Тренинговое занятие «Библиотерапия. Сергей Есенин»

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: С.А. Есенин


Цель: самоактуализация эмоциональных состояний через поэзию С.А.Есенина.

Аудитория: старшеклассники, учителя, родители.

Количество участников: 15 чел.

Продолжительность: 60 мин.

Условия проведения: Занятие проводится в помещении, где можно поставить столы и стулья, имеется мультимедийный экран, на котором демонстрируются фотографии С.Есенина с видами природы. Участники должны иметь при себе томики стихов С.Есенина. Всем выдаются ручки и бумага, а также бланки с тестом.

Ход занятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Спасибо, что вы откликнулись на моё приглашение поучаствовать в сегодняшнем мероприятии. Надеюсь, что оно будет для вас полезным.

Прежде чем начать, я хочу сказать, что у нас не урок литературы, на нашем занятии нет правильных и неправильных ответов, эмоций, поведения. Мы не даём никаких оценок. Всё, что хочется и как хочется сказать - будет правильно. Главное не логика, а чувства.

С анализа чувств мы и начнём. Прошу вас заполнить небольшой тест, который актуализирует ваше эмоциональное состояние на данный момент (Участники заполняют тест).

Представьтесь, пожалуйста, и скажите, какие чувства вы сейчас испытываете? (Участники высказываются)

Спасибо.

Каждому из нас приходится сталкиваться в своей жизни с разными чувствами, разными эмоциональными состояниями - от позитивных, таких как радость, счастье, восхищение, удовольствие..., до негативных: это и одиночество, и неуверенность в себе, разочарование, грусть, тоска, тревога, мнительность, и даже потеря смысла жизни. Способность справиться с напряжением за короткий отрезок времени является основным условием эмоционального выживания и физического здоровья. У каждого человека имеются в арсенале разные способы, по словам Мюнхгаузена, «вытаскивания самого себя за волосы». Сам наш «умный» организм может приводить себя в состояние эмоционального равновесия. Но, во-первых, механизмы не всегда срабатывают, во-вторых, не все они безобидны и приемлемы. Можно, конечно, обратиться за помощью к психологу: психология разработала множество методов сознательной регуляции психического состояния, многими мы пользуемся полуосознанно-полуспонтанно на бытовом уровне, в реальных проблемных стрессовых ситуациях. Но, во-первых, не каждый решится, а во-вторых, не просто найти «своего» психолога. Надо стараться самому становиться хозяином поведения, учиться управлять собой, уметь побороть свои отрицательные эмоции, ведущие к саморазрушению.

Одним из самых доступных методов саморегуляции является библиотерапия. Она возникла в конце 19-го века на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения и получила официальный статус. Слово библиотерапия состоит из двух: «библио» - книга и «терапия» - лечение. То есть в дословном переводе оно означает «книголечение», или «лечение книгой».

Английский священник и писатель Джереми Кольер писал: «Книги - наши руководители в юности и утешители в старости. Они - поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им, мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями».

А.С.Пушкин писал:

«Коль мысли чёрные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Писатель Владимир Соколов, отвечая в телепередаче на вопрос Виктора Ерофеева: «Что ты делаешь, когда простужаешься? Какую книгу берёшь с полки и читаешь?», ответил: «Я лечусь всегда Толстым. Ем лимон, пью талую воду и читаю Толстого».

А что читаете вы, уважаемые участники, когда вам плохо или, наоборот, хорошо? (Участники высказываются).

Спасибо.

Сегодня я познакомлю вас с одним из вариантов библиотерапии - терапией поэзией. А поскольку в прошлом году мир отметил 125-й юбилей со дня рождения нашего знаменитого земляка С.А.Есенина, в помощь мы возьмём именно его стихи.

Итак, начнём. Всех вас я просила принести с собой томики стихов Есенина, а накануне немного почитать их. Сейчас прошу каждого кратко высказать своё эмоциональное отношение к стихам С.А.Есенина, или прочитать стихотворение (или строчки), которые вас каким-то образом задели (участники высказываются).

Спасибо. Перед вами лежат листочки с отрывками стихов. Давайте прочитаем их. Какие чувства они у вас вызывают?

(Подборка стихов см. в приложении).

(Каждый участник зачитывает выбранные им строчки и высказывается, какие чувства они у него вызывают).

Спасибо. А теперь я вас попрошу выбрать строки, которые с вашей точки зрения относятся, по вашему эмоциональному восприятию, к кому-то из участников, или даже гостей. Прочитайте их, пожалуйста.

(Желающие участники предлагают свои варианты).

Итак, сегодня мы с вами говорили о своих чувствах, и в этом нам помогла поэзия С.А.Есенина. В библиотерапии не играют большой роли социальный статус человека, его уровень образования, возраст... Главное - любить книгу и иметь желание «услышать» то, что сказал автор.

«И тогда ты обнаружишь, что ты не первый, в ком люди и их поведение вызвали растерянность, страх и даже отвращение. Ты поймёшь, что не один ты так чувствуешь, и это тебя обрадует, поддержит. Многие, очень многие люди пережили ту же растерянность в вопросах нравственных, душевных, какую ты переживаешь сейчас. К счастью, некоторые из них записали свои переживания. От них ты многому научишься - если, конечно, захочешь. Так же, как другие когда-нибудь научатся от тебя, если у тебя будет что им сказать. Взаимная помощь - это прекрасно. И она не только в знаниях. Она в поэзии».
Джером Д.Сэлинджер

Мы заканчиваем наше занятие. Возможно, участие в нём помогло вам сделать для себя маленькое открытие. Что вы сейчас чувствуете? (Участники высказываются)

Для анализа динамики эмоционального состояния прошу снова заполнить тест.

(Звучит песня на стихи С.Есенина «Солнца луч золотой» в исполнении Ольги Стельмах. Участники заполняют тест).

Благодарю всех за участие!

Приложение

Литература

  1. С.А.Есенин. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Государственное издательство художественной литературы. 1961-1962 гг.
  2. Н.Т.Оганесян. Библиотерапия:М Самоактуализация психических состояний через поэзию. М.: «Ось-89», 2002.