Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающихся с целью успешного включения и социальной адаптации таких детей в среде сверстников. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

С 02.09.2019г. в МАОУ МО г. Нягань «НОШ №9» по заключению территориальной ПМПК обучаются 2 ребенка с РАС по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, вариант 8.1 ФГОС обучающихся с ОВЗ по очной форме в условиях инклюзивного обучения.

Исходя из особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами деятельность МАОУ «НОШ №9» по обеспечению необходимых условий обучения и воспитания детей с РАС включает психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС.

Обязательным условием реализации АООП НОО является создание специальной образовательной среды, систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самих обучающихся. Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;
  • развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включена Программа коррекционной работы, направленная на обеспечение эмоционально-личностного и социального развития, преодоление коммуникативных барьеров.[2]

Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью. [1]

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для осуществления образовательной инклюзии. Используется стратегия последовательного включения в среду сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Подготовительные мероприятия по «включению» ребенка с РАС в образовательный процесс:

  • Знакомство и установление контакта между учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения и ребенком.
  • «Знакомство» ребенка с РАС со школой, классом, в котором он будет учиться, выбор рабочего места.
  • Выявление специфических особенностей (учебное поведение, взаимодействие с учителем, начальные учебные навыки).

Взаимодействие специалистов системы комплексного сопровождения обучающихся с РАС: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, оказывающих специализированную помощь детям является психолого-педагогический консилиум. Консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов организации, реализующий стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

Реализуется индивидуальная программа сопровождения, включающая режим, конкретные задачи на определенный период, порядок и содержание мероприятий:

Таблица 1

Основное
направление
деятельности

Конкретные задачи
на период

Режим и формы
работы

Необходимый
специалист

Показатели
достижений

Формы оценки результатов
работы (динамика развития ребенка, самоанализ
деятельности специалиста)

Развитие зрительной ориентировки
в пространстве

Различение лево-право,
верх-низ, над-под-за-
перед-на

2 раза в неделю
индивидуально
после уроков -
развивающие игры,
работа с картинками и телом

Педагог-
психолог

Правильная ориентировка
на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве

Включенное наблюдение в ходе
занятий
Беседа с другими специалистами
Проверочные задания в виде игры
(расположение фигурок в пространстве)

Развитие познавательных процессов

Развитие концентрации
внимания, памяти.

2 раза в неделю

Учитель-
дефектолог

Умение удерживать
внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10

Наблюдение за ходом занятия;
срезовая диагностика («10 отличий», «Лабиринт»)

Коррекция нарушений чтения и
письма

Отработка применения орфограмм, понимание смысла прочитанного

2 раза в неделю

Учитель-логопед

Отсутствие ошибок на
письме,
понимает содержание
прочитанного текста

Проверочные задания: диктант,
анализ письменных работ с
уроков и занятий.
Беседа с учителем, другими
специалистами

Освоение правил
поведения в школе

Разработка памяток по
поведению в школе,
развитие умения у
ребенка пользоваться
памятками

Сопровождение на уроках

Тьютор, социальный педагог

Придерживается правил
поведения в школе,
действует в соответствии с
требованиями учителя
наравне с одноклассниками

Наблюдение на уроках.
Беседа с учителем и другими
специалистами

Направления деятельности специалистов сопровождения:

Основные направления коррекционной работы психолога:

  • помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
  • коррекция дезадаптивного поведения;
  • формирование навыков социального взаимодействия;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
  • формирование «модели психического» (понимания эмоций и их причин, понимания механизмов получения информации);
  • эмоционально-личностное развитие и другие направления.

Направления работы учителя-дефектолога:

  • формирование стереотипа учебного поведения;
  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
  • формирование дефицитарных учебных навыков;
  • развитие познавательной деятельности;
  • коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Направления работы учителя-логопеда:

  • формирование фонематических процессов;
  • формирование навыка осмысленного чтения, отработка навыков письма на материале предметной области - русский язык.

Направления работы социального педагога:

  • осуществление взаимодействия с семьей ребенка;
  • консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе;
  • определение потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе;
  • установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов;
  • развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций,
  • помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба»;
  • поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании.

Направления работы тьютора:

  • помощь в организации поведения ребенка на уроке:
  • направление внимания обучающегося на учителя, на доску, в рабочую тетрадь;
  • предоставление ребенку подсказок при выполнении фронтальных инструкций и учебных заданий;
  • помощь в выполнении последовательности необходимых действий;
  • оказание помощи при взаимодействии со сверстниками;
  • участие в работе по коррекции нежелательного поведения.

Методы, которые используются в коррекционной работе с учащимися с РАС:

  • методика ТЕАССН - методика обучения детей чтению, речи, понимания эмоций, навыкам самообслуживания, социальным отношениям;
  • АВА - прикладной поведенческий анализ;
  • песочная терапия;
  • арт-терапия;
  • игровые методы:
  • сенсорная интеграция и стимуляция (предметотерапия);
  • тренинги социальных навыков.

Наибольшие результаты, достигаются при применении несколько методов одновременно.

Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра специалистами школы используются принципы прикладного поведенческого анализа - ABA, устранение или уменьшение дезадаптивного поведения ребенка путем изменения окружающей обстановки, окружающих условий: изменения в социальном и физическом (материальном) окружении.

Изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе, изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д.

Изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, зонирование класса.

Методы коррекции дезадаптивного поведения:

В работу по коррекции нарушений поведения включаются несколько аспектов [3]:

  • предотвращение дезадаптивного поведения;
  • обучение новому поведению (альтернативному поведению);
  • подкрепление адаптивного поведения;
  • уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения;
  • обеспечение безопасности (по мере необходимости).

Использование предупреждающих методов основано на адаптации окружающей среды в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся с РАС. Такая адаптация особенно широко используется в методике TEACCH.

Адаптация окружающей среды включает:

  • выбор и особую организацию рабочего места для ребенка с РАС в классе;
  • создание комфортной сенсорной среды: замена громкого резкого звонка с урока на перемену на мелодичный звук (у детей сенсорная гиперчувствительность к громким звукам);
  • использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета для создания давления, в котором ребенок испытывает особую потребность);
  • проведение части урока не на стуле, а на большом надувном мяче (фитболе) - это помогает снизить утомляемость и не допустить вспышки дезадаптивного поведения;
  • особый режим пребывания в школе, препятствующий переутомлению детей с РАС, включает увеличение коротких перерывов в течение урока;
  • создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки сенсорной информации и предотвращения сенсорной перегрузки у ребенка;
  • использование визуальной поддержки: подсказок, иллюстрирующих правила поведения в классе.

Использование методики сенсорной интеграции.[4]

Используем успокаивающие стратегии:

  • быстрая коррекция («здесь и сейчас») - посадить под большое, тяжелое одеяло, медленно покачать, крепко обнять, дать сжимать и расслаблять игрушку, позволить забраться в тесное помещение (коробку из-под бытовой техники), дать пососать жесткий леденец или конфету, дать попить через соломинку.
  • долгосрочные рутинные регулярные успокаивающие действия:
    • прогулка пешком во время возвращения из школы, и при этом ребенок сам несет ранец - это поможет ему успокоиться; длительные пешие прогулки;
    • «тайм-аут» - свободные минуты во время повседневных занятий;
    • плавание, тяжелые одеяла, отдых на большом резиновом мяче.

Используем побуждающие стратегии:

  • быстрая коррекция направлена на то, чтобы взбодрить ребенка, для этого можно похлопать в ладоши, активно потоптаться на месте, попрыгать, сделать активные движения вверх-вниз, пососать кисло-сладкую конфету;
  • долгосрочные стратегии:
    • регулярные физкультминутки;
    • шумопоглощающие наушники;
    • сенсорные мешочки, в которых находятся разные игрушки, стимулирующие тактильную чувствительность;
    • гамак;
    • утяжеляющие мешочки с песком (для переноски их туда-сюда) помогают получать недостающую кинестетическую информацию.

МАОУ «НОШ №9» обеспечена специалистами, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования, специального коррекционного образования: логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог, тьютор. Ведется систематическая работа по повышению квалификации педагогических кадров в области инклюзивного образования: 5 специалистов прошли курсы повышения квалификации по вопросам реализации инклюзивного образования и введения ФГОС ОВЗ, 8 педагогов и 2 педагога-психолога прошли курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования», 2 педагога-психолога прошли профессиональную переподготовку в объеме 520 часов по направлению специальная коррекционная педагогика и психология.

Результативность оказания комплексной помощи детям с РАС:

  • у учащихся с РАС наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей в соответствии с особенностями развития; наблюдается устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей; положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся с РАС: повысился уровень устойчивости социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем, уровень эффективности учебной деятельности, что говорит о результативности комплексной помощи детям с РАС;
  • по результатам внешней оценки родителей, в школе создан благоприятный психологический климат, качество преподавания оценено на достаточно хорошем уровне.

Выводы: в школе создано эффективное инклюзивное пространство с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, необходимо продолжать работу в совершенствовании специальных образовательных условий для детей с РАС. Рекомендации: для создания специальных условий обучения и воспитания детей с РАС необходимо учитывать их индивидуальные образовательные потребности.

Список литературы

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.
  2. Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы. М.: ПУ «Первое сентября», 2014.
  3. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015.
  4. Черкасская Е.Н. Детский аутизм, или как помочь «особому» ребенку. М.: ПУ «Первое сентября», 2017.