Урок русского языка в 6-м классе "Неопределенные местоимения"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, местоимение, Неопределенные местоимения


Цели: изучить отличительные признаки неопределенных местоимений, их образование и правописание.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • знакомство с неопределенными местоимениями;
  • совершенствование орфографических навыков;
  • формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция логического мышления на основе формирования коммуникативных умений, познавательного интереса обучающихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание культуры речи, толерантности обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • осознание лексического и грамматического богатства русского языка;
  • позитивная моральная самооценка;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные УУД:

  • извлечение фактуальной информации из учебных текстов;
  • вычитывание информации, представленной в форме таблицы;
  • определение последовательности действий, работа по плану;
  • оценка достигнутых результатов;
  • преобразование визуальной информации в текстовую;
  • соблюдение основных норм современного русского литературного языка;
  • свободное изложение мыслей в устной форме;
  • соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

  • формирование понимания значений неопределенных местоимений, умений использовать их в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
  • осознание важности и необходимости общения в учебной среде.

Регулятивные УУД:

  • формирование умений самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней, планировать общие способы работы.

Предметные УУД:

  • формирование знаний о характеристиках местоимений по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли местоимений, о разрядах местоимений.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие учителем обучающихся, психологический настрой к уроку.

Учитель: Добрый день, ребята!

Я рада приветствовать вас в классе нашем. Возможно, места есть и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!

Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

Запишите в тетрадь число, Классная работа. Пропустите строчку для темы урока.

2. Опрос-повторение

Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (местоимение)

Посмотрите на слайд и назовите разряды местоимений, которые мы уже изучили.

Приведите примеры местоимений изученных разрядов.

3. Актуализация знаний обучающихся

1) Игра «Корректор».

Задание: исправить ошибки:

Взял у ней
С ими
Ихние книги
Сел напротив его

Запишите в тетради правильные варианты.

(Проверка по слайду)

2) Поставьте местоимения в начальную форму.

Со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, от которых, сколькими.

Запишите в тетради начальную форму местоимений.

(Проверка по слайду)

4. Определение темы урока

Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю.

(Демонстрируется слайд со звуками моря).

Учитель читает текст (на слайде):

Стихотворение А.Коваля «На яхте»

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката
На берег вернуться домой. -
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:

- Кто поплыл на яхте?

- О чём кричали чайки?

- Какие люди встретили его?

- Какой дельфин нырял в волны?

(Кто-то поплыл, кричали о чём-то, какие-то люди, какой-то дельфин)

Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?

(Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке).

Итак, ребята, сегодня речь пойдет о местоимениях, которые называют предметы, признаки, количество неопределенно. Как вы думаете, как называются такие местоимения? (неопределенные местоимения)

Записываем тему в тетради:

Неопределенные местоимения

Давайте выясним значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова:

  • Точно не установленный.
  • Не вполне отчетливый.

5. Определение целей урока

Ребята, давайте попробуем определить цели нашего урока. Закончите предложения:

Сегодня мы должны познакомиться…
узнать…
научиться… (ответы обучающихся)

(Проверка по слайду)

Итак, мы отправляемся в путешествие за знаниями!

6. Работа по теме урока

Ребята, посмотрите на слайд. Давайте прочитаем примеры неопределенных местоимений. Как они пишутся?

А сейчас рассмотрите таблицу.

На что указывают данные неопределенные местоимения?

(Работаем с таблицей, которая поэтапно открывается на слайде, обсуждаем).

Таблица 1

Некто
Нечто
Кое-кто

Некий
Некоторый
Какой-то

Несколько
Сколько-нибудь

Кое-где
Когда-то
Как-нибудь

Неопределенные местоимения указывают
На неопределенный (-ое)

Предмет

Признак предмета

Количество

Признак действий

А сейчас вы узнаете, как образуются неопределенные местоимения.

Рассмотрите таблицу:

Таблица 2

Вопросительные местоимения

Неопределённые местоимения

кто
что
который
сколько

некто
нечто
некоторый
несколько

кое-кто
что-то
какой-либо
сколько-нибудь

Ответьте на вопросы:

- От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

- С помощью чего они образуются?

(С помощью приставок не-, кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь).

7. Физминутка «Морская»

(Демонстрируется слайд со звуками моря).

1) Активная часть.

Мы руками поведем -
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре -
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять.
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть.
Раз, два, три, четыре,
На счет пять - за парты сесть!

2) Релаксация.

А сейчас закройте глаза и послушайте звуки моря.

«Вы на берегу моря. Вы лежите на пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого ветерка на вашем лице.

Вы дышите вместе с морем. Вы становитесь одним целым с ним. Море - это вы сами. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия».

А сейчас откройте глаза, часто поморгайте, встряхните руками.

Вы готовы продолжать работу на уроке?

8. Изучение правописания местоимений

Прочитайте слова на слайде.

Как пишется приставка не-?

Вывод: Приставка не- всегда ударная, пишется со словами слитно.

Изучите правописание местоимений

Как пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь?

Вывод:

кое-, -либо, -то, -нибудь -
про дефис не позабудь!

А сейчас сравните написание слов:

КОЕ-КОГО

КОЕ У КОГО

КОЕ-КОМУ

КОЕ К КОМУ

КОЕ-КЕМ

КОЕ С КЕМ

От каких условий зависит выбор дефисного и раздельного написания приставки кое?

Делаем вывод: Если после приставки кое- следует предлог, местоимение пишется раздельно (в 3 слова).

Изучаем обобщающую таблицу:

Таблица 3

Неопределенные местоимения пишутся

Вместе

Раздельно

Через дефис

Некто

Кое с кем

Кто-то

Нечто

Кое для кого

Чей-либо

Некий

Кое о чем

Где-нибудь

Некоторый

Кое по кому

Кое-какой

Приставка не- пишется слитно

В падежных формах
С предлогами все части слова с частицей кое- пишутся раздельно

Частицы
-то, -либо,
-нибудь, кое- пишутся через дефис

Комментируем таблицу, делаем выводы.

9. Закрепление материала

А сейчас пришло время применить наши знания! Выполним упражнения!

Записать предложения, раскрывая скобки, подчеркнуть неопределенные местоимения.

  1. По темному небу золотым узором звезд написано (не)что торжественное.
  2. Перед костром сидело (не)сколько человек.
  3. Вдруг раздались чьи(то) шаги.
  4. Кто(то) постучал в дверь.
  5. Кому(то) принесли от мастера ларец.
  6. Что(то) прошелестело рядом, кто(то) прошел невидимый.
  7. Какой(то) непонятный звон слышен в лесах.

Обучающиеся работают самостоятельно. Затем выполняется взаимопроверка по слайду.

Игра «Реставратор». Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения.

Вдруг --- шлепнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. --- птицы, испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть --- подобное.

Обучающиеся работают парами, затем проверяют работу по слайду.

Вдруг что-то шлепнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. Какие-то птицы, испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

10. Итоги урока. Рефлексия

В конце урока, ребята, мы посмотрим с вами финал одного фильма. Угадайте его название. Мы читали произведение, по которому снят фильм, на уроках литературы.

(Просмотр финала фильма «Алые паруса»)

Вы узнали эту историю, ребята?

Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок закончился именно этими словами: «Нужно верить в чудеса! Нужно делать чудеса своими руками!»

Домашнее задание: выписать из произведения «Алые паруса» (по учебнику литературы) 5 предложений с различными местоимениями, подчеркнуть эти местоимения.

А сейчас закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Мое настроение после урока…

Спасибо за работу, ребята! Вы хорошо потрудились сегодня!

(Оценивание)

Наш урок окончен. До свидания!