Урок-игра "Мы и наше здоровье" по предмету "Окружающий мир". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: ЗОЖ


Цель урока:

  • Закрепление знаний об организме человека.
  • Формирование представления о значимости различных продуктах питания.
  • Формирование знаний и привычек здорового образа жизни.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы: опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

Обучающиеся получат возможность осознать: социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Обучающиеся получат возможность:

  • Анализировать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Обучающиеся получат возможность:

  • освоения и использование информации;
  • достаточно полно и доказательно строить устное высказывание;
  • описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
  • устанавливать последовательность формулировать выводы;
  • находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
  • делать выводы с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность:

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы элементарных правил и норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающиеся получат возможность: оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;

  • определять возможные источники её получения;
  • критически относиться к информации и к выбору источника информации;

Ход урока

1. Этап мотивационно-целевой

Описание способов организации деятельности обучающихся, содержания учебной деятельности обучающихся, средств контроля и оценки (контрольно-оценочная деятельность).

Когда люди встречаются, говорят: - «Здравствуйте!». Эта традиция пришла к нам из древности. Люди при встрече желают здоровья друг другу.

Здоровье - это бесценный дар человеку от природы, который дается человеку при рождении. Без здоровья практически невозможно сделать жизнь интересной и счастливой. Многие люди не ценят этот дар, растрачивают свое здоровье впустую. Не понимают, что потерять здоровье очень легко, а вот чтобы вернуть его нужно много усилий, а иногда и невозможно.

Есть такая народная мудрость: «Главное для нашего здоровья - это то, чтобы в числе его врагов не оказались мы сами».

- Как вы понимаете эту мудрость?

- От кого в первую очередь зависит наше здоровье?

- Что ты лично можешь сделать для себя, чтобы быть здоровым и счастливым? (Ответы детей)

- Ребята, вы уже поняли, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Ответы детей)

- Предлагаю подтвердить или опровергнуть ваши высказывания отправиться в путешествие. Дети получают маршрутные листы с названием станций.

На станциях ребят встречают старшеклассники. Задают им вопросы.

Правильный ответ - 1 балл, за правильный ответ из «шкатулки» - 2 балла. Время работы на станции - 6 минут.

2. Этап операционально-содержательный целевой

Описание способов организации деятельности обучающихся, содержания учебной деятельности обучающихся, средств контроля и оценки.

Оформление: таблица, отражающая темы викторины и количество баллов, "шкатулка".

Станция: "Организм человека"

Девиз: «Береги платье снову, а здоровье смолоду».

1. Назовите признаки живой природы. (Дыхание, питание, развитие, размножение, смерть)

2. Докажите, что человек - это часть живой природы.

3. Какие органы есть в человеческом организме?

4. Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология)

5. Как называется нарушение нормальной жизнедеятельности организма? (Болезнь)

6. Как называется состояние благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений? (Здоровье)

7. Как называется наука о чистоте человеческого тела и его здоровье? (Гигиена)

Вопросы из шкатулки:

Каждый орган имеет свое определенное строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека работают в организме согласованно и слаженно. Органы, выполняют общую работу, образуют систему органов.

  1. Какие системы органов вы знаете? (Нервная система. Кровеносная система. Пищеварительная система. Дыхательная система.)
  2. Демонстрируется таблица «Внутренние органы человека». Надо найти и показать отдельные органы систем организм и ответить за что они отвечают.

Станция "Пищеварение"

Девиз: «Репка, яблоко, морковка - зубкам нашим тренировка!»

Предлагаю поиграть в игру «Путешествие кашки».

Нам нужны участники: каша, ротовая полость с зубами и языком, глотка, пищевод, желудок, кишечник толстый и тонкий, печень.

А теперь ребята расскажите и покажите, что происходит с кашей в каждом организме.

Ответы ребят:

Ротовая полость - язык и зубы пережевывают, перемешивают, слюна смачивает пищу.

Глотка и пищевод - идет процесс переваривания, пища попадает в желудок. Желудок - пища переваривается под воздействием желудочного сока.

Кишечник - заканчивает переваривание пищи.

Печень - выделяет желчь, необходимую для переваривания пищи.

Вопросы из шкатулки:

  1. Какие изменения происходят с пищей в пищеварительной системе? (Пища переваривается, делится на части: белки, жиры, углеводы.)
  2. Что происходит с этими частями пищи в организме потом? (Через стенки кишечника всасываются в кровь и разносятся по всем органам)
  3. Все знают, что фрукты - это полезно для организма. По вашему мнению, что будет с ребенком, если он будет употреблять в пищу только фрукты? (Сбой внутренних систем, болезнь)

Ответы ребят: Через стенки кишечника всасываются в кровь и разносятся по всем органам.

Станция «Правильное питание»

Девиз: «Где пир да чаи там и немочи.»

  1. Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, бегать, дышать, играть, чтобы была энергия для жизни.)
  2. Какую работу в организме выполнят белки? (Служат для роста и развития)
  3. Какие продукты богаты белками?
  4. Какую работу в организме выполняют жиры? (Они обеспечивают организм энергией, это запас пищи в период болезни)
  5. Какие продукты богаты жирами?
  6. Какую работу в организме выполняют углеводы? (Энергия для нашего тела)
  7. Какие продукты богаты углеводами?
  8. Какую работу выполняют витамины?(служат для сохранения и укрепления здоровья)
  9. Какие продукты богаты витаминами?

Вопросы из шкатулки:

  1. Представьте, что мама отправила вас в магазин. Вам нужно выбрать продукты на один день. Перед вами продукты. Собери набор полезных продуктов для жизни.
  2. Как вы думаете, почему сметана которую вы сейчас купили у нас в магазине испортится через 5 дней, а йогурты будут храниться 6 месяцев? (Содержат пищевые добавки, консерванты).
  3. Почему нельзя собирать грибы и ягоды около дороги? (Продукты впитывают вредные вещества (свинец) и передаются с употреблением человеку, отравляя его.)

Станция "Что мы едим?!"

Девиз: "Пепси-кола и верзилу сведёт в могилу!"

Оформление: плакат "Коды опасных пищевых добавок", таблички "Правильное питание", "Здоровый сон", "Активная деятельность", "Отказ от вредных привычек" (таблички повешены на доску обратной чистой стороной)

Листочки для тестирования.

Ведущий: Давайте проведём небольшое тестирование для получения информации о своём здоровье. Ответьте на вопрос - да или нет.

Тест "Твоё здоровье"

  1. У меня часто плохой аппетит (да, нет)
  2. После нескольких часов занятий у меня начинает болеть голова.
  3. Я часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздражённым и угрюмым.
  4. Периодически у меня бывают серьёзные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
  5. Я почти не занимаюсь спортом
  6. В последнее время я немного прибавил в весе.
  7. В детстве я часто и серьёзно болел.
  8. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ "да" поставьте 1 балл, подсчитайте количество баллов.

Результаты:

  • 1-2 балла - Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
  • 3-6 баллов - Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили основательно.
  • 7-10 баллов - Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы ещё в состоянии ходить и учиться. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе:

Задумайтесь о своём образе жизни и выделите основные правила здорового образа жизни: правильное питание, здоровый сон, активная деятельность, отказ от вредных привычек (ведущий открывает таблички)

Немного о правильном питании

При правильном питании снижается заболеваемость, поднимается настроение, повышается интерес к учебной деятельности.

Что мы пьём?

Поднимите руки, кто любит пепси-колу?

В 0.3 л. пепси содержится 8 кусков сахара. Мало кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки. В колу и пепси добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, головные боли, ослабление памяти и даже припадки. Кола содержит кислоту, которая разъедает эмаль зубов.

Газированная вода не утоляет жажду, а вызывает аппетит.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию:

История колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона колы, чтобы смывать кровь с асфальта после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавчину с батареи в автомобиле, вылейте на них банку колы.

Чтобы очистить одежду от устойчивого загрязнения, вылейте банку колы в воду при стирке и добавьте стиральный порошок. Всё ещё хотите бутылочку колы?

Что мы едим?

Поднимите руки, кто любит чипсы и сухарики.

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счёт применения различных ароматизаторов. Никакой икры в чипсах нет - её вкус придают с помощью пищевых добавок. Эти добавки помечаются в сухариках, чипсах и других продуктах буквами Е.

Обращение к таблице "Коды опасных пищевых добавок" Вы всё ещё хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешёвых жирах и приправленных огромным количеством химикатов под названием "пищевые добавки"?

А какие продукты полезно есть, чтобы оставаться здоровыми?

Это фрукты, овощи, рыба, бобовые и зелень.

Викторина "Полезные свойства овощей и фруктов"

  1. Зелень, хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе. (Салат, петрушка, укроп)
  2. Употребление этого овоща очень полезно для зрения и профилактики раковых заболеваний. (Морковь)
  3. Этот овощ является сильным антиаллергеном. (Капуста)
  4. Этот овощ улучшает работу кишечника, снижает давление. (свёкла)
  5. Этот фрукт обладает укрепляющим действием. Хороши для почек, сердца, обмена веществ. (яблоки)
  6. Ягода, которая обладает огромным количеством витамина С. (смородина)
  7. Фрукт, оказывающий противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли. (груша)

3. Этап рефлексивно-оценочный

Описание способов организации деятельности обучающихся, содержания учебной деятельности обучающихся, средств контроля и оценки.

Здоровый образ жизни - это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы - это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание.

1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.

2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.

3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.

4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.

5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.

6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 - 3 раза в неделю,
3) редко.

7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.

8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1-2 раза в неделю,
3) не употребляю.

9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.

10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.

11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.

12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.

13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.

15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: за первый вариант ответа -1 балл, за второй - 2 балла, за третий вариант - 3 балла.

Сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.

  • Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!
  • Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.
  • 29-44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
Подводим итоги. Выдаем грамоты.