Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательное развитие речи»

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе

Дополнительная общеразвивающая программа «Моя правильная речь» разработана на основе:

- Положения о дополнительной общеразвивающей программе, 2019 г. ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей».

- Авторской дополнительной образовательной программы Ефремовой Е.А.«Речецветик», 2015 г. (https://intolimp.org/publication/dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-riechietsvietik-dlia-dietie.html)

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и обусловлена тем, что:

- реализуется потребность детей в общении, обеспечивается частичная интеграция, социальная адаптация;

- в процессе систематической тренировки увеличиваются возможности использования слухового анализатора как способа получения информации об окружающем;

- специально подобранные формы деятельности обеспечивают возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.

Полноценное овладение ребенком, имеющим нарушение слуха, устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны. Одним из условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей-инвалидов с нарушением слуха.

Развитие речевого слуха в возрасте 10-17 лет относится к периоду активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом, развитие речевого слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции. Обучение детей с нарушением слуха по данной программе проходит в индивидуальном темпе, который зависит от уровня слухоречевого развития и психофизических особенностей каждого ребенка.

Программа включает в себя такие направления коррекционной работы, как

диагностическое:
- выявление состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры);
- выявление состояния и резервов развития слухового восприятия устной речи (с помощью электроакустической аппаратуры);
- выявление возможностей понимать собеседника и быть понятым им при устном общении на материале элементарных фраз разговорного характера, а также на материале связной речи;
- изучение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация);

коррекционно-развивающее:
- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- планирование, разработка индивидуальных занятий;
- осуществление коррекционной помощи в речевом, физическом, психическом развитии обучающихся;
- осуществление текущего и периодического учета развития слуховых и речевых навыков;

консультативное:
- выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися единых для всех участников образовательного процесса.
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по коррекционным, психологическим, социальным и другим вопросам

Программа включает в себя следующие разделы: восприятие слухо-зрительно и на слух речевого материала, связанного с учебной деятельностью обучающихся, восприятие слухо-зрительно текстов по темам, диагностическая работа.

Цель:формирование у детей речевого поведения на основе активного использования, развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и индивидуальных слуховых аппаратов).

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить воспринимать на слух определенный речевой материал и произносить его, реализуя сформированные речевые навыки;
  • познакомить с новыми словами; ввести эти слова в речь ребенка.

Развивающие:

  • развитие у обучающихся речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции;
  • формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими;
  • расширение словарного запаса.

Воспитательные:

  • воспитывать терпение, внимательность к собственной речи.

Механизм и условия реализации программы

Адресат программы: дети-инвалиды, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий.

Срок освоения программы: 36 недель, 1 год.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (индивидуально).

Режим занятий

Этапы образовательного процесса

2020-2021 учебный год

Начало учебных занятий (периодов)

с 10 сентября 2020 г.

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Итоговая аттестация (при завершении изучения программы)

май 2021 г.

Окончание учебных занятий (периодов)

30 мая 2021 г.

Каникулы осенние

Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела

Каникулы зимние

Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела

Каникулы весенние

Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела

Объем программы: 1 год, 72 часа.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ