Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока:
- познакомить обучающихся с царством грибов, с их разнообразием, строением и применением;
- продолжить развитие умений работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты;
- воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей, чувство ответственности за свое здоровье.
Оборудование: презентация, маршрутные листы, таблица "Строение шляпочного гриба", микроскопы, микропрепараты "Мукор", раздаточный материал "Съедобные и ядовитые грибы", элементы костюмов (шапочки).
Содержание урока
1. Общая характеристика царства грибы:
Признаки сходства с растениями
Признаки сходства с животными
Признаки, характерные только для грибов
Размножение
Питание
2. Многообразие грибов:
Одноклеточные и микроскопические грибы
Многоклеточные грибы
3. Строение шляпочных грибов
4. Значение грибов:
В природе
В жизни человека.
ХОД УРОКА
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в царство живых существ, большинство которых обитает на суше, некоторые встречаются в воде. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире. Могут жить и почве. Одним словом, встречаются повсеместно. Для того, чтобы узнать о каких живых существах пойдет речь, отгадайте загадку и определите тему нашего сегодняшнего урока.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло.
Да это гриб.
И тема нашего урока «В царстве грибов».
А что нам нужно, чтобы мы не заблудились и не сбились с пути? Все, что вы предлагаете - это замечательно, но я думаю, что нам обязательно нужна карта и правильно выбранный маршрут. И вы как настоящие исследователи берете маршрутные листы, наши тетради… Мы открываем их и отправляемся в путь.
Слайд 2. В ходе нашего путешествия мы:
- познакомимся с царством грибов, их строением, разнообразием и применением;
- продолжим работать с микроскопом, будем развивать умение находить объект, наблюдать за ним; для этого нам необходимо слышать друг друга, находить главное;
- поскольку речь пойдет о грибах, то мы также должны быть внимательны к своему здоровью.
Слайд 3. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара - нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности.
Слайд 4
Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тыс. видов, занимается наука - микология («микос» - гриб, «логос» - наука), возникшая в конце XIX века, основателем ее был русский ученый Франц Михайлович Каменский.
Слайд 5. Так что же такое грибы?
Грибы - это группа низших организмов, лишенных хлорофилла.
(Определение дети записывают определение в тетрадь)
Грибы - царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.
Грибы часто относят к растениям, но это глубокое заблуждение. Грибы - это отдельное царство. Представители этого удивительного царства имеют черты сходства с представителями царства растений и животных.
Открываем наши справочники и находим эти сходные признаки. (Ребята работают с учебником)
Слайд 6
Строение гриба:
Основу вегетативного тела составляет грибница (мицелий), образованная тонкими ветвящимися нитями - гифами, и плодовое тело, в котором образуются споры.
Размножение грибов:
Бесполое (участками грибницы или спорами) и половое.
По способу питания грибы - гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами). Поглощают питательные вещества всей поверхностью тела.
Сегодня путешествуя по стране грибов, вы познакомитесь с разными представителями этого удивительного Царства. Начнем знакомство с представителей группы плесневых грибов. В маршрутных листах делаем запись: плесневые грибы.
Слайд 7. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен аспергиллом. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы - соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл.
Пеницилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты и других кислот, а так же для изготовления пенициллина, применяемого в медицине для лечения многих заболеваний.
Ребята, у вас на столах находится выращенный вами гриб мукор. Рассмотрите повнимательней его. Мукор
Слайд 8. поселяется на пищевых продуктах: овощах, хлебе, варенье, а также на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу. Например, в странах Азии гриб мукор китайский применяется в качестве закваски для изготовления соевого сыра.
А под микроскопом более детально давайте рассмотрим готовый микропрепарат мукора.
Продолжаем наше путешествие. И переходим к изучению следующей группы грибов - дрожжей. В своих маршрутных листах
Слайд 9. сделайте, пожалуйста, пометку "Грибы дрожжи". Дрожжи были открыты случайно. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680 году, после изобретения микроскопа, удалось рассмотреть организмы, но лишь в девятнадцатом веке ученые поняли, что дрожжи - это грибы. Грибы особенные, не имеющие грибниц. Сейчас человеку известны около 500 видов дрожжей, среди них пивные, пекарские и медицинские дрожжи.
Но как вы думаете, ребята, где можно встретиться с дрожжами? (Дети приводят примеры, где можно встретиться с дрожжами) Дрожжи в естественных условиях присутствуют на поверхности плодов винограда, часто они заметны как светлый налёт на ягодах.
Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми знакомый зудящий волдырь на месте укуса.
Продолжая наше путешествие, давайте перенесемся с вами туда, где большое множество этих самых комаров. В лес. А в маршрутных листах сделаем запись -
Слайд 10. Шляпочные грибы.
Слайд 11. Грибы, как животные и растения имеют свое строение. Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах сделаем рисунок одного из представителей хорошо знакомых нам шляпочных грибов.
- Ребята, а что это за гриб, который мы рисуем?
Красноголовик (простонародное название) - подосиновик (научное название гриба), это диалектные слова.
Наши рисунки готовы и теперь нам необходимо сделать надписи.
(Дети делают пояснительные записи к рисунку). Гриб - это грибница или мицелий, а все то, что мы кладем в корзину, называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.
Слайд 12. Если вы внимательно посмотрите на грибы, то увидите, что одни отличаются от других строением нижнего слоя шляпки. Есть грибы, у которых нижний слой шляпки образован пластинками, поэтому они так и называются - пластинчатые, у других - нижний шляпки образован трубочками, эти грибы называются трубчатые. Давайте отметим это в своих маршрутных листах.
Грибники знают, что подберезовики чаще всего можно встретить в березняке, белые грибы - вблизи берез, сосен, елей и дубов, рыжики - в сосновых и еловых лесах, подосиновики - в осинниках. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Такая связь называется симбиоз.
Слайд 13
Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые из нее поступают в корни дерева. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел из корней деревьев.
Есть в народе такая примета - нарядились опушки в желто-фиолетовый наряд, зацвела Иван-да-Марья, отправляйся в лес за грибами, хотя в это время грибов найдешь не много. Но как радостно отыскать первые грибы. Настоящие грибы пойдут тогда, когда окутает туман своими клубами дыма речушки и овраги. Тихой охотой называют сбор грибов.
(Под весёлую музыку группа ребят в костюмах входят и показывают сценку)
Девочка. Ребята, я приглашаю вас прогуляться по лесу и посмотреть, какие грибы там уже появились. Но для начала проведем разминку.
Слайд 14
Физкультминутка
Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).
Спасибо, садитесь.
Я тропою росною свернула в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
Пословица «Каждый гриб в руки берут, да не каждый в кузовок кладут».
Собирая грибы, будьте предельно внимательны. Хитрые ядовитые умеют грамотно маскироваться под своих съедобных товарищей. К примеру, бледная поганка неопытными любителями может быть принята за шампиньон. Но у поганки есть клубневидное утолщение у основания ножки и бледно-розовые или темными пластинки. Чего вы не найдете у шампиньонов.
Желчный гриб маскируется под подберезовик и белый, хотя отличается от них розовой поверхностью нижней стороны шляпки, розовеющей мякотью на разрезе и бурой (а не белой) сеточкой на ножке.
У съедобных опят шляпка коричневато-желтая, на ножке - пленка, похожая на кольцо, а у ложных - желто-зеленая или красноватая шляпка, а кольца нет.
Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красавца красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая, а сверху - белое пленчатое кольцо.
Учитель. А сейчас я предлагаю заполнить корзинку девочки. У вас на столах лежат фотографии грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы.
(Работа в парах. Один ученик выполняет задание самостоятельно, затем по его работе проводим проверку)
Слайд 21. Учитель. Нагулявшись в лесу и набрав полные корзинки красивых грибов, вы возвращаетесь домой, и вдруг обращаете внимание на наросты на стволах деревьев, похожие на крыши домов. Что это?
Ученики. Это трутовики.
Слайд 22. Учитель. Правильно, ребята. Трутовики не простые грибы. Это грибы-паразиты. (заголовок в тетрадь) Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для изготовления трутов, на которые попадала искра при высечении огня. После изобретения спичек в 1833 году надобность в этом пропала. Было еще одно экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Затем шили шубы и шапки. В XIX веке этот промысел утратил свое значение, но в наше время начал возрождаться.
Есть у трутовиков одно примечательное биологическое значение, их называют живыми навесами. Как бы не стояло дерево, их трубчатый слой, где созревают споры, всегда обращен к земле, для того чтобы споры свободно высыпались. Падение дерева для них катастрофа, и если трутовик находит силы повернуться слоем вниз, то он продолжает существовать, а если нет, то погибает.
Слайд 23. Кроме трутовиков, есть и другие грибы - паразиты, которые приносят вред сельскому хозяйству, вызывают различные заболевания человека и животных…. Зараженные грибами растения становятся нежизнеспособными.
ГОЛОВНЯ - поражает злаковые растения. Головневый гриб поражает все растение, и оно выглядит как обугленное.
СПОРЫНЬЯ - поселяется в завязи цветка растения - хозяина, например, ржи.
ФИТОФТОРА - вредитель картофеля и томатов.
ВРЕДИТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.
Вот снова вернулись в класс, путешествие наше закончилось. Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие? Тогда самое время подвести итоги.
Слайд 24
Вопросы для подведения итогов урока:
- Что такое грибы?
- Чем они отличаются от растений и животных?
- С представителями каких групп вы сегодня познакомились?
- Где нашли применение грибы?
- Какова роль грибов в природе?
На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо. До свидания.