Приемы работы с обучающимися с ОВЗ на уроках географии

Разделы: География, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, география


«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, -
все, что может сделать учитель - это указать дорожки»
Олдингтон Р.

В российском законодательстве закреплено инклюзивное образование: статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорит о том, что общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Все ученики основной школы обязаны освоить образовательный стандарт, но детям с ОВЗ это дается нелегко. Поэтому нужна коррекционная и индивидуальная работа с такими детьми, при которой создаются подходящие условия для их обучения и воспитания. Для такой работы требуется подготовка, цель работы - научить ребенка с ОВЗ применять приобретенные знания в повседневной жизни через развитие интереса к предмету, через представление основных объектов и понятий географии.

География - это наглядный предмет и лучше всего на уроках лучше применять методы и приемы, которые помогают проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствуют развитию речи.

У детей с ЗПР отмечаются низкая работоспособность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность. Познавательная деятельность с низким уровнем активности и замедленное усвоение информации. Беден и узок круг представлений об окружающем мире и явлениях и эти представления нередко ошибочны, что негативным образом отображается на содержании и результате всех видов их деятельности, и конечно на продуктивной. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

Не редко у таких детей формируется отрицательное отношение к учению из-за отсутствия успехов, а положительные эмоции, связанные с одобрением учителя, признанием в коллективе порождают активность, желание и интерес учебе. Успех - важнейший стимул. Иногда ситуацию успеха нужно создать, исходя из маленькой победы ребенка, для того чтобы повысить его самооценку. При работе с такими детьми лучше использовать метод сотрудничества, игровые методы, решение ситуационных задач, практические работы, экскурсии. Выбирая вид игры нужно ориентироваться на возраст детей, их подготовленность по учебному материалу.

Успех в работе учителя с детьми с ОВЗ зависит от исправления недостатков психического развития ученика в целом. Наиболее подходящими приемами для данной категории детей, является использование на уроках географии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:

  • уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания
  • уровня развития логического мышления.
  • развитие наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие речи
  • развитие приемов учебной деятельности.
  • развитие личностно-мотивационной сферы.
  • развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках географии:

  • вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.
  • использование разнообразных методов учебной деятельности учащихся.
  • предложение учащимся посильного учебного материала.
  • использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
  • использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
  • акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии
  • обсуждение интересных фактов о природе Земли.
  • доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.

В познавательной игре закрепляется умение применять полученные ранее знания и навыки, а главное школьники получают знания, испытывая положительные эмоции. Эти чувства помогают лучше усвоить материал, влияют на развитие личности ребенка в целом. Поэтому игра может стать инструментом всестороннего развития школьника, его способностей. Следует помнить, что нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких. Если ученик не умеет «путешествовать» по карте и увидеть, мимо каких островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов.

Игры, которые можно применять на уроках географии - «Снежный ком», «Географическое лото», «Геоцепочка», «Немые карты», «Ассоциации», если ребенок, с ЗПР, испытывает трудности в выполнении заданий, можно предложить воспользоваться наводящими вопросами или дополнительным материалом. Ребята очень любят географические задачи и головоломки.

Игра в виде путешествия, например, по Австралии: читая рассказ, делается остановка в том месте, где включено название проверяемого объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в контурной карте.

Игра «Память на слова»: учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После чего дети записывают слова (вразброс или по порядку). Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов.

Географические головоломки, загадки, например, переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, остров - Ростов; какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал), какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Географические диктанты. Учащимся нужно написать определение понятий, которые им зачитывает учитель. Детям с ЗПР предлагается, прослушав определение, вставить пропущенные буквы в слова.

Цифровые географические диктанты. Записывается понятие, прослушав определение, а дети с ОВЗ выбирают определение и записывают только цифру, под которой оно прописано.

После изучения большой темы, предлагается решение кроссвордов, можно и «перевёрнутых». Дается заполненная сетка кроссворда и ставится задача: составить вопросы к кроссворду, зная ответы. Детям с ЗПР разрешается использовать учебник.

Часто у детей с ЗПР слабая память, выход из этой ситуации есть - заводится тетрадь, в которой прописывается и перед началом работы проговаривается алгоритм выполнения типовых заданий по каждой теме.

Эффективно работает метод работы по вовлеченности ребенка с ЗПР в учебный диалог. Накануне, совместно с учащимся составляются вопросы с вариантами ответов по изученной теме. На следующем уроке ребенок с ЗПР задает составленные вопросы одноклассникам и оценивает их ответы. Учитель дает возможность ученику выступить в качестве учителя. Это повышает самооценку ребенка, увеличивает его интерес к учебе.

Упражнения, используемые в работе с обучающимися с ЗПР:

  • «Пятый лишний» - из предложенного перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
  • «Дополни ряд» - Европа, Азия, Америка, ……..
  • Дополни схему - нагрев подстилающей поверхности → t воздуха …→ давление …

Найди соответствие, соедините стрелками»

Название реки

Бассейну, какого океана принадлежит

Нил

Атлантический

Амазонка

Тихий

Миссисипи

Индийский

Волга

Северный Ледовитый

  • «Найди объединяющее понятие» - Волга, Обь, Амазонка, Енисей (реки)
  • «Найди ошибки в тексте» - зачитывается текст, в котором намеренно допущена ошибка (неправильно указана высшая точка материка или эндемики другого материка и т.п.).
  • «Поиск по карте» - найдите на карте отметки абсолютных температур и выясни где зафиксированы самые высокие и самые низкие температуры на Земле.
  • «Лишняя буква» - предлагаются карточки с вопросом и таблицей, в которой записаны буквы, нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы, которые встречаются дважды, а из оставшихся букв составить ключевое слово.

Упражнения могут проводится на время и носить соревновательный характер.

С удовольствием на уроках географии дети работают с ЭОР. Учащиеся, имеющие ЗПР, получают возможность в активно-деятельной форме выполнять самостоятельные учебные работы, практические работы, лабораторные работы. Важно, что дети могут сразу провести оценку собственных знаний и умений.

Для повышения интереса к предмету география, привлекаю детей с ЗПР к участию во внеклассных мероприятиях, связанных с географией (дети рисуют стенгазеты и тематические плакаты, проводят классные часы в начальной школе в рамках Экологической недели, оформляют информационный стенд «Этот день в истории»).

Работать с ребенком ОВЗ можно и в краеведческом направлении, изучение своего родного края - дело очень важное и нужное. А ребенок с ОВЗ может быть лишен возможности передвигаться по территории края. Поэтому основной вид его деятельности - это частично-поисковая исследовательская работа с последующей презентацией своей деятельности перед классом.

На уроке важно работать с учебником. Навыки работы с учебником необходимо прививать с младших классов. При работе с книгой использую следующие приемы:

  • соотношение новых знаний с раннее изученным материалом;
  • выделение непонятных мест в тексте;
  • постановка вопросов к тексту и ответы на них;
  • выделение существенного, главной мысли;
  • составление логических опорных сигналов.

В результате применения коррекционно-развивающих упражнений появляются позитивная динамика в коммуникативном развитии, обогащение содержания личностных контактов, повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету, положительный эмоциональный настрой на урок.

С целью продуктивного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока.

Множество методов обучения ребенка с ОВЗ развивает его внимательность, закрепляет знания по предмету, способствует развитию познавательных способностей школьника, тем самым не лишая его возможности социализации и чувства востребованности в обществе.

Значение всех видов деятельности, используемой на уроках, важно в формировании интереса к предмету. Используя различные формы, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить предмет.