Особенности работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах (мастер-класс для молодых воспитателей)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: д/с


Цель: оказание практической помощи воспитателям ДОУ в организации работы с детьми по звуковой культуре речи.

При входе в зал воспитатели берут картинку со звуком C и рассаживаются соответственно места звука в слове: звук С в начале - за 1-й стол; в середине - за 2-й, в конце - за 3-й.

Приветствие.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем,

- О том, что хорошо и хорошо не очень.

- Ведь что-то знаете вы, а что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим! Вдруг будет интересно.

Игра «Вопрос-ответ»

  1. Пощелкайте пальчиками те, кто заинтересован в том, чтобы дети вашей группы говорили правильно… Очень приятно видеть внимательных, заботливых педагогов.
  2. Сделайте «фонарики» те, кто считает, что ваши дети со временем сами научатся говорить чисто, внятно, правильно… Конечно, помощь взрослых детям нужна.
  3. Погладьте брови те, кто испытывает трудности в планировании и проведении работы по ЗКР.
  4. Похлопайте в ладоши те, кому тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как правильно построить работу по ЗКР в своей группе.

Ваши ответы показали, что тема ЗКР актуальна и значима. Поэтому тема сегодняшней нашей встречи звучит: «Особенности работы воспитателя по звуковой культуре речи в разных возрастных группах»

Л.С.Выготский утверждал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи»

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе.

НО:

  • Словарь, грамматический строй и связная речь развиваются не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе;
  • А правильное звукопроизношение формируется у ребенка в норме к 3-5 годам.

Поэтому очень важно воспитателю знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Обратите внимание на таблицу «Нормы развития ЗКР» по Максакову. (Приложение 1)

Давайте проанализируем, есть ли в Ваших группах дети, у которых в 3-5 лет звуковая сторона речи усвоена в норме? Вижу, что есть. Много ли таких детей в группе? А почему? (рассуждения педагогов)

Конечно, это и слабое здоровье (последствия поражения центральной нервной системы в анамнезе), и отсутствие речевого образца со стороны взрослых, и недостаточный речевой опыт, и отсутствие системы работы в детском саду. Надо принять как факт, что сегодня звуковой культуре речи в обычном детском саду воспитателями уделяется гораздо меньше внимания, чем 10-15 лет назад.

Как же правильно построить работу по звуковой культуре речи в разных возрастных группах?

Самое главное - нужно хорошо знать содержание работы по ЗКР в каждой возрастной группе, начиная с младшей и заканчивая подготовительной к школе группой. Твёрдые навыки вырабатываются лишь при систематической работе, которая должна планироваться с учётом программного материала.

Давайте с Вами вспомним задачи по ЗКР в каждой возрастной группе. Посмотрите таблицу «Усложнение задач по ЗКР в разных возрастных группах» (Приложение 2)

По таблице видно, что:

  • До старшей группы основная задача - работа над звукопроизношением
  • В старшей группе - дифференциация звуков
  • В подготовительной группе - подготовка к обучению грамоте.

Таким образом, в каждой группе необходимо реализовать поставленную задачу, иначе в каждой следующей возрастной группе нереализованная задача будет добавляться к новой.

Реализация задач формирования ЗКР осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

  1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового аппарата и речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткой дикции).
  2. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты).

Полная реализация задач по ЗКР в каждой возрастной группе позволит развивать у детей не только правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии.

Разберем формы работы по каждому из этих направлений.

  1. Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи.
  2. Основной способ развития речедвигательного аппарата - использование артикуляционной гимнастики.

Гимнастика для рук и ног дело привычное и знакомое. Понятно ведь, что мы тренируем мышцы для того, чтобы они стали сильными и подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей».

Оказывается, язык - это главная мышца органов речи, и для него, как для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения, которые называются звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся где находится язык в данный момент (за нижними или за верхними зубами): у нас артикуляция - автоматизированный навык. А ребёнку необходимо через зрительное восприятие, через ощущения обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Перед Вами определение, которое дается в словаре. Проще - это система упражнений для речевых органов.

Надо ли заниматься артикуляционной гимнастикой? Безусловно!

Хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит:

  • некоторым детям самим научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
  • детям со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут подготовлены.
  • детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» научиться чётко выделять звуки при обучении письму на начальном этапе.

Таким образом, регулярные занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и взрослым и детям - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, как и любой другой, строится по определенным правилам. Обратите внимание на памятки «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» (Приложение 3)

Обратите внимание на п.5 и 8 памятки: сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль и обязательно отрабатывать артикуляционные упражнения индивидуально с детьми, у которых не получается выполнять упражнения. И ещё: процесс жевания - это естественное развитие артикуляционного аппарата, поэтому очень важно приучать детей с раннего возраста к твёрдой пище.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, необходимо каждый комплекс начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Попробуем?

Практическая часть по артикуляционной гимнастике

«Сказка о веселом язычке»

Язык в ротике живет.
Никогда не устает.
Очень любит чистоту
В домике своем, во рту.
Чисто моет зубы - двери («Чистим зубки»)
Двери шире открывает
Свежий воздух он впускает («Окошко»)
Любит язычок зарядкой заниматься.
Ловко сделал мостик
Вниз запрятал хвостик («Горочка»)
Язычок чуть-чуть устал
Он спокойно полежал.

Упражнения на свистящие звуки: «Улыбка», «Горочка», «Чищу зубки»

Упражнения на шипящие звуки: «Вкусное варенье», «Хоботок», «Маляр»

Упражнения на сонорные звуки: «Лошадка», «Маляр», «Дятел»

Мы с вами разобрали особенности работы по развитию речедвигательного аппарата.

Итак,

Чтоб красиво говорить, звуки все произносить,
Дружно, без лени выполняйте упражнения
Каждый день и каждый час! Будет лучше речь у Вас!
Согласны со мной?

Какое следующее направление реализации задач по ЗКР? Молодцы! Внимательно меня слушали.

Второе большое направление - развитие восприятия речи.

Понятие «слуховое восприятие» очень сложное, оно включает в себя (от простого к сложному):

  1. Слуховое внимание -умение услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.
  2. Речевой слух- способность к слуховому вниманию и восприятию слов, а также к различению разных качеств речи (тембр, средства выразительности).
  3. Фонематический слух- слух, основанный на способности выделять и распознавать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам-фонемам, умение различать близкие по звучанию фонемы.
  4. Фонематическое восприятие- способность к восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. Это и есть анализ и синтез слова, дифференциация звуков.
  5. Языковой анализ - это владение основными понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение».

Всем хорошо известно, что игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Хочу напомнить вам некоторые игры, которые вы можете с успехом использовать в своей деятельности. Предлагаю варианты игр, используя «Волшебный кубик» (Приложение 4)

Отдохнули немного? Запомнили?

Игровые моменты, направленные на развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов, можно использовать в разных видах совместной деятельности взрослого и ребенка. Это позволит закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне слова. Давайте попробуем.

Практическая часть по развитию слухового внимания

1. Развитие фонематической функции во время физ. минутки.

- И.П. - стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.

Если в слове есть звук [Б] - хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс.

БАРАБАН, ВОРОНА, ПАЛКА, БУЛКА, КАБАН, ПОЛКА, СУП, ДУБЫ, ЗУБ, КОРАБЛЬ, ВАТА, ПОДАРОК, ЗУБР.

- И.П. - стоя, руки на поясе.

На слово со звуком [З] - наклон вперёд, на слово со звуком [С] - наклон назад.

ЗАЙКА, САНКИ, НАСОС, ЗОНТ, КОЗА, СОСУЛЬКА, БАРСУК, СОЛНЦЕ, ПОЗОЛОТА, МАСКА, ЗАБОР, ПУЗЫРЬ, РОСА.

Сядет на место тот, кто назовёт слово со звуком [М] - в середине или конце слова.

2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку, а вы будьте внимательны: запомните и посчитайте слова со звуком [Л].

У кролика Тёпы именины. Он пригласил в гости ёжика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тёпа поставил на стол грибы и яблоки. «Прошу к столу», - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

- Сколько слов со звуком [Л] вы услышали?

- Какие слова запомнили?

- Какое слово было самое короткое? (стол)

На одном занятии вы поупражняли детей и в счете, и в развитии слухового внимания.

3. Занятия по развитию речи.

Исключить скороговорки (работа в подгруппах)

1-я группа: для разучивания в средней группе.

Тортилла тортами не торгует.
Опятки не на пятке (не использовать!)
Болтун болтает, а нытик ноет.
Метатель метал молот, а МИТЯ молоток.

2-я группа: для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют [С] на [Ш], [Ш] на [С].

САША шла по шоссе и сосала сушку (не использовать!)
Слоны умны. Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.

3-я группа: для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.

ЖЕНЯ не «вагоноуважаемый»
И не «вагоноуважатый»,
А уважаеный вагоноважатый (не использовать!)
ЖАННА обожает мороженое и пирожные,
А ОЛЕЖЕК обожает ЖАННУ.
Я гляжу на бережок - не лежит ли пирожок?

Блиц-опрос: найди ошибку.

Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: БА-РА-БА-Н, С-КА-З-КА, МА-К.

Воспитатель просит детей определить место звука [З] в словах: ЗОНТ, ЗЕМЛЯ, АРБУЗ, ВАЗА.

Таким образом, я показала вам, как можно поупражнять детей в развитии всех сторон слухового внимания: фонематического слуха, дифференциации звуков, фонематических представлений.

Наше мероприятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Каковы же особенности организации работы по ЗКР в детском саду?

  • Четкое соблюдение системы работы по развитию ЗКР в каждой возрастной группе
  • Осуществление работы по двум взаимосвязанным направлениям: развитие артикуляции и слухового внимания
  • Игровая форма организации работы по ЗКР в и проведение её в разные режимные моменты.

Хочу обратить ваше внимание на то, что есть дети, которым трудно работать в подгруппе, таким детям помогут индивидуальные занятия.

Предлагаю вам памятки по материалам семинара (Приложение 5)

А сейчас прошу вас в качестве обратной связи наполнить корзину яблоками: на бумажных «яблочках» написать, что на нашей встрече было полезным, интересным, трудным, новым, было ли над чем задуматься и т.д. (Рефлексия «Корзина яблок»)

Литература

  1. Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков» - Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» - М.: «Просвещение», 1988.
  3. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» - М.: «Просвещение», 1991.
  4. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; М.: «Просвещение», 1989.
  5. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»- М.: «Айрис-пресс», 2007.