Внеурочная и проектная деятельность как средство воспитания толерантной личности в образовательной организации

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Мастер-класс

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: толерантное отношение к личности, толерантность


Для того чтобы нам всем правильно понимать, о чем будет идти речь, в данной статье разберемся, что такое толерантность? Толерантность - это терпимость, уважение к людям разных национальностей, стремление общаться с людьми на равных, желание узнать о другой нации как можно больше.

В Российской Федерации проживает более 180 народностей. В нашей школе обучаются: русские, азербайджане, киргизы татары, украинцы, белорусы, монголы, молдоване, якуты, башкиры, чеченцы, алтайцы… С целью выявления уровня толерантности учащихся «СОШ № 24», г.Удачный, был проведен анонимный опрос, в котором приняли участие - 103 ученика с 5 по 10 класс. Результаты опроса показали, что

  • 10% учащихся обижали других по национальному признаку;
  • 18% учащихся испытывали на себе оскорбления других по национальному признаку;
  • 89% толерантны.

Несмотря на то, что наибольшее количество детей толерантны, следует отметить, что среди подростков существует проблема толерантности. 10% учащимся, которые чувствуют неприязнь по отношению к другой национальности, был задан дополнительный вопрос: Почему вы обижаете других из-за национальности? Прозвучали следующие ответы:

  • просто так;
  • п*д*ры они;
  • обзывали меня, а я в ответ;
  • просто в шутку;
  • чтобы посмеяться;
  • я националист;
  • только в шутку, никто не обижался;
  • потому что, это Россия.

Также 18 % учащимся, которых обижали другие из-за национальности, был задан дополнительный вопрос: как именно вас обижали? Ответы учащихся были таковы:

  • Вообще это случилось из-за такого странного стереотипа, мол русские матерятся и пьют алкоголь больше, чем другие национальности. Этот человек просто начал говорить мне плохие вещи и обзывать моих родных алкоголиками. Слава богу, это произошло в социальной сети, поэтому я его просто заблокировала;
  • за то, что я узкоглазая, называли "негром" за мою смуглую кожу;
  • в связи с последними военными действиями на территории Нагорного Карабаха;
  • били, бывало, что обижали из-за случайного толчка;
  • из-за того, что мой один из прадедов был немцем;
  • потому что я монгол.

Изучив полученные данные, я попыталась разобраться в истоках существующей проблемы.

Существует ряд факторов, которые указывают на этническую принадлежность: язык, культура (материальная, духовная), территория проживания этноса… В связи с этим, у всех разный менталитет (склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности). Ввиду вышесказанного из-за незнания культуры другого этноса возникают межнациональные конфликты.

С целью профилактики межнациональных конфликтов и укрепления межнациональных связей, предлагаю своим коллегам реализовывать проект (внеурочный курс) «Диалог культур». Для реализации данного проекта необходимо провести анкетирование класса, с целью выяснения какие этносы учатся в данном классе, составить программу, рассчитанную на 35 часов (на свое усмотрение), в рамках которой необходимо изучать материальную, духовную культуру народов, которые учатся в данном классе. В программу можно включить национальную одежду, религию, кухню. Одно из занятий может выглядеть так: в 2016 году я своим учащимся предложила принести блюдо своего этноса. На следующем занятии все дружно накрыли стол. Каждый ученик презентовал свое блюдо, особенности употребления, а потом все дружно сели за стол. Дети были очень довольны, многие узнали, что блюда, которые мы потребляем в рационе, относятся другому этносу. За одним столом стираются национальные границы, забываются конфликты.

Таким образом, на протяжении учебного года можно распространять знания о различных этносах, воспитывать у учащихся чувство толерантности. Способствовать формированию понимания, что мы многонациональный народ, на протяжении веков происходило слияние культур, которое сформировало богатую, неповторимую, уникальную культуру русской нации.

Список литературы

  1. Аполлонов И.А., Тучина О.Р. Проблема толерантности в контексте самопонимания этнической идентичности;
  2. Вшивцева Л.Н. Толерантность и идентичность: к вопросу о соотношений понятий;
  3. Кирилюк О.М. Содержание понятия «Толерантность».
  4. Лукьянова И.Е., Сигида Е.А. Нравственные границы толерантности: между добром и злом;
  5. Тягунов С.И. Толерантность и взаимопонимание как герменевтическая проблема;
  6. Шабанова Т.Л. Отношение к тревоге и страхам как ракурс изучения толерантной / интолерантной личности.
  7. Ящук С.Л. Место толерантности в системе отношений.