Использование технологии развитие критического мышления для повышения качества знаний

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: технология критического мышления


Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Этапы урока с использованием технологии развития критического мышления

По технологии развития критического мышления используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление». Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов. Существуют конкретные приемы и стратегии работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии.

Приемы и стратегии

Рассмотрим отдельные приемы и стратегии.

«Кластеры»

Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер - графический прием систематизации материала. Правила очень простые. В центре - это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например, изучая тему «Спорт», кластер может выглядеть следующим образом:

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Учитель записывает на доске вопросы и просит учащихся попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

«Фишбоун»

"Fish bone" - «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться (индивидуальная, парная или групповая работа).

«Синквейн» - быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой - поможет выбрать наиболее точные. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.

Дерево предсказаний - этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.

Чтение с остановками - работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

Дискуссии вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.

Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив их в "изюминки" урока, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально-мотивационный уровень. Основным средством формирования ключевых компетенций на уроках английского языка выступают различные технологии, формы и методы. В качестве примера я предлагаю вашему вниманию составление синквейна по теме «Праздники» и фишбоун по теме «Время года»

Пример: Составление синквейна при изучении темы «Праздники».

Существительное

Holiday

2 прилагательных

Nationwide, important

3 глагола

Mark, prepare, rest

фраза

I like family holidays

Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Tradition

Пример: Составление фишбола при изучении темы «Время года».

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятия, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

What`s your favorite season?

Winter

Spring

Summer

Autumn

My favorite season is summer because I like flowers.

Cold;
Snowy;
Windy.

Sunny;
Green;
Warm.

Hot;
Flowers;
Holidays.

Rainy;
Wet;
Yellow.

Заключение

Подводя итог, мы может отметить, что основной работой на уроке является деятельность учащихся, в то время как основной функцией учителя является координация деятельности учащихся. Используя ТРКМ, мы способствуем развитию у учащихся способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное - результативной.

Работа с данной технологией позволяет создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

Список использованных источников

  1. Душина И.В. - Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. М.: ООО «Издательство Астрель». 2002. - 203с.
  2. А.Г. Агейчева - Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»// English. 2007.- №22. - С. 5-6.
  3. Сухова Л.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе. 2006. - № 1. - С. 30.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  5. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А.Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010.