Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложносочиненное предложение с соединительными союзами»

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык, сложносочиненное предложение, Сложносочиненное предложение с соединительными союзами


Номинация

1.4. Урок в 5-11 классах с использованием дистанционных образовательных технологий.
1.4.4. Современный урок русского языка.

Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

Сайт Захарьиной. Тест по русскому языку «ОГЭ-2020.

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетаний. Синонимичные словосочетания» №7 для 9 класса https://saharina.ru/tests/test.php?name=test323.xml

Видеоурок на образовательной платформе Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2236/main/
Многофункциональный конструктор тестов Online Test Pad
https://onlinetestpad.com/ru/test/5876-slozhnosochinennoe-predlozhenie

Методическая записка

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма проведения урока

Урок-мультимедиа

Целеполагание - образовательный результат

Цели урока:
1. Образовательные: закрепить умение отличать ССП от других видов предложений; познакомить с группами ССП по значению и союзам; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
2.Воспитывающие: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, обобщать; развитие умения преобразовывать текст в таблицу.

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:
Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять значение союзов в ССП, умение находить грамматическую основу предложения, составлять схему сложносочиненного предложения, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, определять роль сложносочиненных предложений в тексте.
Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.
Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.
Коммуникативные: формировать умениедостаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:
ИКТ, компьютер, планшеты, образовательные платформы: образовательная платформа Российская электронная школа, сайт Захарьиной, многофункциональный конструктор тестов Online Test Pad.

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

На этапе «Актуализация знаний по теме «Словосочетание» была предложена работа на сайте Захарьиной, в ходе которой осуществлялось как повторение материала по теме «Словосочетание», так и подготовка к ОГЭ. Выход на тему урока осуществлялся с помощью рабочего материала, записанного дома после просмотра урока на образовательной платформе «Российская электронная школа».
На основном этапе урока использовался материал, взятый из тренировочных заданий с образовательной платформы «Российская электронная школа».
В качестве домашнего задания предложено выполнить тест по теме «Сложносочиненное предложение с соединительными союзами» на платформе «Многофункциональный конструктор тестов Online Test Pad»

Методические приемы, технологии

На уроке использовались различные методы обучения: видеометод, словесный, частично-поисковый, наблюдение, дидактические упражнения, метод программированного обучения. Технологии: элементы технологии интегрированного обучения, ИКТ-технология, элементы технологии проблемного обучения.

Цели урока:

  • Образовательные: закрепить умение отличать ССП от других видов предложений;
  • познакомить с группами ССП по значению и союзам; совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП.
  • Воспитывающие: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи.
  • Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, обобщать; развитие умения преобразовывать текст в таблицу.

Оборудование урока (средства обучения): Учебник, тестовые задания, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем шараду - антоним к слову простое ( сложное ), средняя единица языка - предложение.

А о каком СП пойдет сегодня речь? (о ССП)

Записываем тему в тетради.

Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).

2. Актуализация знаний по теме «Словосочетание»

Подготовка к ОГЭ. Работа с сайтом Захарьиной

Тест по русскому языку «ОГЭ-2020.

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетаний. Синонимичные словосочетания» №7 для 9 класса

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test323.xml

3. Работа по теме урока

(просмотрев дома видеоурок и сделав записи) на сайте «Российская электронная школа)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2236/main/

- Какие предложения называются ССП?

- Назовите сочинительные союзы

- Какие знаки препинания ставятся в ССП?

- Когда в ССП не ставится запятая?

А) Запись предложений с объяснением.

Задание: Подчеркнуть грамматические основы и начертить схемы предложений.

  1. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело.
  2. Солнце пригрело, и с крыш светились сосульки.
  3. Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
  4. На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
  5. Сколько стоит и кто заплатит.
  6. Тишина и умиротворение.
  7. Учиться и еще раз учиться.
  8. Ветерок зашелестит и зашепчет в листах темнеющей дубравы.

Б) внимательно прочитайте стихотворение А.С Пушкина «К***» Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, подчеркните грамматические основы и начертите схемы.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

(одновременность)

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
(последовательность)

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(причинно-следственная связь)

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(одновременность)
1825 г.

- Какова роль ССП в тексте стихотворения А.С.Пушкина? (Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий)

4. Работа с раздаточным материалом. Дифференцированные задания

А) Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1. Дохнул мороз. Рады мы проказам матушки - зимы.

2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.

3. Глядел мальчик очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.

4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.

5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.

6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.

7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи и лисьи шкуры.

8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.

9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.

10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.

Б) Упражнение 64 (по заданию к упражнению)

В) Тест по теме «Сложносочиненное предложение».

1. Определите сложное предложение.

А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.

D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.

2. Определите сложносочинённое предложение.

А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.

А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.

Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

6. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.

В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.

С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.

Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.

7. Определите сложное предложение.

А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.

В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.

D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.

Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.

А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.

В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.

С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.

Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.

9. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

Ключ к тесту

  1. D
  2. С
  3. Е
  4. А
  5. А
  6. С
  7. Е
  8. В
  9. А

5. Рефлексия

  • Я сегодня понял…
  • Я сегодня научился…
  • Мне показалось трудным…

6. Домашнее задание

Параграф учебника, решить тест по ссылке, результат отправить учителю, подписав имя и фамилию

>https://onlinetestpad.com/ru/test/5876-slozhnosochinennoe-predlozhenie