«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, -
все, что может сделать учитель - это указать дорожки»
Олдингтон Р.
В российском законодательстве закреплено инклюзивное образование: статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорит о том, что общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Все ученики основной школы обязаны освоить образовательный стандарт, но детям с ОВЗ это дается нелегко. Поэтому нужна коррекционная и индивидуальная работа с такими детьми, при которой создаются подходящие условия для их обучения и воспитания. Для такой работы требуется подготовка, цель работы - научить ребенка с ОВЗ применять приобретенные знания в повседневной жизни через развитие интереса к предмету, через представление основных объектов и понятий географии.
География - это наглядный предмет и лучше всего на уроках лучше применять методы и приемы, которые помогают проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствуют развитию речи.
У детей с ЗПР отмечаются низкая работоспособность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность. Познавательная деятельность с низким уровнем активности и замедленное усвоение информации. Беден и узок круг представлений об окружающем мире и явлениях и эти представления нередко ошибочны, что негативным образом отображается на содержании и результате всех видов их деятельности, и конечно на продуктивной. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.
Не редко у таких детей формируется отрицательное отношение к учению из-за отсутствия успехов, а положительные эмоции, связанные с одобрением учителя, признанием в коллективе порождают активность, желание и интерес учебе. Успех - важнейший стимул. Иногда ситуацию успеха нужно создать, исходя из маленькой победы ребенка, для того чтобы повысить его самооценку. При работе с такими детьми лучше использовать метод сотрудничества, игровые методы, решение ситуационных задач, практические работы, экскурсии. Выбирая вид игры нужно ориентироваться на возраст детей, их подготовленность по учебному материалу.
Успех в работе учителя с детьми с ОВЗ зависит от исправления недостатков психического развития ученика в целом. Наиболее подходящими приемами для данной категории детей, является использование на уроках географии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:
- уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания
- уровня развития логического мышления.
- развитие наглядно-образного и логического мышления.
- развитие речи
- развитие приемов учебной деятельности.
- развитие личностно-мотивационной сферы.
- развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках географии:
- вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.
- использование разнообразных методов учебной деятельности учащихся.
- предложение учащимся посильного учебного материала.
- использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
- использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
- акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии
- обсуждение интересных фактов о природе Земли.
- доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
В познавательной игре закрепляется умение применять полученные ранее знания и навыки, а главное школьники получают знания, испытывая положительные эмоции. Эти чувства помогают лучше усвоить материал, влияют на развитие личности ребенка в целом. Поэтому игра может стать инструментом всестороннего развития школьника, его способностей. Следует помнить, что нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких. Если ученик не умеет «путешествовать» по карте и увидеть, мимо каких островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов.
Игры, которые можно применять на уроках географии - «Снежный ком», «Географическое лото», «Геоцепочка», «Немые карты», «Ассоциации», если ребенок, с ЗПР, испытывает трудности в выполнении заданий, можно предложить воспользоваться наводящими вопросами или дополнительным материалом. Ребята очень любят географические задачи и головоломки.
Игра в виде путешествия, например, по Австралии: читая рассказ, делается остановка в том месте, где включено название проверяемого объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в контурной карте.
Игра «Память на слова»: учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После чего дети записывают слова (вразброс или по порядку). Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов.
Географические головоломки, загадки, например, переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, остров - Ростов; какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал), какая земля никогда не старится? (Новая Земля).
Географические диктанты. Учащимся нужно написать определение понятий, которые им зачитывает учитель. Детям с ЗПР предлагается, прослушав определение, вставить пропущенные буквы в слова.
Цифровые географические диктанты. Записывается понятие, прослушав определение, а дети с ОВЗ выбирают определение и записывают только цифру, под которой оно прописано.
После изучения большой темы, предлагается решение кроссвордов, можно и «перевёрнутых». Дается заполненная сетка кроссворда и ставится задача: составить вопросы к кроссворду, зная ответы. Детям с ЗПР разрешается использовать учебник.
Часто у детей с ЗПР слабая память, выход из этой ситуации есть - заводится тетрадь, в которой прописывается и перед началом работы проговаривается алгоритм выполнения типовых заданий по каждой теме.
Эффективно работает метод работы по вовлеченности ребенка с ЗПР в учебный диалог. Накануне, совместно с учащимся составляются вопросы с вариантами ответов по изученной теме. На следующем уроке ребенок с ЗПР задает составленные вопросы одноклассникам и оценивает их ответы. Учитель дает возможность ученику выступить в качестве учителя. Это повышает самооценку ребенка, увеличивает его интерес к учебе.
Упражнения, используемые в работе с обучающимися с ЗПР:
- «Пятый лишний» - из предложенного перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
- «Дополни ряд» - Европа, Азия, Америка, ……..
- Дополни схему - нагрев подстилающей поверхности → t воздуха …→ давление …
Найди соответствие, соедините стрелками»
Название реки |
Бассейну, какого океана принадлежит |
Нил |
Атлантический |
Амазонка |
Тихий |
Миссисипи |
Индийский |
Волга |
Северный Ледовитый |
- «Найди объединяющее понятие» - Волга, Обь, Амазонка, Енисей (реки)
- «Найди ошибки в тексте» - зачитывается текст, в котором намеренно допущена ошибка (неправильно указана высшая точка материка или эндемики другого материка и т.п.).
- «Поиск по карте» - найдите на карте отметки абсолютных температур и выясни где зафиксированы самые высокие и самые низкие температуры на Земле.
- «Лишняя буква» - предлагаются карточки с вопросом и таблицей, в которой записаны буквы, нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы, которые встречаются дважды, а из оставшихся букв составить ключевое слово.
Упражнения могут проводится на время и носить соревновательный характер.
С удовольствием на уроках географии дети работают с ЭОР. Учащиеся, имеющие ЗПР, получают возможность в активно-деятельной форме выполнять самостоятельные учебные работы, практические работы, лабораторные работы. Важно, что дети могут сразу провести оценку собственных знаний и умений.
Для повышения интереса к предмету география, привлекаю детей с ЗПР к участию во внеклассных мероприятиях, связанных с географией (дети рисуют стенгазеты и тематические плакаты, проводят классные часы в начальной школе в рамках Экологической недели, оформляют информационный стенд «Этот день в истории»).
Работать с ребенком ОВЗ можно и в краеведческом направлении, изучение своего родного края - дело очень важное и нужное. А ребенок с ОВЗ может быть лишен возможности передвигаться по территории края. Поэтому основной вид его деятельности - это частично-поисковая исследовательская работа с последующей презентацией своей деятельности перед классом.
На уроке важно работать с учебником. Навыки работы с учебником необходимо прививать с младших классов. При работе с книгой использую следующие приемы:
- соотношение новых знаний с раннее изученным материалом;
- выделение непонятных мест в тексте;
- постановка вопросов к тексту и ответы на них;
- выделение существенного, главной мысли;
- составление логических опорных сигналов.
В результате применения коррекционно-развивающих упражнений появляются позитивная динамика в коммуникативном развитии, обогащение содержания личностных контактов, повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету, положительный эмоциональный настрой на урок.
С целью продуктивного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока.
Множество методов обучения ребенка с ОВЗ развивает его внимательность, закрепляет знания по предмету, способствует развитию познавательных способностей школьника, тем самым не лишая его возможности социализации и чувства востребованности в обществе.
Значение всех видов деятельности, используемой на уроках, важно в формировании интереса к предмету. Используя различные формы, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить предмет.