Компьютерные и информационные технологии в преподавании музыки в общеобразовательной школе

Разделы: Музыка

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: музыка


В детской среде влияние информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит успешную реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Многие полагают, что компьютер в жизни ребёнка оказывает на него разрушительное влияние, другие же - напротив - способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Для того, чтобы достичь именно этого, родителям, преподавателям и самому ребёнку необходимо научиться выбирать нужную информацию, даваемую компьютером.

Преподавание уроков музыки как нельзя лучше подходит для использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе: внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация уроков музыки - одно из требований времени. Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Почему презентации эффективны?

За последнее десятилетие в мире произошла компьютерная революция. Компьютеры основательно вошли в нашу жизнь. Многие сферы деятельности человека невозможно представить без помощи компьютера. В этой ситуации возникает вопрос, как на компьютере максимально удобно и эффективно представить нужную вам информацию для другого человека, чтобы облегчить его общение с компьютером, привлечь его внимание, заинтересовать. Здесь очень большую помощь могут оказать современные мультимедиа технологии.

Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80%), и органами слуха (~15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека. Следовательно, мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде.

В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало. Извлечение информации не будет связано с большими затратами труда и времени.

В отличие от других видов представления информации - мультимедиа презентации могут содержать десятки тысяч страниц текста и тысячи рисунков и фотографий, несколько часов видео и аудио записей, анимацию и трехмерную графику, при этом обеспечивая низкую стоимость тиражирования и длительный срок хранения.

Презентации PowerPoint.

Использование электронных презентаций PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока. Например: «Творчество Людвига Ван Бетховена», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д. При составлении презентации преподавателю важно подобрать материал высокого качества (различные репродукции, фотографии, картинки, аудио и видео материалы), без искажения цвета, звука, высокого разрешения. Можно использовать различные анимационные эффекты. Это способствует повышению внимания детей и радует глаз.

Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой позиции (например, перечисление особенностей художественных стилей разных эпох). Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые следует детям записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребенку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был очень лаконичным и был написан крупными буквами.

Презентация удобна и для организации проверки знаний. Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком. В последнем случае продумывается последовательность контрольного урока с учетом знаний детей. Он может быть организован, например, в виде викторины. Учитель показывает на экране монитора последовательно слайды с каким-либо изображением, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим. Такие викторины используются как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полученных за учебную четверть или полугодие. Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.

Прежде чем приниматься за разработку электронного методического ресурса для показа, необходимо наметить, где и с какой целью будет использоваться эта информация. Нужно написать для себя план урока, с использованием конкретных понятий, которые будут выводится на экран. Далее презентация оформляется следующим образом: (пример урока по творчеству В.А.Моцарта)

  • Экспонируется текстовый файл с названием темы и кратким планом хода урока: Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). 1. Биография. 2. Симфонии. 3. Фортепианные сонаты. 4. Оперы.
    Здесь можно использовать различные шрифты, цветовые эффекты (для наиболее яркого восприятия информации детьми).
  • Для эмоционального восприятия можно использовать различные картинки, фото, портреты и т.д. Например, вы показываете репродукцию города Зальцбурга, а сами поясняете: это город, в котором родился Моцарт.
  • На экране гораздо нагляднее, чем в устной речи, воспринимаются яркие цитаты - высказывания композиторов, мнения видных исследователей, отрывки из художественной литературы и поэзии.
  • Для прослушивания музыки используются заранее заготовленные файлы или отрывки на проигрывателе Winamp.
  • Следующий вид - прослушивание отрывка с нотным текстом (заранее сканируется нотный лист, добавляется музыка). Если прослушивание предваряется предварительным анализом, то на экран выводится нотный текст, в котором подчёркиваются аккорды, мотивы и т.д.
  • Можно использовать видеофрагменты.

Это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Также дети составляют презентации самостоятельно, выступают с докладами в нашей школе, участвуют в различных конференциях.

Программы.

1. Компьютерные программы MIDI-секвенсеры.

Увлекательнейшим видом деятельности на уроке музыки является музицирование детей на элементарных инструментах.Компьютерные программы MIDI-секвенсеры и позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых - до тембров органа или скрипки. Это означает, что ученики имеют шанс использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или живого исполнения музыки. Кроме того, подобные программы предполагают появление на уроке таких новых видов деятельности, как инструментовка и элементы аранжировки.

Другим способом визуализации звучания является просмотр и прослушивание дорожек MIDI-секвенсеров. Здесь дети увидят не привычную для музыканта партитуру, а условную «стенограмму» или графическую схему изображения характеристик звучания каждого из голосов: высоты, тембра, динамики, ритма. Это, безусловно, не только не будет мешать воспринимать музыку эмоционально - образно, но поможет ученику анализировать музыку,понять ее структуру и расшифровать многие её составляющие, не фиксируемые восприятием при простом прослушивании.

Многие виды деятельности, возникающие на уроке с появлением ИКТ, являются новыми. Как уже было сказано выше, с использованием звукозаписывающих программ и учитель всегда имеет возможность зафиксировать деятельность учеников, и ученики могут самостоятельно легко производить звукозапись своего исполнения,корректировать его. После проведения подобной работы ученики начинают понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, приобретают культуру слушания.

2. Программы - нотаторы.

Процесс слушания музыкиможет проходить с использованием программ - нотаторов (Finale, Sibelius). С их помощью ученик увидит «звучащую» партитуру. Безусловно, начав с пассивного восприятия нотного текста, параллельного соответствующему аудиоматериалу, дети начинают более осознанно понимать соответствие нотных обозначений и звучания, строение музыкальных мотивов, фраз и форм, понимать характер фактуры и драматургии, агогики и динамики. Безусловно, этот тип программ предоставляет новые наглядные средства обучения музыкальной грамоте.

3. Программы - конструкторы.

Очередным новым видом деятельности становится «музыкальноеконструирование».Благодаря так называемым программам-конструкторам на уроке получают импульс такие виды деятельности, как развитие внутреннего слуха, импровизация и композиция, что приближает обычный урок музыки в общеобразовательной школе к урокам сольфеджио в ДМШ и ДШИ.

4. Музыкальное тестирование.

На современном этапе образования все большее значение уделяется мобильному выявлению уровня знаний учащихся. Одна из его форм - тестирование. Тестирование готовится заранее преподавателем с помощью программы Microsoft Word. Оно позволяет определить степень усвоения материала и дать объективную оценку. Кроме того, тест включает в себя вопросы по всем разделам и темам курса. Это дает представление о степени усвоения материала и о формировании устойчивых навыков ориентации ученика в рамках учебного предмета. Целью методического пособия является совмещение итогового контроля знаний учащихся с углублением усвоения материала. Этой цели подчинены следующие задачи: информатизация контроля знаний учащихся; закрепление навыков ориентации в стилях, направлениях и жанрах изобразительного искусства; практическое применение приобретенных знаний.

Эти и другие мультимедийные программы становятся хорошим подспорьем учителю при подготовке и проведении урока музыки, а детям - помощником в познании мира.

Таким образом, в нашей школе в последнее время постепенно вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.

Заключение.

Даже этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам информационные технологии при проведении уроков музыки. По степени освоения преподавателем компьютера и, исходя из опыта применения информационных технологий, можно выделить три уровня (этапа) использования информационных технологий на уроках музыки:

  • первому из этих уровней (знание компьютера на уровне пользователя) соответствует установка на последовательное изучение элементов музыкальной традиции - использование отдельных элементов учебных программ в ходе урока;
  • второму (знание и владение широким кругом программ) - установка на синтез этих элементов и дальнейшее их развитие - создание собственных уроков-презентаций;
  • третьему (умение работать в локальных сетях) - выход синтезирующей тенденции за пределы музыкальной педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней в междисциплинарную - проведение интегрированных уроков в компьютерных классах.

Эти же уровни применимы к оценке возрастного восприятия учащимися использования компьютерных программ на уроке. Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учеников 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов. Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические - обучающе-развивающие; образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. В среднем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока. На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке и т.д. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед преподавателем. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за преподавателем. По образному выражению Анатолия Гина: "Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад". Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать!