ЦЕЛЬ: учить детей различать звуки [с]-[ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
ЗАДАЧИ:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов. - Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
- Расширять сенсомоторный репертуар.
- Развивать межполушарные взаимодействия.
- Развивать умение владеть интонацией.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, мяч, на каждого ребёнка звуковые линейки и символы звуков [с] и [ш] или буквы с и ш, текстовые файлы с заданиями.
Ход занятия
I. Орг. момент и повторение пройденного материала
(Слайд 2)
Игра «6-й лишний»
Дети называют слова по картинкам и определяют лишнее слово; 2 варианта ответов - пиджак (по звукам) и вишня (съедобное - несъедобное). (Слайд 3)
Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.
II. Знакомство с новым материалом
Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш]. (Слайд 4)
Однажды наш воздушный Шарик заболел. Он целый день лежал, и у него совсем не было сил, чтобы летать. Он так исхудал, что превратился в тощий блинчик. Шарику было очень грустно, и всё время хотелось плакать, а потом стало так плохо, что пришлось вызывать Скорую помощь. Главным врачом Скорой помощи оказался наш знакомый папа-насос. Он внимательно осмотрел больного и поставил диагноз: разрыв главной нитяной артерии Шарика. Доктор-насос стал потихоньку закачивать в Шарик чистейший живительный воздух. Через некоторое время Шарик открыл глаза и засмеялся. Врач-насос крепко-накрепко завязал хвостик Шарика новыми наикрепчайшими нитками и облегчённо вздохнул: жизнь Шарика была спасена.
(Слайд 5) Шарику стало так легко и весело, что они с папой насосом отправились на прогулку. От счастья, что он прекрасно себя чувствует, Шарик запел свою песенку: (Слайд 6)
Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!..
Я из рук рванулся сразу -
Видно плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу всё выше, выше!
ША - ШО - ШУ - ШИ - ШЕ! (Слайд 7)
Доктор папа-насос был так счастлив, что всё хорошо кончилось, что тоже стал петь свою песенку.
Жил - был насос, жил-был насос.
Любил смеяться он до слёз.
Любил качать он колесо.
СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.
- Кто догадался, какая тема нашего занятия? (Слайд 8)
- Звуки [с] и [ш] и буквы С и Ш. (Слайд 9)
- Посмотрите внимательно на слайд и устно дайте характеристику каждому звуку. (Слайд 10)
А теперь ответьте устно на вопросы.
1. Какие звуки может обозначать буква Ш («Ша)?
2. Звук [ш] непарный по какому признаку?
3. Звук [ш] парный по какому признаку?
4. Какие звуки может обозначать буква С («эс»)?
5. Чем отличается звук [с] от звука [с']?
6. Звук [с] парный по какому признаку?
Ответы можно проверить на слайде 11. (Слайды 12-13)
- Зарисуйте портреты наших героев и охарактеризуйте их любимые звуки (с опорой на таблицу) (Слайды 14-15)
- Звук [с] согласный, т.к. есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] твёрдый, глухой.
- Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ш] твёрдый, глухой.
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1 - руку на горло, 2 - закрыть уши).
Таблица. Сравнение фонетических и артикуляционных характеристик звуков.
[ж] |
ЗВУКИ |
[з] |
|
1. Гласный или согласный? |
|
|
2. Твёрдый или мягкий? Парный или непарный? |
|
|
3. Звонкий или глухой?
|
|
|
4. Губы |
|
|
5. Язык |
|
|
6. Воздушная струя |
|
- С опорой на таблицу запишите в тетрадь сравнительные фонетические и артикуляционные характеристики звуков. Отличия подчеркните красным цветом.
Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах. (Слайд 16)
Насос Самсон и шарик Шурик стали друзьями. Им очень нравилось гулять по парку, дышать свежим воздухом и, сидя на скамеечке, повторять свои любимые слоги. (Слайд 17)
а). Чтение слогов по слоговой таблице:
- Читайте слоги строками: сначала слог шарика Шурика, одновременно поднимая округлые руки вверх, показывая форму шарика, и сразу же слог насоса Самсона, одновременно опуская руки вниз и качая воображаемый насос. Вам помогут стрелочки: ша - са, шо - со…
- Затем щёлкайте мышью!
- А теперь наоборот: читайте слог насоса, и сразу же слог шарика, сопровождая соответствующими движениями рук: са - ша…
- Потом щелкните мышью!
- А сейчас читайте строки из 4-х слогов!
(Слайд 18)
- А теперь читаем слоги сначала столбиками, а затем строками
- шас - саш
- шос - сош
- шус - суш
- шис - сыш
- шес - сэш
(Слайд 19)
- сша - шса
- сшо - шсо
- сшу - шсу
- сши - шсы
- сше - шсэ
б). Игра «Наоборот» с мячом. (Слайд 20)
Чтобы у шарика оставалось настроение хорошим, папа насос затеял игру «Наоборот». Шурик с Самсоном стали менять звук [ш] на [с], а [с] на [ш] в слогах и словах. Присоединяйтесь к ним и также поиграйте!
Нажмите на кнопку звука, слушайте слоги и слова, меняйте звуки и говорите, что у вас получилось, например: слышите слог ша - отвечаете са, слышите слово сутки - отвечаете шутки….
- ша - (са), шо -…, су -…
- ша, са - (са, ша), сы, ши - (ши, сы), … шутки - (сутки), крыша - …, каска - …, мышь - …, маска - …, каша - …, Мишка - …, усы - …
в) Игра «Запиши слоги" (Слайд 21)
Шурик и Самсон умеют не только правильно повторять слоги, но и записывать их. А вы, ребята, умеете?
Послушайте слоги и запишите их двумя цветами.
Какими?
Проверьте свой ответ - щёлкните мышкой.
Правильно, синей ручкой пишите буквы, обозначающие твёрдые согласные, а красной - буквы, обозначающие гласные.
Над буквой «ш» красной ручкой рисуйте овал (форма губ на звук [ш]), а над буквой «с» - улыбку!
Итак, щёлкайте мышью, слушайте, запоминайте и записывайте каждую цепочку слогов на новой строке!
ша - са - са - ша
шо - со - шо - шо
шу - шу - су - шу
сы - ши - ши - сы
сэ - ше - сэ - сэ
со - со - шо - со
Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах. (Слайд 22)
В парке работал летний кинотеатр. Шарик и насос с удовольствием посмотрели фильм о жизни животных, в названии которых были их любимые звуки. А потом они придумали игру «Сигнальщики» и стали в неё играть. (Слайд 23)
а). Игра «Сигнальщики».
Встаньте ровно, руки на пояс и маршируйте, высоко поднимая колени. Старайтесь маршировать медленно, в одинаковом ритме. Закройте глаза, откройте рот и дотрагивайтесь языком то до верхней губы, то до нижней губы.
Слушайте слова. Если услышите звук [ш] - поднимайте округлые руки вверх, изображая шарик, а если услышите звук [с] - опускайте руки вниз и качайте воображаемый насос!
Нажмите на значок, слушайте и показывайте!
Соболь, шакал, сайгак, суни, шимпанзе, сурикат, сквалодонт, спрингбок, полумышь, мартышка, росомаха, полутушканчик, кашалот, горностай, бабирусса, опоссум, клиппшпрингер, мусанг, пунарес, тукаши… волосохвост, шерстокрыл, листонос, пеструшка, шиншилула, сфинкс, слепушонка, кускус перьехвостый, шипохвост, древесномышь, присосконог мадагаскарский
б). Анализ и синтез слов. (Слайд 24) Работа со звуковой линейкой.
Рядом с кинотеатром была детская площадка. Перед горками сидел шипохвост и задумчиво смотрел на большую линейку. Он очень обрадовался появлению Шурика и Самсона и предложил им поиграть в игру "Найди своё место!" (Слайд 25)
- Послушайте слова, определяйте какой звук, [с] или [ш], есть в каждом слове и место, на котором он находится (считай звуки по пальцам или по линейке).
Запишите на новой строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте их место в слове.
Каким цветом будете писать? Почему?
Итак, щёлкайте мышью, слушайте слова, определяйте звуки, записывайте их транскрипции и цифрой обозначайте их место!
Уравновешенный, микроавтобус, молочнопромышленный, недослышать, машинописный, шумоглушитель, старшекурсник, опустошишь
в). Анализ и синтез слов. (Слайд 26)
А потом шипохвост рассказал нашим друзьям, что в этом парке есть замечательный зоопарк. Шурик и Самсон поспешили туда. (Слайд 27)
Игра «Три цвета»
- Знаете ли вы, какие животные изображены на картинках.
- Щелкните мышью по кнопке справа от картинки и проверьте свой ответ.
- Пропойте слово и запишите на свободной строке простым карандашом его транскрипцию. Слово, в котором есть звук [ш], пишите с левой стороны, а слово со звуком [с], пишите с правой стороны, а хитрые слова посередине.
- Под транскрипцией запишите слово прописными строчными буквами.
Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставьте ударение.
Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают!
Листонос, клиппшпрингер, шиншилла, шерстокрыл, пеструшка, горностай.
(Слайд 28)
Дифференциация звуков [с]-[ш] в предложениях.
Физкультминутка.
После зоопарка шарик и насос вернулись на площадку, но к тому времени шипохвост, забрав линейку, убежал по своим делам. Вдруг к площадке подбежали старушки, радостно размахивая связками сушек. Они увидели Шурика и Самсона, поздоровались и предложили им поиграть в старинную игру «Ладушки» (Слайд 29)
а). Речь с движениями. Дети делятся на пары. Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на слайде сначала в обычном темпе, затем всё быстрее и быстрее, одновременно делая хлопки руками, как при игре в ладушки.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушит штук шесть.
И спешат, спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
(Слайд 30)
б). Работа над типами интонации.
Когда игра закончилась, старушки спросили, знают ли Самсон и Шурик, что такое интонация. Шарик и насос не знали, что это такое, и тогда старушки стали объяснять им на практических примерах.
Проговорите первое предложение этой скороговорки 3 раза с разной интонацией: 1-й раз - с повествовательной, 2-й раз - с вопросительной, а 3-й раз - с восклицательной. (Слайд 31)
в). Работа над силой голоса.
Проговаривайте часть скороговорки с разной силой голоса: сначала 1 тихо, затем 2 обычно, а потом 3 шёпотом и, наконец, 4 громко. (Слайд 32)
г). Работа над логическим ударением.
Проговаривайте часть скороговорки с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчёркнутое слово.
Что значит владеть интонацией?
(Слайд 33)
д). Запись скороговорки тремя цветами.
В благодарность за науку, и чтобы сделать приятное старушкам, Шурик и Самсон записали их любимую скороговорку тремя цветами.
Запишите, начиная с новой строки, эту скороговорку тремя цветами по памяти, опираясь на схему.
(Слайд 34)
III. Итог занятия
- Какие звуки сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
- В чём различие?
- Какие задания легко было выполнять?
- Какие задания были трудными?
- Какие задания понравились?
Проверка записи. (Слайды 35-37)