Смешанное обучение: от теории к практике

Разделы: Общепедагогические технологии


Алёна просыпается по звонку будильника в 7:15, когда за окнами ещё темно. Она торопится в школу. Уроки начинаются в 8:30, и надо успеть умыться, одеться, позавтракать, собрать рюкзак и добраться до школы. Каждый новый день похож на предыдущий: шесть часов в школе, шесть уроков, шесть учителей, шесть перемен, 25 одноклассников, зелёная доска, белый крошащийся мел, учитель у доски рассказывает классу о своём предмете, многие школьники учителя не слышат…

Не правда ли, по этому описанию трудно определить время, в котором живёт Алёна? Начало 80-х? Конец 90-х? Или это 2020 год?

Я попробую добавить немного деталей: даже на уроке одноклассники Алёны не вылезают из бесед в ВКонтакте. И на перемене многие уткнулись в планшеты и смартфоны, не выходя в реальную жизнь…

Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают; если спросят, то могут ответить). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину. А вместе с тем, должен меняться сам.

Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да, но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся.

Ученик 21 века должен обладать ключевыми способностями:

  1. Критическое мышление и умение решать проблемы
  2. Сетевое сотрудничество
  3. Гибкость и адаптивность
  4. Инициативность и предприимчивость
  5. Эффективная устная и письменная коммуникация
  6. Поиск и анализ информации
  7. Любознательность и воображение

В условиях перехода на ФГОС второго поколения реализуется системно-деятельностный подход.

  • не обучение, а учебная деятельность;
  • ученик не объект воздействия, а субъект взаимодействия;
  • учет индивидуальных особенностей.

Чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным, нам - педагогам, постоянно приходится искать новые формы проведения урока. И мы заинтересовались технологией смешанного обучения. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.

Смешанное обучение позволяет не только привнести технологии в учебный процесс, но и учесть индивидуальный темп учащегося, дать мотивацию, отследить его личные достижения и на лету внести изменения в учебную программу. Оно создаёт качественно новую среду, в которой опыт и мастерство педагогов гармонично и эффективно объединяются растущими потребностями общества.

Это одна из форм интерактивного обучения, которая нацелена на подготовку не на "Выпускника знающего", а "Выпускника умеющего, творческого" в соответствии с запросом общества. И каждый думающий учитель, в том числе и мы, задаем себе вопрос: Как организовать усвоение учащимися необходимых предметных знаний и умений и одновременно стимулировать формирование и развитие самостоятельности?

Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning - учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.

Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.

В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения. Такая спонтанность и многофакторность развития смешанного обучения вызывает сложности при анализе данной технологии, которые начинаются с попыток сформулировать чёткое определение.

Процитируем несколько возможных определений смешанного обучения:

«Смешанное обучение - это сочетание учебных методов» (Bersin&Associates, 2003).

«Смешанное обучение - совмещение онлайн- и очного обучения» (Reay, 2001).

В 2006 г. в статье «Справочник смешанного обучения» (Bonk, 2006) появилось первое достаточно чёткое определение смешанного обучения, отражающее его основные особенности:

«Смешанное обучение - это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».

Технология смешанного обучения - это единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем.

При этом выполняются следующие принципы:

1) Обучение носит персонализированный характер. Все дети разные, и у каждого свои образовательные потребности. Обучение идет от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.

2) Смешанное обучение основано на мастерстве. Это означает, что ученик может перейти к следующей теме, только овладев предыдущей, т.е. только когда он почувствует себя в ней мастером. А учитель внимательно отслеживает результаты. С помощью ИКТ делать это гораздо легче.

3) Третий принцип - высокие ожидания учащихся. Учащиеся имеют четко определенные стандарты. Они сами выстраивают свой маршрут достижения цели, планируют его во времени и месте. Но все это делается под внимательным взором учителя, но ученик должен понимать как он будет работать.

4) Учащиеся принимают на себя ответственность за результаты своей учебы. Они понимают, что все, чего они достигли, - это результат их деятельности, результат принятых ими решений.

Смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения.

С позиции традиционного метода, смешанное обучение дает учителю и ученику много возможностей взаимодействовать во время занятий. Все время учителя занято преподаванием, наблюдением, оцениванием и получением обратной связи от учеников.

Для учащихся - традиционный метод дает много возможностей учиться, наблюдать, задавать вопросы и получать обратную связь от учителя. Это интенсивное взаимодействие создает благоприятную среду для развития. Ученые выделили несколько моделей смешанного обучения:

  • ротация станций;
  • перевернутый класс;
  • ротация лабораторий;
  • гибкая модель.

Познакомившись с работами педагогов по данному направлению определила, что наиболее популярна - модель «Ротация станций». Учащиеся делятся на несколько групп по видам учебной деятельности и в течение урока ребята по сигналу перемещаются от одной станции к другой: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы.

Модели организации смешанного обучения

1. Смена рабочих зон

Необходимо перестроить пространство класса - выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон - зона работы онлайн. Другие зоны - на усмотрение учителя. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени (не более 10 мин)

2. Индивидуальный план

Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или на образовательной платформе. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами.

В данной модели ученику необязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), а только те, которые прописаны в плане.

3. Перевернутый класс

Дома учащиеся работают в онлайн-режиме для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи, а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов. При применении такой модели обучения у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

Модель «Смена рабочих зон» на практической работе

  • В учебном кабинете следует расставить столы так, чтобы получить три рабочие зоны в разных частях класса: зона онлайн работы, зона групповой работы, и зона работы с учителем.
  • Каждой группе обучающихся за урок надо пройти все три рабочие зоны и выполнить три задания по инструкции (каждой группе выдаются маршрутные листы)
  • На выполнение заданий в каждой рабочей зоне отведено примерно по 10-12 минут. Учащиеся работают в своем темпе, и привыкают следить за временем, планировать его.

Переход с одной рабочей зоны к другой позволяет учащимся регулировать, активизировать познавательную деятельность и перестраиваться с одного вида учебной деятельности на другой. А это очень важно при организации урока такого типа. Учащиеся быстро мобилизуются для выполнения другого задания, переключая внимание, самоорганизовывая себя на работу в определенное время. Кроме того, одна из групп (самая слабая) имеет возможность многоразового повторения материала, а затем уже приступить к самостоятельному выполнению.

Я использую образовательные платформы «Учи.ру», «Якласс», «Российская электронная школа» на станции онлайн-обучение, а так же в модели «Перевернутый класс».

Оценивание и контроль результатов обучения

Для регистрации успехов учащихся при смешанном обучении необходимо применять критериальное оценивание, когда работы учащегося оцениваются по системе заранее предъявленных критериев. При данной форме оценивания знаний и умений происходит сравнение полученных образовательных результатов с планируемыми.

Критериальное оценивание может быть диагностическим, промежуточным и итоговым.

Результаты оценивания использую для дальнейшего планирования своей педагогической деятельности, опираясь как на положительные, так и на отрицательные результаты.

Для того, что бы подтвердить эффективность применения «Ротации станций» я сравнила показатели по мотивации учения, уровень общительности, уровень организованности по окончанию 1 четверти 2020 года и по окончанию 3 четверти. И выявила, что эти уроки показывают лучшие результаты, чем их традиционные эквиваленты.

В чем же заключаются положительные моменты смешанного обучения? Смешанное обучение по модели «Ротация станций» способствует повышению мотивации учебной деятельности на основе самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах.

Таким образом, смешанное обучение совмещает преимущества традиционного и интерактивного обучения, дает ученику возможность быть более ответственным, создавая ситуации успеха:

  • повышение уровня учебных достижений;
  • развитие познавательной мотивации;
  • осознанного отношения к учебной деятельности;
  • мотивирование самообразования учащихся;
  • восполнение пробелов знаний, возникших в результате пропуска уроков.

Я пришла к выводу, что «смешанное обучение» это инновационный личностно-ориентированный метод обучения как с неуспевающими, так и с детьми, проявляющими особые способности в математике.