Повышение учебной мотивации в дистанционном образовательном процессе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: дистанционное обучение


В этом учебном году ученики начальной школы оказались в ситуации, когда контроля со стороны школы стало значительно меньше. А учитель столкнулся с тем, что учащиеся не включаются в работу. В ситуации дистанционного обучения без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые мы обычно опираемся в классе. Учителю труднее устанавливать контакт с детьми. И главное - такой формат взаимодействия диктует новые требования к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетентность.

Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн - ученик проводит в самостоятельном освоении материала, либо с родителями. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение, т.к. каждый детский коллектив индивидуален. Что же мотивирует ребенка в учебе - это хорошие оценки, одобрение, успех, поощрение родителей и педагогов, подарки и бонусы, перспектива опередить или догнать сверстников, страх, радость познания, возможность самореализации.

Также на мотивацию учеников и их отношение к учебе влияют:

  • познавательная активность ребёнка;
  • его стремление к достижениям и саморазвитию;
  • уверенность в себе;
  • сознательность;
  • настойчивость.

Поэтому педагог может оказать существенное влияние на мотивацию ученика с помощью: предметного содержания; разнообразных активных методов и форм обучения; обратной связи; характера отношений с ребёнком; собственного энтузиазма и примера.

Педагогические психологи выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Наиболее продуктивная стратегия преподавания состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес ученика.

Стратегии, которые смогут помочь учителю поддерживать продуктивные формы мотивации в период дистанционного обучения:

  • поощряйте вовлеченность и активное участие;
  • внутренняя мотивация держится на чувстве компетентности - подкрепляйте его;
  • поддерживайте сегодняшние потребности учеников, их состояния и настроения;
  • обеспечьте своевременную обратную связь;
  • давайте конструктивную и обратную связь о выполнении задания;
  • обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам;
  • поддерживайте у детей ощущение «Я смогу».

Для учеников новый формат оказывается большой ношей. Им совсем непросто справиться, им трудно организоваться, не имея реального или визуального контакта, особенно для детей начальной школы. Поэтому наберитесь терпения - результат придет не сразу. Ведь в сложившейся культуре учебного процесса ученики привыкли работу, которую выполняют дома, делать не для себя, а для учителя. Такое отношение они перенесли и на дистанционное обучение. Поэтому, если можно не работать или поработать вполсилы, ученики этим воспользуются.

Страх ошибиться и испытать ощущение дискомфорта, связанное с непониманием темы, удерживают ученика от включения в учебную работу. Сталкиваться с непониманием, ошибаться, задавать вопросы, получать обратную связь, корректировать понимание - это значит учиться. И если ученик это понимает, то к ошибкам он относится как к части развития. Если работа ученика заключалась в том, чтобы выполнить верно задание или верно ответить на вопрос, а сделанные ошибки вели к понижению отметки, он будет бояться ошибок и будет стараться избегать работы над заданиями. Ученикам важно понимать, что, когда тяжело, непонятно, много ошибок, это нормально. И для того чтобы с этим справиться, есть учитель и одноклассники. Мотивация к работе появляется тогда, когда ученик понимает, что справится с заданием. Когда ученик не понимает, с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно останется невыполненным. Для вовлечения ученика необходимо продумывать систему поддержки. Возможно, это будут краткие инструкции, подсказки, самопроверки, чат для вопросов, объяснения при помощи видео или аудиосвязи и так далее. Если ученик выполняет работу, потому что так надо учителю, он будет искать способ ее не сделать или сделать так, чтобы на это меньше затратить времени. Итак, доносите до учащихся смысл выполняемой работы и при составлении заданий учитывайте их мнение. В этом случае вы не услышите «…да зачем мне это надо?» и вовлечение в работу повысите. А также современных учеников не вовлечет сухой текст учебника. Для вовлечения нужен интерактив или яркое пятно (это информация, поданная через историю, притчу, басню, сказку и т.д.). Поэтому учебные материалы могут быть интересными. Продумывайте подачу материала. Это могут быть короткие учебные видео, приложения для самопроверки, интерактивные рабочие листы и множество других вариантов, которые добавят динамики в обучении. Надо понять, что учебный процесс - это командная игра. Когда ученик понимает, что учитель заинтересован в развитии ученика, что в школьном пространстве мы учимся друг у друга, что нет конкуренции и вражды, он начинает проявлять активность.

Работая таким образом, ученики учатся использовать помощь своих одноклассников, как ресурс для развития, а не как возможность списать, чтобы только сдать работу учителю. Для того, чтобы ученик прилагал усилия, ему нужен смысл и поддержка. Детям важно понимать, что учитель не для контроля, а для помощи. И эти правила должны стать приоритетными.

Библиографический список

  1. Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50-55.
  2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. - М.: Феникс, 2009. - 320 с.
  3. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.