Номинация |
1.4. Урок в 5-11 классах с использованием дистанционных образовательных технологий.
|
Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны) |
Сайт Захарьиной. Тест по русскому языку «ОГЭ-2020. Задание 4. Синтаксический анализ словосочетаний. Синонимичные словосочетания» №7 для 9 класса https://saharina.ru/tests/test.php?name=test323.xml
Видеоурок на образовательной платформе Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2236/main/
|
Методическая записка
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Форма проведения урока |
Урок-мультимедиа |
Целеполагание - образовательный результат |
Цели урока:
|
Проектирование образовательных результатов |
Образовательные результаты:
|
Информационно-образовательная среда урока/занятия |
Информационные технологии и электронные средства обучения:
|
Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии) |
На этапе «Актуализация знаний по теме «Словосочетание» была предложена работа на сайте Захарьиной, в ходе которой осуществлялось как повторение материала по теме «Словосочетание», так и подготовка к ОГЭ. Выход на тему урока осуществлялся с помощью рабочего материала, записанного дома после просмотра урока на образовательной платформе «Российская электронная школа».
|
Методические приемы, технологии |
На уроке использовались различные методы обучения: видеометод, словесный, частично-поисковый, наблюдение, дидактические упражнения, метод программированного обучения. Технологии: элементы технологии интегрированного обучения, ИКТ-технология, элементы технологии проблемного обучения. |
Цели урока:
- Образовательные: закрепить умение отличать ССП от других видов предложений;
- познакомить с группами ССП по значению и союзам; совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП.
- Воспитывающие: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи.
- Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, обобщать; развитие умения преобразовывать текст в таблицу.
Оборудование урока (средства обучения): Учебник, тестовые задания, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем шараду - антоним к слову простое ( сложное ), средняя единица языка - предложение.
А о каком СП пойдет сегодня речь? (о ССП)
Записываем тему в тетради.
Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).
2. Актуализация знаний по теме «Словосочетание»
Подготовка к ОГЭ. Работа с сайтом Захарьиной
Тест по русскому языку «ОГЭ-2020.
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетаний. Синонимичные словосочетания» №7 для 9 класса
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test323.xml
3. Работа по теме урока
(просмотрев дома видеоурок и сделав записи) на сайте «Российская электронная школа)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2236/main/
- Какие предложения называются ССП?
- Назовите сочинительные союзы
- Какие знаки препинания ставятся в ССП?
- Когда в ССП не ставится запятая?
А) Запись предложений с объяснением.
Задание: Подчеркнуть грамматические основы и начертить схемы предложений.
- Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело.
- Солнце пригрело, и с крыш светились сосульки.
- Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
- На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
- Сколько стоит и кто заплатит.
- Тишина и умиротворение.
- Учиться и еще раз учиться.
- Ветерок зашелестит и зашепчет в листах темнеющей дубравы.
Б) внимательно прочитайте стихотворение А.С Пушкина «К***» Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, подчеркните грамматические основы и начертите схемы.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
(одновременность)Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
(последовательность)В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(причинно-следственная связь)И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(одновременность)
1825 г.
- Какова роль ССП в тексте стихотворения А.С.Пушкина? (Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий)
4. Работа с раздаточным материалом. Дифференцированные задания
А) Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
1. Дохнул мороз. Рады мы проказам матушки - зимы.
2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.
3. Глядел мальчик очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.
4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.
5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.
6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.
7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи и лисьи шкуры.
8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.
9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.
10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.
Б) Упражнение 64 (по заданию к упражнению)
В) Тест по теме «Сложносочиненное предложение».
1. Определите сложное предложение.
А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.
2. Определите сложносочинённое предложение.
А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
6. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
7. Определите сложное предложение.
А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.
А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
9. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
Ключ к тесту
- D
- С
- Е
- А
- А
- С
- Е
- В
- А
5. Рефлексия
- Я сегодня понял…
- Я сегодня научился…
- Мне показалось трудным…
6. Домашнее задание
Параграф учебника, решить тест по ссылке, результат отправить учителю, подписав имя и фамилию
>https://onlinetestpad.com/ru/test/5876-slozhnosochinennoe-predlozhenie