В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающихся с целью успешного включения и социальной адаптации таких детей в среде сверстников. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.
С 02.09.2019г. в МАОУ МО г. Нягань «НОШ №9» по заключению территориальной ПМПК обучаются 2 ребенка с РАС по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, вариант 8.1 ФГОС обучающихся с ОВЗ по очной форме в условиях инклюзивного обучения.
Исходя из особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами деятельность МАОУ «НОШ №9» по обеспечению необходимых условий обучения и воспитания детей с РАС включает психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС.
Обязательным условием реализации АООП НОО является создание специальной образовательной среды, систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самих обучающихся. Основными направлениями в специальной поддержке являются:
- удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;
- развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включена Программа коррекционной работы, направленная на обеспечение эмоционально-личностного и социального развития, преодоление коммуникативных барьеров.[2]
Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью. [1]
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для осуществления образовательной инклюзии. Используется стратегия последовательного включения в среду сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Подготовительные мероприятия по «включению» ребенка с РАС в образовательный процесс:
- Знакомство и установление контакта между учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения и ребенком.
- «Знакомство» ребенка с РАС со школой, классом, в котором он будет учиться, выбор рабочего места.
- Выявление специфических особенностей (учебное поведение, взаимодействие с учителем, начальные учебные навыки).
Взаимодействие специалистов системы комплексного сопровождения обучающихся с РАС: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора, оказывающих специализированную помощь детям является психолого-педагогический консилиум. Консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов организации, реализующий стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
Реализуется индивидуальная программа сопровождения, включающая режим, конкретные задачи на определенный период, порядок и содержание мероприятий:
Таблица 1
Основное
направление деятельности |
Конкретные задачи
|
Режим и формы
|
Необходимый
|
Показатели
|
Формы оценки результатов
|
Развитие зрительной ориентировки
|
Различение лево-право,
|
2 раза в неделю
|
Педагог-
|
Правильная ориентировка
|
Включенное наблюдение в ходе
|
Развитие познавательных процессов |
Развитие концентрации
|
2 раза в неделю |
Учитель-
|
Умение удерживать
|
Наблюдение за ходом занятия;
|
Коррекция нарушений чтения и
|
Отработка применения орфограмм, понимание смысла прочитанного |
2 раза в неделю |
Учитель-логопед |
Отсутствие ошибок на
|
Проверочные задания: диктант,
|
Освоение правил
|
Разработка памяток по
|
Сопровождение на уроках |
Тьютор, социальный педагог |
Придерживается правил
|
Наблюдение на уроках.
|
Направления деятельности специалистов сопровождения:
Основные направления коррекционной работы психолога:
- помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
- коррекция дезадаптивного поведения;
- формирование навыков социального взаимодействия;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
- формирование «модели психического» (понимания эмоций и их причин, понимания механизмов получения информации);
- эмоционально-личностное развитие и другие направления.
Направления работы учителя-дефектолога:
- формирование стереотипа учебного поведения;
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (понимание инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- формирование дефицитарных учебных навыков;
- развитие познавательной деятельности;
- коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Направления работы учителя-логопеда:
- формирование фонематических процессов;
- формирование навыка осмысленного чтения, отработка навыков письма на материале предметной области - русский язык.
Направления работы социального педагога:
- осуществление взаимодействия с семьей ребенка;
- консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе;
- определение потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе;
- установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов;
- развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций,
- помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба»;
- поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании.
Направления работы тьютора:
- помощь в организации поведения ребенка на уроке:
- направление внимания обучающегося на учителя, на доску, в рабочую тетрадь;
- предоставление ребенку подсказок при выполнении фронтальных инструкций и учебных заданий;
- помощь в выполнении последовательности необходимых действий;
- оказание помощи при взаимодействии со сверстниками;
- участие в работе по коррекции нежелательного поведения.
Методы, которые используются в коррекционной работе с учащимися с РАС:
- методика ТЕАССН - методика обучения детей чтению, речи, понимания эмоций, навыкам самообслуживания, социальным отношениям;
- АВА - прикладной поведенческий анализ;
- песочная терапия;
- арт-терапия;
- игровые методы:
- сенсорная интеграция и стимуляция (предметотерапия);
- тренинги социальных навыков.
Наибольшие результаты, достигаются при применении несколько методов одновременно.
Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра специалистами школы используются принципы прикладного поведенческого анализа - ABA, устранение или уменьшение дезадаптивного поведения ребенка путем изменения окружающей обстановки, окружающих условий: изменения в социальном и физическом (материальном) окружении.
Изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе, изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д.
Изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, зонирование класса.
Методы коррекции дезадаптивного поведения:
В работу по коррекции нарушений поведения включаются несколько аспектов [3]:
- предотвращение дезадаптивного поведения;
- обучение новому поведению (альтернативному поведению);
- подкрепление адаптивного поведения;
- уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения;
- обеспечение безопасности (по мере необходимости).
Использование предупреждающих методов основано на адаптации окружающей среды в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся с РАС. Такая адаптация особенно широко используется в методике TEACCH.
Адаптация окружающей среды включает:
- выбор и особую организацию рабочего места для ребенка с РАС в классе;
- создание комфортной сенсорной среды: замена громкого резкого звонка с урока на перемену на мелодичный звук (у детей сенсорная гиперчувствительность к громким звукам);
- использование специальных материалов и оборудования (утяжеляющего жилета для создания давления, в котором ребенок испытывает особую потребность);
- проведение части урока не на стуле, а на большом надувном мяче (фитболе) - это помогает снизить утомляемость и не допустить вспышки дезадаптивного поведения;
- особый режим пребывания в школе, препятствующий переутомлению детей с РАС, включает увеличение коротких перерывов в течение урока;
- создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки сенсорной информации и предотвращения сенсорной перегрузки у ребенка;
- использование визуальной поддержки: подсказок, иллюстрирующих правила поведения в классе.
Использование методики сенсорной интеграции.[4]
Используем успокаивающие стратегии:
- быстрая коррекция («здесь и сейчас») - посадить под большое, тяжелое одеяло, медленно покачать, крепко обнять, дать сжимать и расслаблять игрушку, позволить забраться в тесное помещение (коробку из-под бытовой техники), дать пососать жесткий леденец или конфету, дать попить через соломинку.
- долгосрочные рутинные регулярные успокаивающие действия:
- прогулка пешком во время возвращения из школы, и при этом ребенок сам несет ранец - это поможет ему успокоиться; длительные пешие прогулки;
- «тайм-аут» - свободные минуты во время повседневных занятий;
- плавание, тяжелые одеяла, отдых на большом резиновом мяче.
Используем побуждающие стратегии:
- быстрая коррекция направлена на то, чтобы взбодрить ребенка, для этого можно похлопать в ладоши, активно потоптаться на месте, попрыгать, сделать активные движения вверх-вниз, пососать кисло-сладкую конфету;
- долгосрочные стратегии:
- регулярные физкультминутки;
- шумопоглощающие наушники;
- сенсорные мешочки, в которых находятся разные игрушки, стимулирующие тактильную чувствительность;
- гамак;
- утяжеляющие мешочки с песком (для переноски их туда-сюда) помогают получать недостающую кинестетическую информацию.
МАОУ «НОШ №9» обеспечена специалистами, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования, специального коррекционного образования: логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог, тьютор. Ведется систематическая работа по повышению квалификации педагогических кадров в области инклюзивного образования: 5 специалистов прошли курсы повышения квалификации по вопросам реализации инклюзивного образования и введения ФГОС ОВЗ, 8 педагогов и 2 педагога-психолога прошли курсы повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования», 2 педагога-психолога прошли профессиональную переподготовку в объеме 520 часов по направлению специальная коррекционная педагогика и психология.
Результативность оказания комплексной помощи детям с РАС:
- у учащихся с РАС наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей в соответствии с особенностями развития; наблюдается устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития детей; положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся с РАС: повысился уровень устойчивости социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем, уровень эффективности учебной деятельности, что говорит о результативности комплексной помощи детям с РАС;
- по результатам внешней оценки родителей, в школе создан благоприятный психологический климат, качество преподавания оценено на достаточно хорошем уровне.
Выводы: в школе создано эффективное инклюзивное пространство с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, необходимо продолжать работу в совершенствовании специальных образовательных условий для детей с РАС. Рекомендации: для создания специальных условий обучения и воспитания детей с РАС необходимо учитывать их индивидуальные образовательные потребности.
Список литературы
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.
- Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы. М.: ПУ «Первое сентября», 2014.
- Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015.
- Черкасская Е.Н. Детский аутизм, или как помочь «особому» ребенку. М.: ПУ «Первое сентября», 2017.