Целями данного внеклассного мероприятия являются:
- воспитание эстетического вкуса к живописи, музеям;
- привитие интереса к истории своей страны, знакомство с известными художниками; закрепление знаний учеников об искусстве различных эпох и его направлениях.
Задачами данного внеклассного мероприятия являются:
- создание диалога между классом и учителем;
- развитие внимания, мышления, творческих способностей;
- развить эстетический вкус к живописи, музеям; познакомить учащихся с различными эпохами искусства и его направлениями.
Данное мероприятие сопровождается презентацией с фотографиями музея снаружи и изнутри, а также фотографиями картин и экспозиций, находящихся в этом музее, выставок, организуемых музеем.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный классный час. Особенность его в том, что это будет заочная экскурсия по Воронежскому областному художественному музею им. И.Н.Крамского. Как вы вообще относитесь к театру? Нравиться ли вам живопись?
Ученики: отвечают на вопросы, делятся своим мнением.
Учитель: сегодня мы будем знакомиться с художественным музеем, т.е. с музеем, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Слово «художество» означает «искусство», поэтому художественный музей - учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства.
В музеях устраиваются вернисажи - торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями - собраниями произведений.
Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов.
Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества.
Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.
Учитель: итак, в ходе экскурсии по музею им. И.Н.Крамского мы с вами познакомимся с выдающимися художниками, как прошлых столетий, так и нашими современниками.
Презентация - на слайде фото музея снаружи и изнутри.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского - один из крупнейших культурных центров Воронежа и всего Черноземья. Музей располагается во дворце, построенном в 1777-1779 годах в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н.Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика И.А.Потапова. Здание является памятником архитектуры федерального значения.
Презентация - на слайде экземпляры единиц хранения (учитель листает слайды по ходу своего рассказа).
Размер музейного фонда составляет 20 742 ед. хранения. В музее представлено уникальное собрание Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи 18-20 вв., икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, картин известных земляков - И.Н.Крамского, А.А.Бучкури, Е.А.Киселевой, произведений современных воронежских художников. При Музее им. И.Н.Крамского действует крупнейший в Воронеже выставочный зал, экспозиционной площадью 1000 кв.м.
Коллекция древнеегипетского искусства, хранящаяся в музее, - старейшая в России. Она была собрана в Египте в 1815 г. дерптским путешественником и ориенталистом Отто Фридрихом фон Рихтером и стала объектом научного интереса многих русских востоковедов - Б.А.Тураева, Е.С.Богословского, О.Д.Берлева, С.И.Ходжаш, В.В.Солкина.
Директор музея - академик РАХ Владимир Дмитриевич Добромиров.
Учитель задает вопросы: кто был в этом музее и т.д., после рассказывает об истории данного музея.
Воронежский музей изобразительных искусств был основан в 1933 году. Основу музейного собрания составили коллекция художественного отдела Воронежского областного краеведческого музея и собрание Музея древностей и изящных искусств Воронежского университета. Директором нового музея стал Михаил Павлович Крошицкий.
В годы великой отечественной войны часть музейного собрания была уничтожена, в частности, коллекция древнерусского искусства и собрание живописи 20-30-х гг. XX в. Однако большинство экспонатов удалось спасти, благодаря эвакуации в Омск. В послевоенный период утраченные коллекции были восстановлены 06.06.1984 г.
В 2015 году под научным руководством известного российского египтолога В.В.Солкина в музее была создана новая экспозиция искусства Древнего Египта, приуроченная к 200-летнему юбилею собрания древностей Отто Фридриха фон Рихтера, которая хранится в музее.
Презентация - на слайде портрет Ивана Николаевича Крамского.
Ива́н Никола́евич Крамско́й (27 мая [8 июня] 1837, Острогожск - 24 марта [5 апреля] 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.
После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М.Б.Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И.Н.Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
Учитель рассказывает о музейном фонде и его коллекциях, все это сопровождается слайдами с фотографиями.
В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 20 тысяч единиц хранения по разделам древнеегипетского и античного искусств, живописи, скульптуры, графики, декоративно - прикладного искусства. Сохраняя старые ценности, музей ведет научно - исследовательскую, культурно - просветительскую, собирательскую деятельность, произведениями из своего собрания участвует в выставках крупнейших музеев страны.
Музейный фонд состоит из коллекций:
- Живопись
- Графика
- Скульптура
- Греция
- Археология
- Древний Восток
- Нумизматика
- Декоративно-прикладное искусство
- Фарфор
Далее учитель знакомит учеников с выставками, которые организуются данным музеем, например, рассказывает о выставке Ксении Николаевны Успенской, при этом показывая фотографии ее картин, а также знакомит с выставкой Никаса Сафронова, сопровождая свой рассказ фотографиями его самых поздних картин, которые были представлены на выставке в 2017 году. Кроме того, учитель рассказывает, что данный музей организует различные мастер-классы, где можно научиться рисовать.
В заключение мероприятия учитель организует викторину для учеников.
- Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Какие музеи вы знаете?
- В честь кого назван Воронежский областной художественный музей?
- Объясните происхождение слова "музей".
Далее следует этап рефлексии. Учитель задает вопросы по теме классного часа. Ученики рассказывают о своем отношении к живописи, музеям, о личном интересе и участии в процессе изобразительного искусства.