Интегрированный урок музыки и истории «Через борьбу к победе»

Разделы: История и обществознание, Музыка

Класс: 8

Ключевые слова: музыка


Интегрированный урок музыки и истории «Нидерландская революция в творчестве Л.В.Бетховена» устанавливает межпредметные связи между историей и музыкой.

Благодаря героической увертюре немецкого композитора Л.В.Бетховена к трагедии И.В.Гете «Эгмонт», события XVI века в Нидерландах - освободительная борьба нидерландского народа против испанского владычества становятся ближе и понятней учащимся 8 класса.

Данный урок будет полезен учителям гуманитарного цикла, работающим в общеобразовательной школе в 7-9 классах.

Разработан урок для учащихся 7-8 класса с учетом возрастных и психологических особенностей детей 13-14 лет по программе «Музыка» 8 класс авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. Это 2 урок 3 четверти раздела «Мир человеческих чувств» и 3 урок 2 четверти 2 главы «Ранние буржуазные революции» программы «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс авторов А.Я.Юдовская, П.В.Баранов, Л.М.Ванюшкина.

План урока

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы на уроке - индивидуальная (ИКТ, монологические высказывания), фронтальная, групповая с опережающим заданием.

Музыкальный и художественный материал: Л.В.Бетховен увертюра «Эгмонт»; И.В.Гёте. Отрывок из трагедии «Эгмонт»; Картина Л.Галле «Последние минуты графа Эгмонта»; Й.Штилер. Портрет Л.Бетховена; Карта Западной Европы средних веков.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, собственная презентация, фортепиано, основные атрибуты костюмов нидерландцев и испанцев.

Цели:

  • Образовательные - раскрыть причины победы нидерландского народа над испанскими завоевателями на основе анализа исторических событий и музыки Л.В.Бетховена;
  • Развивающие - развивать образное и логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность;
  • Воспитательные - формировать духовно-нравственные качества, взгляды и убеждения, научное мировоззрение, интерес к истории и музыке, активную жизненную позицию, чувство нетерпимости к угнетению и насилию.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять эмоционально-личностное отношение к музыкальным образам через мимику, пластику, движения;
  • общаться и сотрудничать со сверстниками в разных видах учебной деятельности;
  • развивать творческий потенциал, художественный вкус, интерес к истории и музыке, стремление к самообразованию и художественно-творческой деятельности.

Предметные:

  • владеть практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала;
  • углубить и расширить знания о событиях XVI века в Нидерландах;
  • расширить знания о творчестве Бетховена и закрепить представление о героическом начале его музыки;
  • закрепить и обобщить определение понятий увертюра, музыкальный образ, революция,
  • католицизм, протестантизм;

Метапредметные:

  • ставить цели и задачи и планировать пути их достижения;
  • устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, размышлять,
  • делать выводы;
  • владеть навыками работы с различными информационными источниками;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки.

План урока

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие, эмоциональный настрой.

II. Мотивация учебной деятельности и выдвижение основной проблемы через идею урока

Учитель истории: Сегодня мы поговорим с вами о Нидерландской революции. Но прежде вспомним, что означает слово революция?

Ответы учащихся.

Учитель истории: Революция - это всегда борьба, которая требует от людей воли, упорства, настойчивости.

Учитель музыки: Как вы думаете, кто из композиторов прошлого наилучшим образом отразил бы в музыке тему борьбы?

У кого из композиторов классиков сама жизнь была борьбой с беспощадными ударами судьбы?

Ученики: Бетховен.

Учитель музыки: Конечно, это Бетховен! Ведь девиз его жизни и творчества был «Через борьбу, к победе!».

Учитель истории: Как бы вы назвали тему нашего интегрированного урока?

Ответы учащихся.

Учитель музыки: Тема нашего урока: «Нидерландская революция в творчестве Л.В.Бетховена» и пусть же основной идеей нашего урока станут слова Бетховена: «Через борьбу, к победе!».

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель истории:

  1. Что послужило причиной Нидерландской революции?
  2. С кем пришлось бороться нидерландцам?
  3. Кто встал во главе борьбы нидерландского народа против испанских завоевателей?
  4. Какой главный вопрос будет стоять сегодня перед нами?
  5. Как удалось такой маленькой стране как Нидерланды одержать победу?

Чтобы дать объективную оценку происходившим событиям в Нидерландах, мы должны рассмотреть эти события с разных сторон.

IV. «Открытие нового знания»

Учитель истории: Представим себя очевидцами и участниками борьбы, происходившей между испанцами и нидерландцами.

Ролевая игра - представление исторических личностей Нидерландов XVI века. (опережающее задание).

Учитель истории: Слово предоставляется группе, представляющей Испанский двор и его окружение.

Выступление второй группы, представляющей католическую церковь во главе с Папой Римским.

Третья группа - Герцог Альба и его сторонники.

Учитель истории: Итак, Испания захватила Нидерланды и превратила её в свою колонию, но, нидерландцы не смирились и начали борьбу за независимость.

Высказывание группы, представляющей графа Эгмонта и его единомышленников о причинах их борьбы с завоевателями.

Учитель музыки: Давайте сейчас на минуту представим себя в роли композиторов.

Как бы вы в музыке выразили характер нидерландцев и испанцев?

Какие средства музыкальной выразительности вы использовали бы для их характеристики?

Творческое задание: «Я - композитор».

Учитель музыки: Когда-то Ромен Роллан сказал о Бетховене: «Он самый большой, самый лучший друг всех, кто страдает и, кто борется». [1, с. 9]

Обладая богатым и разносторонним дарованием, Бетховен создал героическую увертюру «Эгмонт» по трагедии великого немецкого писателя И.В.Гёте.

Давайте вспомним, что означает слово увертюра?

Ответы учащихся.

Учитель музыки: Совершенно верно. Увертюра - это вступление к опере, балету или кинофильму. Людвиг Ван Бетховен создал новый симфонический жанр - программная увертюра и это уже не вступление, а самостоятельное музыкальное произведение.

  1. Что значит программная увертюра?
  2. Почему увертюра называется «Эгмонт»?

Давайте послушаем, как Бетховен в своей увертюре показал властных, жестоких испанцев и страдающих, угнетенных нидерландцев?

Слушая музыку, вы должны показать с помощью мимики, пластики, движений тему нидерландцев и испанцев.

Слушание музыки. Увертюра «Эгмонт» I часть. Вступление. Пластическое интонирование.

Обсуждение, анализ увертюры и её музыкальных образов.

V. Первичное закрепление

Учитель истории: Граф Эгмонт призывал свой народ к борьбе. К сожалению, его призывы не дошли до наших дней. Давайте представим себя в роли графа Эгмонта и попробуем написать от его имени воззвания к народу.

Закрепление в форме игры: «Составление воззвания графа Эгмонта к нидерландскому народу и его представление».

VI. Итог и обоснование идеи урока

Учитель музыки: Давайте вернемся к музыке Бетховена и попытаемся ответить на вопрос, чем закончилась борьба нидерландского народа против испанцев в увертюре Л.В.Бетховена?

Прослушивание увертюры «Эгмонт».

- Итак, чем же закончилась эта борьба? Жив ли остался граф Эгмонт?

Ответы учащихся.

Учитель музыки: Эгмонт погиб. Перед казнью, он сказал: «О, храбрый мой народ! Богиня победы летит впереди! Как море, что твои плотины сокрушает, круши и ты тиранов злобных крепость! Топите их, гоните вон с неправедно захваченной земли! Я умираю за свободу. Для нее я жил, за нее боролся, и ей в страданьях я приношу себя в жертву». [2, с.29]

Учитель истории: В 1609 году было заключено перемирие. Испания признала независимость Нидерландов. Но борьба не бывает без жертв, и в той борьбе погибло сотни нидерландцев.

Почему же мы взяли основной идеей нашего урока слова Бетховена «Через борьбу к победе»?

Ответы учащихся.

Учитель музыки: Вместе с наиболее прогрессивными современниками Л.В.Бетховен в своем творчестве поднимал проблемы всего человечества. И об этом замечательные слова сказал выдающийся русский музыкальный критик Стасов: «Моцарт отвечал только за отдельные личности... Бетховен же только и думал об истории и всем человечестве». [3, c.110]

VII. Рефлексия. Метод «Комплимент»

Цель: Оценить собственную активность и качество работы на уроке с активностью других, оценить работы групп, поблагодарить, оценить полезность выбранных форм работы.

VIII. Домашнее задание

Учитель музыки: Попытайтесь дома изобразить музыку Бетховена в красках.

Учитель истории: Творческое задание в форме интервью, репортажей, писем, посланий о борьбе нидерландцев с испанцами, составленных на основе материалов учебника.

Список литературы

  1. Гёте И.В. Эгмонт/пер. Н.Ман: М.: Художественная литература, 1977, - 498 с.
  2. Роллан Р. Жизнь Бетховена / пер. М.Богословский: Художественная литература, 1954, т. 2. -372 с.
  3. Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки»: Ростов н/Д.
  4. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова. - 2-е изд. - М.: Феникс, 2014, - 288 с.