Концертно-просветительская работа в классе Общего курса фортепиано общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла в контексте реализации ФГОС

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: фортепиано


Переход образовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты ставит перед современным музыкальным образованием очень серьёзные и масштабные задачи. Одной из таких задач является «расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию» [1,17]. Особенную актуальность эта задача приобретает в реалиях современного мира, характеризующегося критическим состоянием духовного и культурного уровня, утратой нравственных ориентиров, растворением национальной самобытности в низкопробной массовой культуре. Засилье примитивной поп-музыки приводит к оскудению духовного мира современного человека, зачастую не испытывающего потребности в общении с высоким искусством.

Одной из причин ослабления интереса к классической музыке в современном обществе стало клиповое мышление, сформированное современными СМИ, подающими информацию в мозаичном виде. Клиповое мышление - это даже не мышление, а сиюминутная реакция человека на несвязанные между собой сюжеты новостей, быстро меняющиеся рекламные ролики, постоянно переключаемые телеканалы. Человеку на осмысление какой-либо ситуации дается 2-3 минуты, после чего он тут же забывает увиденное, чтобы воспринимать следующую порцию информации. Дискретность современного мышления определяется особенностями стилистики и содержания современных СМИ: текст разбивается на небольшие фрагменты, короткие фразы, цель которых - создать эмоциональный отклик у потребителя информации. Современному человеку с клиповым восприятием не под силу долгое время сосредотачивать внимание на одной информации, выстраивая цепочки причинно-следственных связей. Этим во многом обусловлены музыкальные предпочтения современного общества. Неоднозначность музыкального образа классической музыки, его многомерность и абстрактность требуют длительной концентрации и напряжения мысли слушателя. Тогда как доступность, простота, граничащая с примитивом, музыкальных образов поп-музыки, которая основной целью ставит извлечение материальной выгоды, не требует мыслительных усилий от ее потребителей.

В этой ситуации музыкальное просветительство становится тем камертоном, который позволяет настроить фальшивый вкус современного общества на чистую интонацию классического искусства.

Важную роль в деле музыкального просвещения играют образовательные учреждения среднего звена: общеобразовательные школы с эстетическим уклоном и, особенно, музыкальные школы. Реалии жизни ставят перед ними ответственную задачу - быть инициатором пропаганды музыкальной культуры в широкие слои общества, особенно подрастающего поколения. Музыкальные школы всегда были не только центром массового музыкального образования, но и центром музыкального просвещения, очагами музыкальной культуры. Перед педагогами ставилась задача активно пропагандировать классическое музыкальное наследие, создавать атмосферу любви к музыке, воспитывать в учениках потребность непосредственного участия в музыкально-просветительской деятельности. Образ педагога-просветителя глубоко связан с историческими традициями музыкальной России. Необходимость поднимать музыкальную культуру народа подчеркивали многие деятели русской музыки, например, музыкальные критик и композитор А.Н.Серов: «Искусство только тогда может процветать, когда для него приготовлена почва, а почва эта подготавляется большим и большим пониманием, сочувствием, образованностью вкуса. Не всем быть художником - но любить и понимать искусство могут и должны все» [2,502].

Вместе с тем, нельзя не отметить нарастающую в среде музыкальных педагогов негативную тенденцию - узкоутилитарный, не выходящий за рамки своего ремесла подход к делу. Педагоги ограничивают свою деятельность лишь обучением игре на инструменте, уделяя внимание только подготовке к экзаменам и зачетам, выучиванию программы, не ставя перед собой задач духовного и эстетического воспитания учащегося, создания атмосферы любви к музыке. «Нередко даже в музыкальной школе детей учат не музыке, а лишь игре на инструменте, и поэтому многие из них, вступая в самостоятельную жизнь, легко расстаются с музыкой» [3,21].

В общеобразовательной школе № 8 «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга музыкальное просветительство занимает важное место в учебном процессе, являясь действенным средством воспитания музыкально-эстетических вкусов подрастающего поколения, приобщения его к живительному источнику классического искусства. В концертно-просветительской работе задействованы все коллективы школы: духовой и джазовый оркестры, оркестр народных инструментов, ансамбли струнных, духовых и народных инструментов, хоры и солисты, музыкальный театр. Ни один из учеников школы не остается в стороне от концертной деятельности. Задачи музыкального просвещения в школе «Музыка» реализуются в различных формах: музыкального конкурса «Семь веселых нот», фестивалей джазовой музыки и фортепианных ансамблей, музыкальных викторин, посвященных памятным датам музыкальной жизни, концертов к Дню Победы и Дню снятия Блокады, проходящих на разных площадках района и города.

Важная составляющая музыкально-просветительской работы школы - проект «Купчинская филармония», аудиторией которого стали слушатели от самых маленьких, посещающих детские сады, до ветеранов, встречи с которыми проходят в Социально-досуговом отделении для пожилых людей и инвалидов Фрунзенского района. Само название - Филармония - говорит, во-первых, о регулярности концертов, во-вторых, о разнообразии жанров и средств воздействия (это и тематические лекции-концерты, и музыкальные вечера, и музыкальные беседы, и театрализованные музыкальные спектакли). Деятельность «Купчинской филармонии», как уже видно из названия, не ограничивается школьными мероприятиями, а ставит своей задачей распространить свое влияние на весь Фрунзенский район, способствуя с одной стороны формированию музыкальных вкусов широких слоев населения, с другой - пропагандируя положительный имидж школы. Таким образом, школа становится не только центром музыкального образования, но и центром музыкального просвещения.

Концертно-просветительская деятельность в школе выполняет различные функции: социальную, воспитывая в детях способность к сопереживанию, ощущению духовной близости с окружающими людьми; коммуникативную - концертные программы, объединенные общей темой, идеей, способствуют общению, сплачивая детей, педагогов и родителей; воспитательную - формирует музыкально-эстетические вкусы, пробуждает интерес, прививает любовь к классической музыке. Очень важна образовательная функция - выступая в концертах, слушая вступительное слово ведущего, участники программы обогащаются новыми знаниями, узнают интересные факты об исполняемой музыке. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях дает возможность ученикам на практике реализовать умения и навыки, полученные в процессе обучения.

Особенно это актуально для обучающихся в классе Общего курса фортепиано. Изучение фортепиано, как второго инструмента, к сожалению, поставлено в суровые условия, связанные с крайне недостаточным учебным временем - 22 минуты в неделю. Это серьезно ограничивает репертуарные возможности учебного процесса и, естественно, приводит к потере качества исполнения. С этими объективными причинами связано почти полное отсутствие концертных выступлений в классе ОКФ, и, как следствие, снижение мотивации к обучению. Лишение учеников возможности публично представлять свой, пусть и небольшой, исполнительский опыт приводит к отсутствию здорового соперничества, естественного для любого творческого процесса и, в конечном счете, к потере интереса к предмету.

В своей педагогической практике я активно использую творческий ресурс музыкального просвещения. Важная форма просветительской деятельности нашего класса - концерты для родителей, которые проходят перед экзаменами, два раза в учебном году. Участие в них заставляет учеников мобилизовать свои силы перед выступлением, резко повышая их мотивацию к обучению. Возрастает ответственность за результат и, как следствие, происходит качественный сдвиг в освоении программы. На классных концертах родители могут реально оценить успехи своего ребенка, сравнивая его выступление с другими участниками. Доброжелательная атмосфера и моральная поддержка, сопровождающие выступление детей, укрепляют их веру в свои силы, формируя настрой на успех. Классные концерты - эффективное средство сплочения родителей и детей класса в единый коллектив.

Не менее важна другая форма музыкального просветительства, используемая в нашем классе - лекции-концерты. Как правило, они проходят в конце учебного года, когда дети уже сдали зачеты и экзамены, и учебный график не такой напряженный, как в середине учебного года. Жанр лекции-концерта подразумевает обращение к музыке не как к научной дисциплине, которую изучают, а как к способу существования. Главная цель таких концертов - увлечь, заинтересовать, привить любовь к музыке. Эту важную задачу помогает решить выступление лектора, ведущего концерт. Оно должно быть ярким, запоминающимся, безусловно, эмоциональным. Сидящие в зале должны ощутить неравнодушие говорящего, его увлеченность, искренность. Очень важно уметь наладить контакт с аудиторией, создать доверительную, комфортную атмосферу. Этому способствует принцип диалогичности - ведущий задает вопросы, реагирует на ответы, проводя свое выступление в форме беседы. Заинтересовать слушателей помогает использование зрительного ряда через средства мультимедиа, иллюстрирующих слова лектора: презентация позволяет сконцентрировать внимание слушателей на исполняемой музыке.

Эффективный прием, оживляющий концерт - включение в его ход элементов других дисциплин. Например, в лекции-концерте «Танцы разных времен» для учащихся 1-2 классов в 2015 году были использованы танцевальные постановки класса хореографии, наглядно иллюстрировавшие жанры вальса и фокстрота. А в 2016 году лекция-концерт «От менуэта до регтайма» эффектно завершилась «Танцем маленьких утят», с большим удовольствием исполненным всей многочисленной аудиторией первоклассников, для которых проводилось это мероприятие. В этом же концерте были использованы игровые формы - проведение его в виде квеста, то есть объединение одним сюжетом. Детям было предложено найти клад (сундучок с золотыми монетами), для этого они должны были добыть ключи, отвечая на вопросы ведущего. В конце мероприятия ученик, набравший большее количество ключей (правильных ответов), отправлялся на поиск клада, который делился поровну между всеми участниками.

Наши лекции-концерты проходят на различных площадках района и города и адресованы разной возрастной аудитории. Так, в мае 2012 года мы провели лекцию-концерт «Познакомьтесь: фортепиано» для детей средней, старшей и подготовительной групп ГДОУ№10 Московского района, а в мае 2013 года с лекцией-концертом «От фортепиано до синтезатора» выступили перед учениками вторых классов школы №448 Фрунзенского района.

Трудно переоценить пользу от таких выступлений: участники концерта получают возможность продемонстрировать свои достижения, применить свои знания и умения на практике, обогатить сценический опыт. Концертное выступление воспитывает артистизм, исполнительскую волю, прививает умение держаться на сцене. Систематическое участие в концертных программах способствует развитию инициативы, повышению ответственности учеников, и, как следствие, более глубокому освоению программы. Музыкально-просветительская деятельность воспитывает в детях стремление отдавать частичку своего труда обществу, придавая смысл всему процессу освоения инструмента.

Список литературы

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования -минобрнауки.рф/документы/543.
  2. Серов А.Н. Критические статьи. Т.1 - С-П., 1892.
  3. Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 - М., «Музыка», 1981.