Изменение современного образования в России связано с введением новых образовательных стандартов. Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует внедрения новых подходов в обучении. Благодаря интересу, обучение не в тягость. Понимание учащимися важности изучения предмета, их привлечение к процессу самостоятельного поиска знаний, разнообразие учебной деятельности, яркость материала, заинтересованность учителя - главные показатели для возникновения устойчивой тяги к обучению. Традиционные типы и виды уроков не способствуют реализации этих условий. Это главная причина, которая побуждает педагогов искать новые подходы к организации школьного урока.
Одним из новых и приоритетных подходов в обучении является проблемное обучение. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности.
В своей практике технологию проблемного образования я использую начиная с 5 класса, на начальных этапах изучения биологии. Обучение производится по учебнику: Биология 5-6 классы В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова (Линия жизни). Так, например, при изучении темы «Среды обитания живых организмов». Свой урок я провожу с применением проблемных вопросов. Обучающиеся объединяются в рабочие группы по 4 человека. Группа должна распределить свои обязанности между собой.
1 ребенок - поиск информации в сети интернет, и его название «сетевик»;
2 ребенок - редактирует текст «редактор»;
3 ребёнок - демонстрирует полученную информацию «журналист»
4 ребёнок - оформляет текстовый документ «оформитель».
При помощи такого распределения обязанностей каждый обучающийся выполняет свою работу и не отсиживается на уроке бесцельно.
На столах у каждой группы стоят ноутбуки, листы с заданиями. По итогам урока каждая группа должна предоставить текстовый документ в программе Word с изученной темой урока. После сдачи учениками полученного текста учитель объединяет тексты 4 групп, и прикрепляет полученную информацию в «Дневник.ru».
Вода - среда
Почва - среда
А, где мне жить
Не могу решить.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть сегодня на своём уроке. Тема нашего урока достаточна интересна и необычна, нам предстоит немного подумать и порассуждать над поставленными вопросами и применить те знания, которые Вы получили в 4 классе на уроках природоведения, так же использовать наблюдения из обыденной жизни.
- Подумайте над вопросом. Что является озеро для сома? (Средой обитания)
- Как вы считаете, что такое среда обитания? (Среда обитания это все окружающие предметы живой организм).
Подумайте, может ли сом жить в почве, организме другого животного, или парить в воздухе? (Нет, правильно каждое живое существо имеет приспособления к занимаемой местности).
А теперь ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформировать тему урока (Среда обитания).
Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы изучить данную тему? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться? (Совместно с учениками формируются цели и записываются на доске).
Цель:
- Понимать определение, что такое среда обитания.
- Выявить какие существуют среды обитания.
- Выяснить характеристики сред обитания, черты приспособленности организмов к жизни в разных средах.
Из выше сказанного давайте порассуждаем, что такое среда обитания? (Обучающиеся предлагают варианты определения). Откройте, пожалуйста, рабочие тетради запишите определение: Среда обитания это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Давайте подумаем, сколько существует сред обитания (4, наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная.) Каждая группа получает своё задание.
1 группа получает задание найти информацию в сети интернет о наземно-воздушной среде обитания. (Данная среда обитания характеризуется резкими изменениями температуры, давления, низкой влажностью, высоким содержанием кислорода. Животные обитающие в этой среде дышат легкими, трахеями и кожей. Конечности представителей данной среды позволяют им ползать, бегать, прыгать и летать).
2 группа получает задание найти информацию в сети интернет о водной среде обитания. (Температура среды меняется меньше, чем температура воздуха. Кислорода значительно меньше. Животные, обитающие в данной среде дышат при помощи жабр или поднимаются к поверхности для вдоха. Животные имеют обтекаемую форму тела).
3 группа получает задание найти информацию в сети интернет о почвенной среде обитания. (Эта среда обитания плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда проникает редко. Животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вообще лишены органов зрения. У них хорошо развито обоняние и осязание).
4 группа получает задание найти информацию в сети интернет о организменной среде обитания. (Среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. У организмов, обитающих в этой среде имеются специальные приспособления - присоски, крючья, плотные толстые оболочки, высокая плодовитость, прохождение сложных циклов со сменой хозяев и упрощения органов чувств).
После поисиа информации «сетевиками» и обработки «редакторами» дети «журналисты» из каждой группы озвучивает полученные результаты.
Молодцы вы справились с заданием. Мы выяснили, что одни организмы живут в воде, другие на суше, третьи в воздухе, четвертые в телах других организмов, но все они занимают места, где есть условия необходимые для жизни. Чтобы жить в той или иной среде организмы должны иметь приспособления к данной среде.
Перед вами на интерактивной доске картинки. В левой части доски картинки животных, с правой, названия приспособлений организмов. Необходимо сопоставить их между собой.
Молодцы хорошо мы все сумели сопоставить.
Мы с Вами выяснили, что такое среда обитания, и какие приспособления существуют у животных.
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Список литературы
1. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Просвещение, 1981. - 463 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с. (Метод. биб-ка) ISBN 5-89415-268-2
3. http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf