Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности ребёнка, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие речевого развития ребёнка, как уже было отмечено, - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
Детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное и существенное. Это также необходимое условие речевого развития учащихся.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познаёт сложные связи в природе и в обществе. Для ребёнка хорошая речь - залог успешного развития и обучения. Известный факт, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут, поэтому находятся в ведении школы.
Во-первых, школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном варианте. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети совсем не употребляют в своей устной дошкольной речевой практике. Поэтому необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, условия по составлению связного текста.
Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо - это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов - повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр., знакомятся и их стилистическими различиями.
Третья область работы школы по развитию речи - это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей. Руководство в этой сложной работе - методика развития речи учащихся.
В развитии речи выделяют три линии: работа со словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к пересказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их одной цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Этот элемент нового довольно легко определяется в курсе грамматики, орфографии, но не всегда легко в развитии речи. Традиционный вопрос: «Чему учить?» в развитии речи не всегда ясен. Эта неясность иногда приводит к тому, что и сочинения, и пересказы, и другие речевые упражнения проводятся без чёткой целевой установки, без конкретной цели именно этого упражнения. Например, после прогулки в лес проводится сочинение на тему «Зимой в лесу». Получается рассказ с элементами образного описания. Учитель оценивает его, исправляет ошибки. В целом, конечно, такая работа полезна учащимся, она развивает их речь и мышление. Но спросите учителя: чему научило это сочинение учащихся? Какой конкретный вклад оно внесло в систему речевого развития учащихся? Далеко не каждый учитель ответит на этот вопрос.
Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже освоенным, сформирует это упражнение. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее - с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем может быть задано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место («Осень в саду»)
В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:
1. Круг умений, связанных с темой и её раскрытием.
2. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для рассказа и сочинения.
3. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения или рассказа с его композицией, построением.
4. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего рассказа, сочинения.
5. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием.
6. Совершенствование написанного текста: проверка и исправление.
Подобным же образом определяются конкретные умения учащихся в области словарной, синтаксической работы. Понимание того, над какими умениями проходит работа на данном уроке, способствует осуществлению принципа систематичности в работе по развитию речи.
Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ. Например, все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.
Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создаёт школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.