Во все времена важным является здоровье ребенка. Самое главное вырастить здорового ребенка. Основы формирования личности неразрывно связано с психическим и физическим здоровьем, эмоциональным благополучием ребенка.
На сегодняшний день в качестве одного из ценных направлений педагогической деятельности в условиях детского сада используют здоровьесберегающие технологии, направленные на улучшение и поддержание здоровья всех участников образовательного процесса в детском саду.
Задачи:
- Сохранение и увеличения уровня здоровья ребенка;
- Создание обстановки для комплексного психического развития ребенка;
- Обеспечение на протяжении пребывания ребенка в детском саду комфортных условий.
В ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий требуемого по ФГОС:
- Медико-профилактические (контроль здоровье детей, противоэпидемиологическая работа, профилактики, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества питания, проведение медосмотров).
- Физкультурно-оздоровительные (спортивные мероприятия, подвижные игры, закаливание, прогулки т.д.).
- Валеологическое образование родителей (побуждать родителей к ведению здорового образа жизни, привлекать к участию соревнований, беседы и т.д.).
- Валеологическое образование педагогов (изучение и внедрения инновационных сберегающих технологий, стимул к ЗОЖ).
Современные формы здоровьесберегающих технологий
Физкультминутка (динамическая пауза) распространенный и простой вид здоровьесберегающих технологий в детском саду. Длительность составляет 1-2 минуты. Применяется в практической, умственной деятельности во время которых дошкольники совершают несложные физические упражнения. Время для проведения выбирается в зависимости от утомляемости дошкольников.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционных работ по укреплению общего здоровья ребенка. Проводиться ежедневно в проветренном помещение и до приема пищи длительность составляет 3-6 минут. При выполнении упражнения у дошкольников не должны напрягаться мышцы тела и не двигаться плечи. Дыхательная гимнастика улучшает работу внутренних органов, стимулирует мозговое кровообращение, насыщает организм кислородом, восстанавливает душевное равновесие и многое другое.
Гимнастика для глаз направлена на коррекцию и профилактику нарушений зрения. В проведении гимнастики главное правило двигаются только глаза, голова остается в неподвижном состоянии, либо, где предусмотрены наклоны головы, упражнения выполняются стоя. Гимнастика включает упражнения с предметами, специальными таблицами, ИКТ. Для выполнения упражнения достаточно 2-4 минуты.
Подвижные игры направлены на развитие ловкости, глазомера, точности, на ориентацию в пространстве у ребят. Комплекс игр способствуют воспитанию, честности, дисциплины, ответственности перед командой, выдержки. Также у дошкольников развиваются положительные нравственно-волевые черты характера.
Пальчиковая гимнастика применяется для развития мелкой моторики рук и для решения проблем с речевым развитием у ребенка. Рекомендуется проводить ежедневно. Занятие проводиться в группе коллективно или индивидуально с каждым ребенком. Проводиться в виде инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев.
Релаксация - направлена на снижения нервного напряжения дошкольника. Упражнения выполняются в сопровождения приятной, спокойной музыки. Важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления.
Сказкотерапия (лечение сказкой) одна из самых доступных и эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, развивается скрытые способности к решению жизненных задач, развивает самооценку и самоконтроль.
Физкультурное занятие - это накопление двигательного аппарата, развитие интереса к спорту. Для детей физкультура это радость от свободы движений. Главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье - доставить то максимальное удовольствие от движений.
Самомассаж улучшает кровообращение, нормализует работу внутренних органов, профилактика простудных заболеваний. Самомассаж влияет на нервную систему ребенка, помогает снять общую усталость. Массаж выполняется самим ребенком (поглаживание, растирание, потряхивание) по времени занимает 5-7 минут.
Результаты внедрения здоровьясберегащий технологий в детском саду:
- Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников;
- Улучшение соматических показателей здоровья;
- Формирование у дошкольников информационной базы по вопросам оздоровления.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
«Здоровье детей - здоровье нации!»