Интегрированный урок музыки и истории «Нидерландская революция в творчестве Л.В.Бетховена» устанавливает межпредметные связи между историей и музыкой.
Благодаря героической увертюре немецкого композитора Л.В.Бетховена к трагедии И.В.Гете «Эгмонт», события XVI века в Нидерландах - освободительная борьба нидерландского народа против испанского владычества становятся ближе и понятней учащимся 8 класса.
Данный урок будет полезен учителям гуманитарного цикла, работающим в общеобразовательной школе в 7-9 классах.
Разработан урок для учащихся 7-8 класса с учетом возрастных и психологических особенностей детей 13-14 лет по программе «Музыка» 8 класс авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. Это 2 урок 3 четверти раздела «Мир человеческих чувств» и 3 урок 2 четверти 2 главы «Ранние буржуазные революции» программы «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс авторов А.Я.Юдовская, П.В.Баранов, Л.М.Ванюшкина.
План урока
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы на уроке - индивидуальная (ИКТ, монологические высказывания), фронтальная, групповая с опережающим заданием.
Музыкальный и художественный материал: Л.В.Бетховен увертюра «Эгмонт»; И.В.Гёте. Отрывок из трагедии «Эгмонт»; Картина Л.Галле «Последние минуты графа Эгмонта»; Й.Штилер. Портрет Л.Бетховена; Карта Западной Европы средних веков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, собственная презентация, фортепиано, основные атрибуты костюмов нидерландцев и испанцев.
Цели:
- Образовательные - раскрыть причины победы нидерландского народа над испанскими завоевателями на основе анализа исторических событий и музыки Л.В.Бетховена;
- Развивающие - развивать образное и логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность;
- Воспитательные - формировать духовно-нравственные качества, взгляды и убеждения, научное мировоззрение, интерес к истории и музыке, активную жизненную позицию, чувство нетерпимости к угнетению и насилию.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять эмоционально-личностное отношение к музыкальным образам через мимику, пластику, движения;
- общаться и сотрудничать со сверстниками в разных видах учебной деятельности;
- развивать творческий потенциал, художественный вкус, интерес к истории и музыке, стремление к самообразованию и художественно-творческой деятельности.
Предметные:
- владеть практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала;
- углубить и расширить знания о событиях XVI века в Нидерландах;
- расширить знания о творчестве Бетховена и закрепить представление о героическом начале его музыки;
- закрепить и обобщить определение понятий увертюра, музыкальный образ, революция,
- католицизм, протестантизм;
Метапредметные:
- ставить цели и задачи и планировать пути их достижения;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, размышлять,
- делать выводы;
- владеть навыками работы с различными информационными источниками;
- владеть основами самоконтроля и самооценки.
План урока
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие, эмоциональный настрой.
II. Мотивация учебной деятельности и выдвижение основной проблемы через идею урока
Учитель истории: Сегодня мы поговорим с вами о Нидерландской революции. Но прежде вспомним, что означает слово революция?
Ответы учащихся.
Учитель истории: Революция - это всегда борьба, которая требует от людей воли, упорства, настойчивости.
Учитель музыки: Как вы думаете, кто из композиторов прошлого наилучшим образом отразил бы в музыке тему борьбы?
У кого из композиторов классиков сама жизнь была борьбой с беспощадными ударами судьбы?
Ученики: Бетховен.
Учитель музыки: Конечно, это Бетховен! Ведь девиз его жизни и творчества был «Через борьбу, к победе!».
Учитель истории: Как бы вы назвали тему нашего интегрированного урока?
Ответы учащихся.
Учитель музыки: Тема нашего урока: «Нидерландская революция в творчестве Л.В.Бетховена» и пусть же основной идеей нашего урока станут слова Бетховена: «Через борьбу, к победе!».
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель истории:
- Что послужило причиной Нидерландской революции?
- С кем пришлось бороться нидерландцам?
- Кто встал во главе борьбы нидерландского народа против испанских завоевателей?
- Какой главный вопрос будет стоять сегодня перед нами?
- Как удалось такой маленькой стране как Нидерланды одержать победу?
Чтобы дать объективную оценку происходившим событиям в Нидерландах, мы должны рассмотреть эти события с разных сторон.
IV. «Открытие нового знания»
Учитель истории: Представим себя очевидцами и участниками борьбы, происходившей между испанцами и нидерландцами.
Ролевая игра - представление исторических личностей Нидерландов XVI века. (опережающее задание).
Учитель истории: Слово предоставляется группе, представляющей Испанский двор и его окружение.
Выступление второй группы, представляющей католическую церковь во главе с Папой Римским.
Третья группа - Герцог Альба и его сторонники.
Учитель истории: Итак, Испания захватила Нидерланды и превратила её в свою колонию, но, нидерландцы не смирились и начали борьбу за независимость.
Высказывание группы, представляющей графа Эгмонта и его единомышленников о причинах их борьбы с завоевателями.
Учитель музыки: Давайте сейчас на минуту представим себя в роли композиторов.
Как бы вы в музыке выразили характер нидерландцев и испанцев?
Какие средства музыкальной выразительности вы использовали бы для их характеристики?
Творческое задание: «Я - композитор».
Учитель музыки: Когда-то Ромен Роллан сказал о Бетховене: «Он самый большой, самый лучший друг всех, кто страдает и, кто борется». [1, с. 9]
Обладая богатым и разносторонним дарованием, Бетховен создал героическую увертюру «Эгмонт» по трагедии великого немецкого писателя И.В.Гёте.
Давайте вспомним, что означает слово увертюра?
Ответы учащихся.
Учитель музыки: Совершенно верно. Увертюра - это вступление к опере, балету или кинофильму. Людвиг Ван Бетховен создал новый симфонический жанр - программная увертюра и это уже не вступление, а самостоятельное музыкальное произведение.
- Что значит программная увертюра?
- Почему увертюра называется «Эгмонт»?
Давайте послушаем, как Бетховен в своей увертюре показал властных, жестоких испанцев и страдающих, угнетенных нидерландцев?
Слушая музыку, вы должны показать с помощью мимики, пластики, движений тему нидерландцев и испанцев.
Слушание музыки. Увертюра «Эгмонт» I часть. Вступление. Пластическое интонирование.
Обсуждение, анализ увертюры и её музыкальных образов.
V. Первичное закрепление
Учитель истории: Граф Эгмонт призывал свой народ к борьбе. К сожалению, его призывы не дошли до наших дней. Давайте представим себя в роли графа Эгмонта и попробуем написать от его имени воззвания к народу.
Закрепление в форме игры: «Составление воззвания графа Эгмонта к нидерландскому народу и его представление».
VI. Итог и обоснование идеи урока
Учитель музыки: Давайте вернемся к музыке Бетховена и попытаемся ответить на вопрос, чем закончилась борьба нидерландского народа против испанцев в увертюре Л.В.Бетховена?
Прослушивание увертюры «Эгмонт».
- Итак, чем же закончилась эта борьба? Жив ли остался граф Эгмонт?
Ответы учащихся.
Учитель музыки: Эгмонт погиб. Перед казнью, он сказал: «О, храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с неправедно захваченной земли! Я умираю за свободу. Для нее я жил, за нее боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву». [2, с.29]
Учитель истории: В 1609 году было заключено перемирие. Испания признала независимость Нидерландов. Но борьба не бывает без жертв, и в той борьбе погибло сотни нидерландцев.
Почему же мы взяли основной идеей нашего урока слова Бетховена «Через борьбу к победе»?
Ответы учащихся.
Учитель музыки: Вместе с наиболее прогрессивными современниками Л.В.Бетховен в своем творчестве поднимал проблемы всего человечества. И об этом замечательные слова сказал выдающийся русский музыкальный критик Стасов: «Моцарт отвечал только за отдельные личности... Бетховен же только и думал об истории и всем человечестве». [3, c.110]
VII. Рефлексия. Метод «Комплимент»
Цель: Оценить собственную активность и качество работы на уроке с активностью других, оценить работы групп, поблагодарить, оценить полезность выбранных форм работы.
VIII. Домашнее задание
Учитель музыки: Попытайтесь дома изобразить музыку Бетховена в красках.
Учитель истории: Творческое задание в форме интервью, репортажей, писем, посланий о борьбе нидерландцев с испанцами, составленных на основе материалов учебника.
Список литературы
- Гёте И.В. Эгмонт/пер. Н.Ман: М.: Художественная литература, 1977, - 498 с.
- Роллан Р. Жизнь Бетховена / пер. М.Богословский: Художественная литература, 1954, т. 2. -372 с.
- Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки»: Ростов н/Д.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова. - 2-е изд. - М.: Феникс, 2014, - 288 с.