Для того чтобы нам всем правильно понимать, о чем будет идти речь, в данной статье разберемся, что такое толерантность? Толерантность - это терпимость, уважение к людям разных национальностей, стремление общаться с людьми на равных, желание узнать о другой нации как можно больше.
В Российской Федерации проживает более 180 народностей. В нашей школе обучаются: русские, азербайджане, киргизы татары, украинцы, белорусы, монголы, молдоване, якуты, башкиры, чеченцы, алтайцы… С целью выявления уровня толерантности учащихся «СОШ № 24», г.Удачный, был проведен анонимный опрос, в котором приняли участие - 103 ученика с 5 по 10 класс. Результаты опроса показали, что
- 10% учащихся обижали других по национальному признаку;
- 18% учащихся испытывали на себе оскорбления других по национальному признаку;
- 89% толерантны.
Несмотря на то, что наибольшее количество детей толерантны, следует отметить, что среди подростков существует проблема толерантности. 10% учащимся, которые чувствуют неприязнь по отношению к другой национальности, был задан дополнительный вопрос: Почему вы обижаете других из-за национальности? Прозвучали следующие ответы:
- просто так;
- п*д*ры они;
- обзывали меня, а я в ответ;
- просто в шутку;
- чтобы посмеяться;
- я националист;
- только в шутку, никто не обижался;
- потому что, это Россия.
Также 18 % учащимся, которых обижали другие из-за национальности, был задан дополнительный вопрос: как именно вас обижали? Ответы учащихся были таковы:
- Вообще это случилось из-за такого странного стереотипа, мол русские матерятся и пьют алкоголь больше, чем другие национальности. Этот человек просто начал говорить мне плохие вещи и обзывать моих родных алкоголиками. Слава богу, это произошло в социальной сети, поэтому я его просто заблокировала;
- за то, что я узкоглазая, называли "негром" за мою смуглую кожу;
- в связи с последними военными действиями на территории Нагорного Карабаха;
- били, бывало, что обижали из-за случайного толчка;
- из-за того, что мой один из прадедов был немцем;
- потому что я монгол.
Изучив полученные данные, я попыталась разобраться в истоках существующей проблемы.
Существует ряд факторов, которые указывают на этническую принадлежность: язык, культура (материальная, духовная), территория проживания этноса… В связи с этим, у всех разный менталитет (склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности). Ввиду вышесказанного из-за незнания культуры другого этноса возникают межнациональные конфликты.
С целью профилактики межнациональных конфликтов и укрепления межнациональных связей, предлагаю своим коллегам реализовывать проект (внеурочный курс) «Диалог культур». Для реализации данного проекта необходимо провести анкетирование класса, с целью выяснения какие этносы учатся в данном классе, составить программу, рассчитанную на 35 часов (на свое усмотрение), в рамках которой необходимо изучать материальную, духовную культуру народов, которые учатся в данном классе. В программу можно включить национальную одежду, религию, кухню. Одно из занятий может выглядеть так: в 2016 году я своим учащимся предложила принести блюдо своего этноса. На следующем занятии все дружно накрыли стол. Каждый ученик презентовал свое блюдо, особенности употребления, а потом все дружно сели за стол. Дети были очень довольны, многие узнали, что блюда, которые мы потребляем в рационе, относятся другому этносу. За одним столом стираются национальные границы, забываются конфликты.
Таким образом, на протяжении учебного года можно распространять знания о различных этносах, воспитывать у учащихся чувство толерантности. Способствовать формированию понимания, что мы многонациональный народ, на протяжении веков происходило слияние культур, которое сформировало богатую, неповторимую, уникальную культуру русской нации.
Список литературы
- Аполлонов И.А., Тучина О.Р. Проблема толерантности в контексте самопонимания этнической идентичности;
- Вшивцева Л.Н. Толерантность и идентичность: к вопросу о соотношений понятий;
- Кирилюк О.М. Содержание понятия «Толерантность».
- Лукьянова И.Е., Сигида Е.А. Нравственные границы толерантности: между добром и злом;
- Тягунов С.И. Толерантность и взаимопонимание как герменевтическая проблема;
- Шабанова Т.Л. Отношение к тревоге и страхам как ракурс изучения толерантной / интолерантной личности.
- Ящук С.Л. Место толерантности в системе отношений.