1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе
Дополнительная общеразвивающая программа «Моя правильная речь» разработана на основе:
- Положения о дополнительной общеразвивающей программе, 2019 г. ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей».
- Авторской дополнительной образовательной программы Ефремовой Е.А.«Речецветик», 2015 г. (https://intolimp.org/publication/dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-riechietsvietik-dlia-dietie.html)
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и обусловлена тем, что:
- реализуется потребность детей в общении, обеспечивается частичная интеграция, социальная адаптация;
- в процессе систематической тренировки увеличиваются возможности использования слухового анализатора как способа получения информации об окружающем;
- специально подобранные формы деятельности обеспечивают возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.
Полноценное овладение ребенком, имеющим нарушение слуха, устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны. Одним из условий обучения устной речи является развитие речевого слуха, который формируется в процессе специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня словесной речи.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей-инвалидов с нарушением слуха.
Развитие речевого слуха в возрасте 10-17 лет относится к периоду активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом, развитие речевого слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции. Обучение детей с нарушением слуха по данной программе проходит в индивидуальном темпе, который зависит от уровня слухоречевого развития и психофизических особенностей каждого ребенка.
Программа включает в себя такие направления коррекционной работы, как
диагностическое:
- выявление состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры);
- выявление состояния и резервов развития слухового восприятия устной речи (с помощью электроакустической аппаратуры);
- выявление возможностей понимать собеседника и быть понятым им при устном общении на материале элементарных фраз разговорного характера, а также на материале связной речи;
- изучение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация);
коррекционно-развивающее:
- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- планирование, разработка индивидуальных занятий;
- осуществление коррекционной помощи в речевом, физическом, психическом развитии обучающихся;
- осуществление текущего и периодического учета развития слуховых и речевых навыков;
консультативное:
- выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися единых для всех участников образовательного процесса.
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по коррекционным, психологическим, социальным и другим вопросам
Программа включает в себя следующие разделы: восприятие слухо-зрительно и на слух речевого материала, связанного с учебной деятельностью обучающихся, восприятие слухо-зрительно текстов по темам, диагностическая работа.
Цель:формирование у детей речевого поведения на основе активного использования, развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и индивидуальных слуховых аппаратов).
Задачи программы:
Обучающие:
- научить воспринимать на слух определенный речевой материал и произносить его, реализуя сформированные речевые навыки;
- познакомить с новыми словами; ввести эти слова в речь ребенка.
Развивающие:
- развитие у обучающихся речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции;
- формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими;
- расширение словарного запаса.
Воспитательные:
- воспитывать терпение, внимательность к собственной речи.
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: дети-инвалиды, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий.
Срок освоения программы: 36 недель, 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (индивидуально).
Режим занятий
Этапы образовательного процесса |
2020-2021 учебный год |
Начало учебных занятий (периодов) |
с 10 сентября 2020 г. |
Количество учебных недель |
36 |
Количество учебных дней |
36 |
Итоговая аттестация (при завершении изучения программы) |
май 2021 г. |
Окончание учебных занятий (периодов) |
30 мая 2021 г. |
Каникулы осенние |
Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы зимние |
Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы весенние |
Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Объем программы: 1 год, 72 часа.