Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (А.Н.Толстой)
Радость от встречи со сказкой дарит ребёнку множество прекрасных эмоций, поучая и показывая правила взаимоотношений, рассказывает о взаимовыручке и даёт уроки дружбы. Ребёнок, проживая приключения сказочного героя, невольно находит ответы на свои вопросы и сомнения, учится понимать наш сложный мир. Кроме решения психологических задач, сказки объединяют детей и родителей, особенно, когда сказку придумывает на ходу мама, включая в неё те испытания для героя, которые могут ожидать в будущем её малыша, ненавязчиво обучая его разным ответным действиям.
Меня, как логопеда, сказки привлекают не только возможностью помочь детям почувствовать себя чуточку уверенней перед каким-либо новым для них делом (первое логопедическое занятие, первый приход в детский сад, поликлинику, первая дальняя поездка). Сказочные сюжеты, которые можно черпать из жизни, являют собой подходящий материал для закрепления необходимых групп звуков, а также развития собственно самостоятельной речи.
Второстепенными целями таких сказок могут и будут являться развитие логики и мышления (мы подготовим хитрые и интересные вопросы и задания), обогащение словарного запаса (мы дадим ребёнку возможность освоить новые слова и различные лексические темы), кроме того это отличный способ наладить коммуникативные способности детишек.
Вашему вниманию будет представлена небольшая история, которую можно проиллюстрировать (при желании) и, рассказав ребёнку, предоставить ему свободу в сочинении продолжения историй, а также акцентировать его внимание с помощью вопросов по данным текстам.
Лексический материал подбирался с учётом порядка работы над коррекцией звукопроизношения в классической логопедии: группа свистящих (в предыдущих публикациях), группа шипящих, группа сонорных звуков (подготовим в будущем). Таким образом, текст направленный на автоматизацию шипящих звуков, будет содержать минимум слов, имеющих сонорные звуки, например, и точно не будет подразумевать их наличие в ответах на вопросы задания.
Результатом такого подхода к выбору сказок будет:
- Развитие всех высших психических функций,
- Пополнение словарного запаса,
- Автоматизация необходимых звуков в связной речи ребёнка,
- Стимулирование появления самостоятельных высказываний,
- Обучение составлению рассказа по серии картин с опорой на рисунки, на вопросы, по памяти,
- Обучение преодолению страхов.
Большое путешествие Миши и Маши. Группа шипящих звуков: [ш], [ж].
Кошка Машка спрыгнула с подоконника прямо на подушку и подтолкнула синюю пижаму:
- Одевай скорей. Скоро ночь.
Мишутка вздохнул и потёр глаза:
- Может я ещё поиграю?
- Ну уж нет. Пока оденешься, все дети уснут, и мы ничего не увидим.
Вы, наверное, удивлены, что можно увидеть, если уже темно? И почему речь кошки понимает Мишутка?
Это не тайна - Мишутка вовсе не мальчик, как может показаться на первый взгляд. Однажды он станет чудесным волшебником. Когда подрастёт и сможет учиться в школе «Чудо чудное». А пока ему шесть лет, и он любит отгадывать разные загадки. Может быть и вы тоже?
Тогда вперёд! Подготовьте жёлтый значок, который светится в темноте - и в путь.
Нету специального жёлтого значка? Не печальтесь! В приключении наших героев мы увидим такое, что удивит вас больше, чем жёлтый значок. Наше путешествие начинается.
- Маша, а что брать?
- Каждый вечер одно и тоже! Вот список. Сегодня пять предметов на звук Ш, а чтобы вернуться - один предмет на звук Ж.
Поищите на картинке или придумайте свои.
- Машенька, мешок, шапка и вишня подойдут?
- Отлично! В мешок будем всё складывать, вишню съедим, а шапку наденешь, если замёрзнешь. Ищи дальше.
- Зонтик…
- Зачем? Ведь в названии нет Ш. А у тебя есть коШка…
- О! А ещё я буду в пиЖаме и возьму с собой Шарик, чтобы было не скучно.
- Ах, какой молодец! Не зря кашу пшённую ешь.
Несколько вишен, синяя шапка и Миша готов, а с ним кошка Маша.
Друзья вышли в ночной лес. Чуть слышное жужжание раздалось над их головами - это торопился отряд жуков - счетоводов. Они торопились посчитать количество звёзд в небе.
В розовых и золотых кувшинках резвились маленькие пчёлки - никак не хотели ложиться спать.
Кошка поправила лапой большой подорожник и мышонок, который спал под ним, улёгся поудобней.
Темно в лесу. Тишина оглушает и героям становится немного страшно. Под ногами у кошки раздалось шуршание, и Миша от испуга выпустил мешок из рук. Из мешка просыпалась вишня. Машка недовольно мяукнула на маленькую серую мышку, которая торопилась в норку, и тоже испугалась. Миша не стал собирать ягоды, а сел прямо на траву и решил немного поспать. Машка возмутилась:
- У нас такое важное дело, а ты спать хочешь??
- Маша, я малыш, я устал.
- Ах, малыш Миша, мы уже пришли. Смотри!
Перед Мишей, на расстоянии вытянутой руки летели жёлтые и малиновые, белые и оранжевые светлячки. Увидеть обычных светлячков - большая удача. А светлячки, которых наконец увидели наши герои, были волшебными - они держались за воздушные шарики и разносили добрые и весёлые сны всем детям и некоторым, особенно хорошим, взрослым.
Миша был восхищён: в одном шарике он увидел шоколадных зайчиков, в другом сиреневые машинки. Красиво!
Большое путешествие Миши и Маши. Группа шипящих звуков: [ш], [ж]. Вопросы к тексту.
- В какое время суток происходила история? Что помогло это понять?
- Как зовут мальчика - героя сказки?
- Кто такой этот мальчик?
- Сколько ему лет?
- Где он будет учиться, когда вырастет?
- Кто с ним путешествовал?
- Что волшебник взял с собой?
- Для чего Миша взял вишню?
- Что можно положить в мешок?
- Кого герои испугали?
- Что необычное увидел Миша? Какого цвета?
- Что делали светлячки?