В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребёнка активно взаимодействовать с логопедом в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям.
Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Ещё Л.С.Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребёнок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребёнка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.
На наш взгляд, использование в логопедии методов работы, заимствованных из медицины, психологии и психотерапии, решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы показывает, что эти технологии преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка и активное формирование здорового образа жизни.
Как показывает практика, дети с нарушениями речи имеют целый ряд хронических заболеваний или предрасположенность к ним. Чаще всего проблемы связаны с органами дыхания и опорно-двигательного аппарата.
Роль учителя-логопеда ДОУ состоит в организации педагогического коррекционного процесса, сберегающего и восстанавливающего здоровье ребенка посредствам внедрения нетрадиционных логопедических технологий, которые в свою очередь способствуют повышению уровня мотивации к коррекционным занятиям.
Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях мы используем следующие технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы
- Релаксация
- Пальчиковая гимнастика
- Су-Джок технология
- Фитотехнология
- Фитбол
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Мимический массаж и самомассаж
- Пальчиковый самомассаж
- Арикулярный массаж
3. Коррекционные технологии:
- Дыхательная гимнастика
- Речедвигательная ритмика
- Музыкотехнология
- Психогимнастика М.А.Чистяковой
Музыкотерапия - это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ.
Музыку в коррекционно-логопедической работе мы используем в форме релаксации под музыку:
- на занятиях логоритмикой;
- на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;
- на индивидуальных занятиях для детей со спастической формой дизартрии перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата.
Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т.д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия.
Вокал включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание.
Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также через выполнение этюдов психогимнастики М.А.Чистяковой, которые также подбираются нами в связи с лексической темой.
Практика показывает, что использование музыки способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;
- нормализации просодической стороны речи, дыхания.
В индивидуальной работе с детьми под контролем врача-невропотолога мы применяли метод фитотерапии. Фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений. На практике высокую эффективность показало полоскание рта и горла детьми с дизартрией настоями определённых трав с разной температурой непосредственно перед артикуляционным массажем, что способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, закаливанию, профилактике простудных заболеваний.
Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер, общее оздоровление организма ребёнка, является Су-Джок технология. В основе данного метода лежит воздействие на биологически активные точки, находящиеся на кистях рук.
В своей логопедической работе с детьми с дизартрией мы используем как шарики «ёжики» для ладоней, так и колечки «ёжики» для пальцев рук с целью:
- нормализовать мышечный тонус;
- опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- автоматизировать поставленные звуки через потешки, которые проговаривает ребёнок, прокатывая шарик между ладонями, через проговаривание чистоговорок во время одевания колечка на пальцы;
- отработать ритмико-слоговой рисунок слова с помощью колечка «ёжика».
Массаж является одним из основных методов при коррекции дизартрии. При систематическом массаже улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Это оказывает тонизирующее влияние на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Мимический массаж и самомассаж мы используем как организационный момент в начале всех видов занятий или как часть динамической паузы.
Для пальчикового массажа детям предлагаются различные предметы: массажные мячики, цилиндры, щётки и т.п.
Арикулярный массаж помогает лучше работать и развиваться всем органам и системам организма детей, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Работая над дыханием, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях, используем фитбол, который способствует укреплению мышц тела, формированию правильной осанки, а также элементы гимнастики А.Н.Стрельниковой. Обучая детей дыхательной гимнастике, мы не только формируем правильное речевое дыхание, но и способствуем профилактике и лечению заболеваний лор-органов.
Речедвигательная ритмика как система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением позволяет развивать у дошкольников общую моторику, функции органов дыхания, артикуляционную и мимическую мускулатуру. Данная технология представляет собой тесную связь движений и произношения звуков речи, выполняемые параллельно.
В качестве эксперимента мы изучили мотивацию к логопедическим занятиям детей с дизартрией в зависимости от использования здоровьесберегающих технологий. С детьми первой группы работа над коррекцией речи велась традиционным способом. С детьми второй группы логопедическая работа велась с использованием нетрадиционных методов логопедии. Результаты диагностики представлены на диаграмме.
Диаграмма 1.
Результаты эффективности использования здоровьесберегающих технологий для формирования мотивации к занятиям по коррекции речи у детей с дизартрией
1 экспериментальная группа
2 экспериментальная группа
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, используемая нами на практике имеет оздоровительную направленность, сочетая коррекционно - логопедические задачи с задачами по сохранению и восстановлению здоровья у детей с нарушением речи и повышает их мотивацию к логопедическим занятиям.