Таблица 1
Некто
Нечто Кое-кто |
Некий
|
Несколько
|
Кое-где
|
|
Неопределенные местоимения указывают
|
||||
Предмет |
Признак предмета |
Количество |
Признак действий |
А сейчас вы узнаете, как образуются неопределенные местоимения.
Рассмотрите таблицу:
Таблица 2
Вопросительные местоимения |
Неопределённые местоимения |
|
кто
|
некто
|
кое-кто
|
Ответьте на вопросы:
- От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?
- С помощью чего они образуются?
(С помощью приставок не-, кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь).
7. Физминутка «Морская»
(Демонстрируется слайд со звуками моря).
1) Активная часть.
Мы руками поведем -
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре -
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять.
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть.
Раз, два, три, четыре,
На счет пять - за парты сесть!
2) Релаксация.
А сейчас закройте глаза и послушайте звуки моря.
«Вы на берегу моря. Вы лежите на пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого ветерка на вашем лице.
Вы дышите вместе с морем. Вы становитесь одним целым с ним. Море - это вы сами. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия».
А сейчас откройте глаза, часто поморгайте, встряхните руками.
Вы готовы продолжать работу на уроке?
8. Изучение правописания местоимений
Прочитайте слова на слайде.
Как пишется приставка не-?
Вывод: Приставка не- всегда ударная, пишется со словами слитно.
Изучите правописание местоимений
Как пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь?
Вывод:
кое-, -либо, -то, -нибудь -
про дефис не позабудь!
А сейчас сравните написание слов:
КОЕ-КОГО |
КОЕ У КОГО |
КОЕ-КОМУ |
КОЕ К КОМУ |
КОЕ-КЕМ |
КОЕ С КЕМ |
От каких условий зависит выбор дефисного и раздельного написания приставки кое?
Делаем вывод: Если после приставки кое- следует предлог, местоимение пишется раздельно (в 3 слова).
Изучаем обобщающую таблицу:
Таблица 3
Неопределенные местоимения пишутся | ||
Вместе |
Раздельно |
Через дефис |
Некто |
Кое с кем |
Кто-то |
Нечто |
Кое для кого |
Чей-либо |
Некий |
Кое о чем |
Где-нибудь |
Некоторый |
Кое по кому |
Кое-какой |
Приставка не- пишется слитно |
В падежных формах
|
Частицы
|
Комментируем таблицу, делаем выводы.
9. Закрепление материала
А сейчас пришло время применить наши знания! Выполним упражнения!
Записать предложения, раскрывая скобки, подчеркнуть неопределенные местоимения.
- По темному небу золотым узором звезд написано (не)что торжественное.
- Перед костром сидело (не)сколько человек.
- Вдруг раздались чьи(то) шаги.
- Кто(то) постучал в дверь.
- Кому(то) принесли от мастера ларец.
- Что(то) прошелестело рядом, кто(то) прошел невидимый.
- Какой(то) непонятный звон слышен в лесах.
Обучающиеся работают самостоятельно. Затем выполняется взаимопроверка по слайду.
Игра «Реставратор». Работа в парах.
Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения.
Вдруг --- шлепнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. --- птицы, испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть --- подобное.
Обучающиеся работают парами, затем проверяют работу по слайду.
Вдруг что-то шлепнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. Какие-то птицы, испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.
10. Итоги урока. Рефлексия
В конце урока, ребята, мы посмотрим с вами финал одного фильма. Угадайте его название. Мы читали произведение, по которому снят фильм, на уроках литературы.
(Просмотр финала фильма «Алые паруса»)
Вы узнали эту историю, ребята?
Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок закончился именно этими словами: «Нужно верить в чудеса! Нужно делать чудеса своими руками!»
Домашнее задание: выписать из произведения «Алые паруса» (по учебнику литературы) 5 предложений с различными местоимениями, подчеркнуть эти местоимения.
А сейчас закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
- Мое настроение после урока…
Спасибо за работу, ребята! Вы хорошо потрудились сегодня!
(Оценивание)
Наш урок окончен. До свидания!