Класс: 4 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- Познакомить с алгоритмом правописания падежных окончаний имён существительных.
- Закрепить умение работать в группе постоянного состава.
- Закрепить умение осуществлять само и взаимопроверку.
Дидактические материалы:
- Презентация.
- Карта открытия нового знания.
- Маршрутный лист.
- Карточка для работы в паре.
- Аудиозапись с музыкой.
Планируемыe результаты:
- личностные: формировать внутреннюю позицию щкольника, адекватную мотивацию учебной деятельности;
- метапредметные:
- регулятивные - формировать умение управлять своей деятельностью, контролировать и проводить коррекцию своих действий;
- коммуникативные - развивать речевую деятельность, формировать умение сотрудничать в паре, в группе;
- познавательные - уметь работать с учебными моделями, использовать знаково- символические средства, проводить анализ, сравнение и обобщение.
- предметные: сформировать умение писать безударные падежные окончания существительных.
Приложениe 1. «Карточка для работы в парах».
Приложение 2. «Маршрутный лист».
Приложение 3. «Рабочая карта открытия».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
- Сегодня у нас урок открытия нового знания, цель вы определите позже.
На уроке открытия нового знания как действует ученик? (мы открываем новое знание сами, сначала выясняем что не знаем, затем сами находим способ)
Упражнение «Я».
- Закройте глаза. Предположите, что вы - сосуд. В этом сосуде плавают, теснятся, толкаются, зажаты - как угодно находятся, много ваших разных «Я». И в каждый момент времени вы можете достать эти ваши «Я» и как-то их проявить. Ваша задача из всего этого сосуда найти то самое «Я», которое говорит о том, что «Я сейчас верю в себя».
- Как это сделать? Прислушайтесь к своему сердечку, оно поможет вам заглянуть внутрь себя. Вы можете мягко нажимать на него, можете закрыть глаза. Можете и не делать этого. В любом случае вам важно прислушиваться к своим внутренним ощущениям. И перебирайте те самые «Я», которые есть.
- Как только вы почувствуете, что нашли своё «Я», озвучьте его: «Я». Казалось бы, короткое слово «Я» и маленькое расстояние от сердца до кончика вашего языка, но оказывается не так легко озвучить то самое «Я», которое вы поймали. И, может быть, вам понадобится какое-то время для того, чтобы действительно звук был тот самый, соответствующий тому «Я», которое вы испытываете, ваша вера в себя. - Какими еще качествами должен обладать каждый ученик, чтобы у него получилось открыть самому знания? (ученики перечисляют)
- Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте удачи друг другу.
Мы продолжаем путешествие по стране, которая изучает части речи - Морфологи. Наш поезд следует по городу ИМЯ СУЩУСТВИТЕЛЬНОЕ. Мы находимся на станции «Падежные окончания имен существительных». На этой станции мы узнали, какие окончания имеют имена существительные каждого склонения. А сегодня мы посетим поляну грамотности и будем учиться …..
Чистописание и словарная работа.
- Чтобы попасть на поляну «Грамотей» давайте запишем слово «поляна», а для этого пропишем сперва заглавную и строчную букву «П п» и соединения…, а теперь слово «поляна». Давайте посмотрим, что растет на поляне? Записываем слова-отгадки.
Под берёзкой у дорожки
кто стоит на крепкой ножке?
Он в коричневом берете,
самый вкусный гриб на свете.На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются...Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ...Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела...Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...
Запомните!
- Описание или изображение природы в литературном или художественном произведении называется пейзажем.
- Запишите слово пейзаж. Запомните его написание и произношение. Какие орфограммы есть в этом слове?
- Сегодня вы будете фиксировать прохождение каждого учебного шага в своём маршрутном листе.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Давайте вспомним падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3 склонения.
Для этого просклоняем слова: луна, земля, конь, окно, печь, степь.
Работаем в паре. Повторить правила работы в паре.
Заполните таблицу падежных окончаний.
|
Окончания |
|
|
Падеж |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Именительный |
-а,-я |
-о,-е, □ |
□ |
Родительный |
-ы, -и |
-а, -я |
-и |
Дательный |
-е |
-у,-ю |
-и |
Винительный |
-у, -ю |
-а, -я
|
□ |
Творительный |
-ой, -ей |
-ом, -ем, ём |
-ю |
Предложный |
-е |
-е |
-и |
- Что повторили? (падежные окончания имён существительных)
Пробное действие
- Посмотрите, на нашей поляне растет волшебный цветок. На каждом лепестке написано слово, но нет окончания. Можете вы вставить пропущенные окончания? (У нас возникло затруднение)
- Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать)
- Над чем будем думать? (Над причиной затруднения)
- Ромашка, на каждом лепестке записаны слова:
на скамейк?, у речк? за синичк?, в неб?, о жизн?, из морков?
(В этих словах окончания безударные.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание выполняли? (Пытались вставить падежные окончания в существительные)
- Запишите причину затруднения. Почему мы затрудняемся при написании окончаний в этих словах?
- Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не знаем, как написать безударные падежные окончания.
- Мы не можем быть точно уверены, какие окончания имен существительных писать, если окончания безударные.)
- Почему не смогли выполнить задание? (Мы не знаем алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существительных)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель и запишите её в маршрутный лист. (Узнать алгоритм написания безударных окончаний имён существительных)
- Запишите в маршрутный лист.
- Сформулируйте тему урока. (Алгоритм написания безударных окончаний имён существительных)
- Предлагаю вам план открытия нового знания
- Проанализировать падежные окончания имён существительных.
- Подумать, почему эти слова могут быть словами-помощниками.
- Составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
(Повторить правила работы в группе)
5. Реализация построенного проекта
- Итак, у вас есть план, план по которому вы будете действовать. Поможет вам рабочая карта открытия. Представители групп получите карты.
Работа в группе по плану.
- Проанализировать падежные окончания имён существительных.
- Подумать, почему эти слова могут быть словами-помощниками.
- Составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Составление алгоритма.
- Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение
- Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.
- Пишу такое же окончание, как у слова-помощника.
- Проверяю, обозначаю орфограмму.
Представитель каждой группы читает составленный алгоритм.
- Давайте запомним слова, которые можно подбирать в качестве проверочного слова.
1 склонение - земля, луна
2 склонение - конь, окно
3 склонение - печь, степь
Мы преодолели затруднение. (Да, теперь мы можем написать безударное падежное окончание у существительных)
Физминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Теперь мы можем вставить пропущенные окончания на лепестках цветочка. (Можем, мы открыли алгоритм проверки безударных падежных окончаний существительных)
Фронтальная работа с использованием алгоритма.
на скамейке, у речки, за синичкой, в небе, о жизни, из моркови
Применяем алгоритм. (Проверяем и работаем в паре)
Посмотрите, на нашей поляне гнезда. Давайте посмотрим, чьи они.
Кто где живет
Гнездо иволг.. спрятано под буйной масс.. зелен.. . Оно похоже на гамак.. и крепко привязано к развилк.. ветк.. . Легко узнать гнездо сорок.. . Массивный шар висит в густой чащ.. колючего кустарник.., на ветк.. ёлк.., сосн.. .Дрозд вьёт гнездо то в середин.. пенька, то в развилк.. толстых стволов, а иногда на земле.
Задание. Прочитайте. Объясните написание окончаний выделенных имен существительных.
Кто где живет
Гнездо иволги. спрятано под буйной массой зелени. Оно похоже на гамак и крепко привязано к развилке ветки.
Легко узнать гнездо сороки. Массивный шар висит в густой чаще колючего кустарника, на ветке ёлки, сосны.
Дрозд вьёт гнездо то в середине пенька, то в развилке толстых стволов, а иногда на земле.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
На поляну грамотности прилетела сорока и принесла задание, которое вы должны выполнить самостоятельно.
Задание. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте гласные в безударных окончаниях существительных, используя алгоритм.
Написать письмо (бабушка, подруга, брат); подойти к (остановка, путь, озеро); играть на (балалайка, баян, гармонь); думать о (сестра, жизнь, друг); любоваться (рассвет, река, небо).
(Написать письмо бабушке, подруге, брату; подойти к остановке, пути, озеру; играть на балалайке, баяне, гармони; думать о сестре, жизни, друге; любоваться рассветом, рекой, небом)
8. Включение в систему знаний и повторение
- Когда вы будете использовать открытое сегодня знание? (Когда при написании встретим слово с орфограммой: безударное падежное окончание)
- Для чего мы открывали сегодня новое знание? (Чтобы грамотно писать, справиться на хорошие и отличные отметки с написанием диктантов)
- Запишите домашнее задание, которое вы будете выполнять с использованием открытого алгоритма.
9. Рефлексия
Поставьте себя на ступеньку, в зависимости от того, какого вы достигли результата по достижению цели.
- Первая ступенька: запомнил тему, не запомнил алгоритм, есть ошибки в самостоятельной работе.
- Вторая ступенька: запомнил тему, запомнил алгоритм, есть ошибки в самостоятельной работе.
- Третья ступенька: запомнил тему, запомнил алгоритм, нет ошибок в самостоятельной работе.
- Четвертая ступенька: запомнил тему, запомнил алгоритм, нет ошибок в самостоятельной работе, могу рассказать алгоритм другим.