Цель: оказание практической помощи воспитателям ДОУ в организации работы с детьми по звуковой культуре речи.
При входе в зал воспитатели берут картинку со звуком C и рассаживаются соответственно места звука в слове: звук С в начале - за 1-й стол; в середине - за 2-й, в конце - за 3-й.
Приветствие.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем,
- О том, что хорошо и хорошо не очень.
- Ведь что-то знаете вы, а что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим! Вдруг будет интересно.
Игра «Вопрос-ответ»
- Пощелкайте пальчиками те, кто заинтересован в том, чтобы дети вашей группы говорили правильно… Очень приятно видеть внимательных, заботливых педагогов.
- Сделайте «фонарики» те, кто считает, что ваши дети со временем сами научатся говорить чисто, внятно, правильно… Конечно, помощь взрослых детям нужна.
- Погладьте брови те, кто испытывает трудности в планировании и проведении работы по ЗКР.
- Похлопайте в ладоши те, кому тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как правильно построить работу по ЗКР в своей группе.
Ваши ответы показали, что тема ЗКР актуальна и значима. Поэтому тема сегодняшней нашей встречи звучит: «Особенности работы воспитателя по звуковой культуре речи в разных возрастных группах»
Л.С.Выготский утверждал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи»
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе.
НО:
- Словарь, грамматический строй и связная речь развиваются не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе;
- А правильное звукопроизношение формируется у ребенка в норме к 3-5 годам.
Поэтому очень важно воспитателю знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Обратите внимание на таблицу «Нормы развития ЗКР» по Максакову. (Приложение 1)
Давайте проанализируем, есть ли в Ваших группах дети, у которых в 3-5 лет звуковая сторона речи усвоена в норме? Вижу, что есть. Много ли таких детей в группе? А почему? (рассуждения педагогов)
Конечно, это и слабое здоровье (последствия поражения центральной нервной системы в анамнезе), и отсутствие речевого образца со стороны взрослых, и недостаточный речевой опыт, и отсутствие системы работы в детском саду. Надо принять как факт, что сегодня звуковой культуре речи в обычном детском саду воспитателями уделяется гораздо меньше внимания, чем 10-15 лет назад.
Как же правильно построить работу по звуковой культуре речи в разных возрастных группах?
Самое главное - нужно хорошо знать содержание работы по ЗКР в каждой возрастной группе, начиная с младшей и заканчивая подготовительной к школе группой. Твёрдые навыки вырабатываются лишь при систематической работе, которая должна планироваться с учётом программного материала.
Давайте с Вами вспомним задачи по ЗКР в каждой возрастной группе. Посмотрите таблицу «Усложнение задач по ЗКР в разных возрастных группах» (Приложение 2)
По таблице видно, что:
- До старшей группы основная задача - работа над звукопроизношением
- В старшей группе - дифференциация звуков
- В подготовительной группе - подготовка к обучению грамоте.
Таким образом, в каждой группе необходимо реализовать поставленную задачу, иначе в каждой следующей возрастной группе нереализованная задача будет добавляться к новой.
Реализация задач формирования ЗКР осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
- Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового аппарата и речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткой дикции).
- Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты).
Полная реализация задач по ЗКР в каждой возрастной группе позволит развивать у детей не только правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии.
Разберем формы работы по каждому из этих направлений.
- Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи.
- Основной способ развития речедвигательного аппарата - использование артикуляционной гимнастики.
Гимнастика для рук и ног дело привычное и знакомое. Понятно ведь, что мы тренируем мышцы для того, чтобы они стали сильными и подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей».
Оказывается, язык - это главная мышца органов речи, и для него, как для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения, которые называются звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся где находится язык в данный момент (за нижними или за верхними зубами): у нас артикуляция - автоматизированный навык. А ребёнку необходимо через зрительное восприятие, через ощущения обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Перед Вами определение, которое дается в словаре. Проще - это система упражнений для речевых органов.
Надо ли заниматься артикуляционной гимнастикой? Безусловно!
Хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит:
- некоторым детям самим научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
- детям со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут подготовлены.
- детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» научиться чётко выделять звуки при обучении письму на начальном этапе.
Таким образом, регулярные занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и взрослым и детям - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, как и любой другой, строится по определенным правилам. Обратите внимание на памятки «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» (Приложение 3)
Обратите внимание на п.5 и 8 памятки: сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль и обязательно отрабатывать артикуляционные упражнения индивидуально с детьми, у которых не получается выполнять упражнения. И ещё: процесс жевания - это естественное развитие артикуляционного аппарата, поэтому очень важно приучать детей с раннего возраста к твёрдой пище.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, необходимо каждый комплекс начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Попробуем?
Практическая часть по артикуляционной гимнастике
«Сказка о веселом язычке»
Язык в ротике живет.
Никогда не устает.
Очень любит чистоту
В домике своем, во рту.
Чисто моет зубы - двери («Чистим зубки»)
Двери шире открывает
Свежий воздух он впускает («Окошко»)
Любит язычок зарядкой заниматься.
Ловко сделал мостик
Вниз запрятал хвостик («Горочка»)
Язычок чуть-чуть устал
Он спокойно полежал.
Упражнения на свистящие звуки: «Улыбка», «Горочка», «Чищу зубки»
Упражнения на шипящие звуки: «Вкусное варенье», «Хоботок», «Маляр»
Упражнения на сонорные звуки: «Лошадка», «Маляр», «Дятел»
Мы с вами разобрали особенности работы по развитию речедвигательного аппарата.
Итак,
Чтоб красиво говорить, звуки все произносить,
Дружно, без лени выполняйте упражнения
Каждый день и каждый час! Будет лучше речь у Вас!
Согласны со мной?
Какое следующее направление реализации задач по ЗКР? Молодцы! Внимательно меня слушали.
Второе большое направление - развитие восприятия речи.
Понятие «слуховое восприятие» очень сложное, оно включает в себя (от простого к сложному):
- Слуховое внимание -умение услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.
- Речевой слух- способность к слуховому вниманию и восприятию слов, а также к различению разных качеств речи (тембр, средства выразительности).
- Фонематический слух- слух, основанный на способности выделять и распознавать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам-фонемам, умение различать близкие по звучанию фонемы.
- Фонематическое восприятие- способность к восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. Это и есть анализ и синтез слова, дифференциация звуков.
- Языковой анализ - это владение основными понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение».
Всем хорошо известно, что игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Хочу напомнить вам некоторые игры, которые вы можете с успехом использовать в своей деятельности. Предлагаю варианты игр, используя «Волшебный кубик» (Приложение 4)
Отдохнули немного? Запомнили?
Игровые моменты, направленные на развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов, можно использовать в разных видах совместной деятельности взрослого и ребенка. Это позволит закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне слова. Давайте попробуем.
Практическая часть по развитию слухового внимания
1. Развитие фонематической функции во время физ. минутки.
- И.П. - стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.
Если в слове есть звук [Б] - хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс.
БАРАБАН, ВОРОНА, ПАЛКА, БУЛКА, КАБАН, ПОЛКА, СУП, ДУБЫ, ЗУБ, КОРАБЛЬ, ВАТА, ПОДАРОК, ЗУБР.
- И.П. - стоя, руки на поясе.
На слово со звуком [З] - наклон вперёд, на слово со звуком [С] - наклон назад.
ЗАЙКА, САНКИ, НАСОС, ЗОНТ, КОЗА, СОСУЛЬКА, БАРСУК, СОЛНЦЕ, ПОЗОЛОТА, МАСКА, ЗАБОР, ПУЗЫРЬ, РОСА.
Сядет на место тот, кто назовёт слово со звуком [М] - в середине или конце слова.
2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.
Я расскажу вам сказку, а вы будьте внимательны: запомните и посчитайте слова со звуком [Л].
У кролика Тёпы именины. Он пригласил в гости ёжика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тёпа поставил на стол грибы и яблоки. «Прошу к столу», - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
- Сколько слов со звуком [Л] вы услышали?
- Какие слова запомнили?
- Какое слово было самое короткое? (стол)
На одном занятии вы поупражняли детей и в счете, и в развитии слухового внимания.
3. Занятия по развитию речи.
Исключить скороговорки (работа в подгруппах)
1-я группа: для разучивания в средней группе.
Тортилла тортами не торгует.
Опятки не на пятке (не использовать!)
Болтун болтает, а нытик ноет.
Метатель метал молот, а МИТЯ молоток.
2-я группа: для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют [С] на [Ш], [Ш] на [С].
САША шла по шоссе и сосала сушку (не использовать!)
Слоны умны. Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
3-я группа: для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
ЖЕНЯ не «вагоноуважаемый»
И не «вагоноуважатый»,
А уважаеный вагоноважатый (не использовать!)
ЖАННА обожает мороженое и пирожные,
А ОЛЕЖЕК обожает ЖАННУ.
Я гляжу на бережок - не лежит ли пирожок?
Блиц-опрос: найди ошибку.
Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: БА-РА-БА-Н, С-КА-З-КА, МА-К.
Воспитатель просит детей определить место звука [З] в словах: ЗОНТ, ЗЕМЛЯ, АРБУЗ, ВАЗА.
Таким образом, я показала вам, как можно поупражнять детей в развитии всех сторон слухового внимания: фонематического слуха, дифференциации звуков, фонематических представлений.
Наше мероприятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Каковы же особенности организации работы по ЗКР в детском саду?
- Четкое соблюдение системы работы по развитию ЗКР в каждой возрастной группе
- Осуществление работы по двум взаимосвязанным направлениям: развитие артикуляции и слухового внимания
- Игровая форма организации работы по ЗКР в и проведение её в разные режимные моменты.
Хочу обратить ваше внимание на то, что есть дети, которым трудно работать в подгруппе, таким детям помогут индивидуальные занятия.
Предлагаю вам памятки по материалам семинара (Приложение 5)
А сейчас прошу вас в качестве обратной связи наполнить корзину яблоками: на бумажных «яблочках» написать, что на нашей встрече было полезным, интересным, трудным, новым, было ли над чем задуматься и т.д. (Рефлексия «Корзина яблок»)
Литература
- Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков» - Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» - М.: «Просвещение», 1988.
- Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» - М.: «Просвещение», 1991.
- Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; М.: «Просвещение», 1989.
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»- М.: «Айрис-пресс», 2007.