Конспект занятия по развитию речи. Составление творческого рассказа по картине «Волшебница зима» с элементами ТРИЗ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, подготовительная группа


Задачи:

  • Продолжать формировать навыки учебной деятельности: рассказывать по предложенному плану, правильно оценивать результаты деятельности команд.
  • Развивать связную речь мышление воображение, фантазию через игру «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет потом»
  • Развивать умение детей действовать согласованно, командой, через напоминание.
  • Воспитывать умение слушать рассказы команд через напоминание.

Предварительная работа

Игра «Живые картинки»

  • учить детей отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Игра «Живое-неживое» по картине

Игра «К нам пришел волшебник», «Я ощущаю только запахи»

  • учить представлять возможные запахи.

Игра «Опиши»

  • учить подбирать точные определения при описании внешнего вида животных.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

  • устанавливать эмоционально-духовные связи и взаимосвязи между изображенными объектами на уровне «хорошо - плохо» (собака - дом, собака - веревка, собака - конура).

Ход занятия

- Ребята, скажите, какие бывают соревнования? (перечисляют)

А хотите вы сегодня устроить соревнования?

- Но соревнование необычное, соревнование-составление рассказа по картине «Волшебница зима».

- И сегодня победит та команда, которая составит интересный, полный рассказ по картине. (выбор жюри)

- А разыгрывать мы будем медали:

  • 1-е место - золото
  • 2-е место - серебро
  • 3-е место - бронза

- Посмотрите, у вас приклеены фишки разных цветов.

- Кто догадается, для чего я это сделала? (ответы детей)

- Обратите внимание, что на столах тоже приклеены фишки.

- Присаживайтесь за столы в соответствии с вашим цветом.

- Мы поделились на команды.

- Чтобы рассказы получились разные, интересные, мы сначала с вами поиграем.

1-я игра «Живое-неживое»

Вам нужно внимательно посмотреть на картину и назвать живые объекты, а за тем неживые.

2-я игра

Придумайте как можно больше красивых выражений про свой объект.

- Чтоб вы не спорили и не гадали, какой объект вам выбрать, я предлагаю жребий (вытягивают бумажку с написанным объектом)

3-я игра

- Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет с ним потом. (выбирают объект по жребию)

- Молодцы, отлично.

- А теперь отдохнем. (физкультминутка)

«Греемся» - стоящие в кругу дети начинают показывать, как они греются. По команде «лед» - застывают на месте в определенной позе. (присаживаются за столы)

- А сейчас мы приступим к составлению рассказа про свой объект. (выбираем)

- Чтобы вам было легче составлять рассказ у вас на столах есть план рассказа. (обговариваем)

1. От имени кого я рассказываю и какой я.

2. Как я оказался на этой полянке?

3. Что было со мной раньше?

4. Что я вижу.

5. Мои впечатления от увиденного.

- Даю вам 5 минут, приступайте, совещайтесь тихонько ,чтоб не мешать другим командам.

- Слушайте рассказы команд внимательно, так как вам придется оценивать рассказы.

- Послушайте критерии для оценки рассказов:

1. последовательность

2. без длинных пауз

3. наличие красивых выражений

4. законченность рассказа

- Дети оценивают рассказы, отмечают наличие красивых выражений.

Воспитатель оценивает рассказы (пока жюри подведет итоги рассказ)

- Скажите мне, в чем вы испытывали трудности при составлении рассказа.

- Что далось вам легко?

- С какой целью мы сегодня с вами соревновались?

Выступление жюри. Награждение команд.