Цель: показать межпредметные связи урока математики и географии при изучении формул сокращенного умножения и закреплении материала по Северной Америке.
Задачи урока:
- Обучающая: обобщить и проверить уровень усвоения знаний учащихся по темам «Северная Америка» и «Формулы сокращенного умножения».
- Развивающая: развивать умение применять полученные знания в процессе решения учебных и практических задач; научить применять знания темы «Формулы сокращенного умножения» к решению задач с географическим содержанием, применять интерактивные формы работы; развивать познавательный интерес, любознательность к предметам естественных цикла, обеспечить единство математических и географических знаний;
- учить логически мыслить, делать выводы, развивать творческие способности детей, развивать умение работать с учебником, географическими картами.
- Воспитывающая: умение грамотно отвечать на вопросы, слушать ответы одноклассников, прививать интерес к предметам, к познанию окружающего мира. Содействовать воспитанию интереса к математике и географии, активности, организованности и взаимопомощи, через работу в парах и в группах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: интегрированный урок-путешествие по алгебре и географии.
Оборудование: атласы, задания по алгебре для 7 класса в конвертах; раздаточный материал (4 маркера, альбомные листы), шляпы настроения, магнитофон с мелодией для релаксации, микрофон.
План урока
I.Организационный момент.
1.Мотивационная часть:
а) вступительное слово учителя географии;
б) вступительное слово учителя математики.
II. Актуализация знаний.
1.Повторение формул для разложения на множители квадрата суммы и квадрата разности.
III.Обобщение знаний учащихся по темам «Северная Америка» и «Формулы сокращенного умножения».
1.Путешествие:
а) Название урока
б) Решение уравнений (Пираты Карибского моря)
в) Устный счет (Климат и рельеф)
г) Минутка релаксации (Ниагарский водопад)
д) Путешествие по странам.
IV.Итоги урока.
Метод «Шести шляп».
V.Домашнее задание.
Ход урока
Учитель математики: - За время обучения в школе вы знакомились с множеством различных предметов и наук. Многим кажется, что некоторые из них не пригодятся в повседневной жизни, но это не так. Вычислить стоимость электроэнергии, измерить температуру, правильно грамотно писать, искать лекарственные растения, беречь природу, определять свое местоположение и т.д. Всему этому и многому другому вы научитесь в школе. Сегодня мы постараемся показать, как взаимосвязаны многие науки, как одна наука "помогает" другой, что их объединяет.
Учитель географии: - Математика. Её начинают изучать с первого класса. Она любит точность ответов, точность выводов, правильность закономерностей. Математика - царица наук, она определяет многое в нашей жизни. Нас окружает мир цифр: 12 месяцев, 365 дней, 60 минут и т.д.
Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Учитель математики: - Географию относят к наукам естественного цикла. "Естество" - значит "природа". Она изучает природу Земли и населения.
Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету.
Учитель географии: - На первый взгляд кажется, что между этими науками нет ничего общего. Ребята! Давайте проверим, что объединяет эти науки.
У меня есть предложение, чтобы выяснить взаимосвязь между математикой и географией, предлагаю совершить путешествие.
В путешествие мы сегодня отправимся на лайнере. Представим, что мы на борту комфортабельного лайнера.
Учитель математики: - Мирно гудят двигатели, на террасе лайнера мы с вами сидим за столиками, и думаем, к каким дальним берегам нас несет по просторам большого мирового океана наш с вами лайнер под названием «Сообразительный».
Уважаемые путешественники!
За правильный ответ вы получите денежную единицу «Аль-джебрик». На ней изображен ученый востока Абу Абдуллах Мухаммед ибн Муса́ аль-Хорезми благодаря ему в математике появились термины «алгоритм» и «алгебра».
После урока их можно будет обменять на оценки:
- 4 и более на - 5,
- 3 «Аль-джебрика» - 4,
- 2 «Аль-джебрик» - 3.
Вы сегодня отправитесь в плавание, но место, куда мы с вами должны приплыть, нам предстоит еще определить.
В этом вам помогут картинки, которые вы видите на доске. Под каждой картинкой записан ответ формулы, который получается при разложении на множители квадрата суммы и квадрата разности. Вам необходимо свернуть эти формулы. После того как вы выполните задание, нужно подойти к доске и найти ответ. С обратной стороны ответа написано название, которое соответствует картинке на доске. И только когда будут открыты все названия, вы сможете сказать, к каким берегам плывет наш лайнер «Сообразительный».
1 команда
9х2 - 12ху + 4у2 = (3х - 2у)2
Святой Лаврентий
2 команда
25у2 - 40ху + 16х2 = (5у - 4х)2
Ниагарский Водопад
3 команда
100 + 160х + 64х2 = (10 + 8х)2
Большой каньон
4 команда
9х2 + 30ху + 25у2 = (3х + 5у)2
Флаг Мексики
Учитель географии: - А теперь, ребята, давайте с вами определим тему нашего урока. По математике мы с вами повторим и закрепим знания, которые вы получили при изучении темы «Формулы сокращенного умножения», а по географии вы покажете, какими знаниями вы обладаете по теме…… (Северная Америка)
Учитель математики: На доске учитель по математике записывает тему: «Формулы сокращенного умножения и …….(Северная Америка дописывается позже, когда ребята назовут тему сами, о каком континенте будет идти речь)
Учитель географии: - Путь наш лежит через Атлантический океан. Мы входим в Карибское море, и нас берут на абордаж пираты. Они готовы отпустить нас с одним условием: мы должны с вами определить координаты крайней точки Северной Америки.
Учитель математики: -Решив уравнения, мы узнаем ширину и долготу в градусах и минутах.
Каждая команда получает уравнение. 1 команда называет градусы широты, а 2 - минуты широты, 3 команда - градусы долготы, 4 команда - минуты долготы. Потом по этим координатам в атласе ребята должны назвать крайнюю точку Северной Америки. (Восточную точку - это мыс Сент-Чарльз).
На столах у каждой группы лежит альбомный лист и маркер. После того, как ребята решат уравнение, они должны на листе написать полученное число. Капитаны команды встают, выходят к доске и показывают. Возле доски будут стоять 4 человека: два показывают северную широту, а два - западную долготу.
Остальные ребята ищут в атласах по этим координатам крайнюю точку Северной Америки.
Капитанам команд учитель по математике задает вопросы.
Северная широта 52° 24' (1 и 2 команда).
Западная долгота 55° 40' (3 и 4 команда)
1 команда
(х + 3)2 - х2 = 321
х2 + 6х + 9 - х2 = 321
6х = 321 - 9
6х = 312
х = 312 : 6
х = 520
1. Напишите формулу разности квадратов, квадрата разности, квадрата суммы.
2 команда
- х2 + (х - 3)2 = - 135
- х2 + х2 - 6х + 9 = - 135
- 6х = - 135 - 9
- 6х = - 144
х = -144 : (-6)
х = 24I
2.Дайте формулировку написанной формулы разности квадратов.
Разность квадратов двух чисел равна произведению разности этих чисел и их суммы.
3 команда
(х - 5)2 - х2 = - 525
х2 - 10х + 25 - х2 = - 525
- 10х = - 525 - 25
-10х = - 550
х = - 550 : (-10)
х = 550
3. Дайте формулировку написанной формулы квадрата разности.
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.
4 команда
- х2 + (х + 5)2 = 425
- х2 + х + 10х + 25 = 425
10х = 425 - 25
10х = 400
х = 40'
4.Дайте формулировку написанной формулы квадрата суммы.
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.
Учитель географии: - Вы успешно справились с заданием и наш лайнер продолжает свой путь дальше. За работу на уроке вы получите денежные единицы в виде флагов тех государств, которые находятся на этом континенте.
И вот мы ступили на землю Северной Америки или данного континента.
Путешествуя по Северной Америке нас с вами ожидают сюрпризы. Проведя устный счёт, вы узнаете, какие сюрпризы приготовила природа на этом континенте.
Учитель математики показывает карточки с примерами, ребята поднимают руку и дают правильный ответ, а учитель географии параллельно задает вопрос, который относится к этому числу.
100 - 150 = - 50
Вопрос.
- В каком климатическом поясе Северной Америки настолько суровая Зима? В течение всего года часты снежные бури, туманы. В этих районах образуются ледники, покажите на карте территории…….. (На доске будет висеть перечень территорий, дети выходят, выбирают из всех- Гренландию, Канадский Арктический Архипелах и показывают).
- 6400 + 8400 = 2000
Вопрос.
- Вы получили в ответе количество осадков, которое характерно для пояса, который находится на крайнем юге материка. Климат отличается высокими температурами в течение всего года (+ 25°).
(Ответ: субэкваториальный дети выбирают, что на карте надо показать из перечня Панамский канал).
- 56 + 58 = 2
Вопрос.
- Климатические области выделяют только в одном из климатических поясов: тропический сухой климат с малым количеством осадков, жарким летом и тёплой зимой. Тропический влажный климат с большим количеством осадков, жарким летом и тёплой зимой.
(Ответ: тропический Дети выбирают для показа. Полуострова Калифорния и Мексиканского нагорья - сухой, полуострова Юкатан, островов Куба и Гаити - влажный.)
23 = 8 и - 96 + 72 = - 24
Вопрос.
- Угадайте, какой пояс охватывает северное побережье материка, характеризуется сменой воздушных масс по сезонам: как следствие, зима здесь очень холодная, а лето прохладное с дождливой погодой.
(Ответ. Субарктический пояс… показывают полуострова Лабрадор, долины р. Маккензи)
- 79 + 79 = 0
Вопрос.
- Это наиболее благоприятный для жизни человека климатический пояс. Температура в течение всего года в этом поясе выше 0°. Очень мягкая зима и теплое лето, в одних районах засушливо, но есть и влажные места.
(Ответ: субтропический…показывают на карте: Кордильеры, Миссисипская и Примексиканская низменность, полуостров Флорида и Приатлантическая низменность)
180 - 130 = 50
Вопрос.
- Этот пояс находится немного выше и немного ниже, чем 50 градусов северной широты. Зима холодная со снегопадами, лето теплое дождливое. Климат делят на морской, континентальный и муссонный.
(Ответ: Умеренный пояс показывают: Аляска, Великие равнины, Великие Американские озера и остров Ньюфаундленд)
После того как ребята справятся с этим заданием будет минутка релаксации.
Учитель математики: - А теперь давайте с вами сделаем привал и немножко отдохнём перед нашим путешествием вглубь материка.
Учитель географии: - Привал мы с вами сделаем возле Ниагарского Водопада. А кто из вас, ребята, сможет в нескольких словах описать, что вам известно про него.
(Учащийся делает небольшое сообщение в 4 предложениях).
Включаем шум Ниагарского водопада (на 2 минутки)
Учитель математики: - И вот, ребята, снова в путь.