В современных условиях развития общества в системе образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Сегодня очень много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
На данный момент дислалия - одно из самых распространённых речевых нарушений у детей. Одной из основных причин возникновения дислалии является нарушение фонематического слуха.
Недоразвитие фонематического слуха ведёт за собой нарушения звукопроизношения, которые невозможно скорректировать только с помощью выработки правильных артикуляционных навыков. Без работы по развитию фонематического слуха можно добиться только временного и минимального эффекта. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Термин «фонематический слух» включает в себя следующие процессы: фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков;
- фонематический анализ - мысленный процесс выделение отдельных фонем;
- фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое;
- фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях амбулаторных занятий через день. В зависимости от локализации выделяют два вида дислалии:
1) механическая или органическая обусловлена органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации.
2) функциональная обусловлена неправильным речевым воспитанием, неправильной или иноязычной речи окружающих, а также может быть связана с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка.
В зависимости от признаков выделяют три основных вида дислалии:
1) акустико-фонематическая дислалия обусловлена избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;
2) артикуляторно-фонематическая дислалия обусловлена несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;
3) артикуляторно-фонетическая дислалия обусловлена неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. [1,472 с]
На основе психологического изучения речи детей было выявлено, что у детей с дислалией и нарушением восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Татьяна Борисовна Филичева и Галина Васильевна Чиркина отмечают следующие особенности, характерные для детей с недоразвитием фонематического восприятия: затруднения в воспроизведении ряда слогов с оппозиционными звуками, которые изолированно произносятся верно; ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове; затруднения при отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком; затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове; затруднения при узнавании первого, последнего согласного в слове.
Токарева Ольга Алексеевна в рамках своей работы под названием «Функциональные дислалии» предлагает начинать процесс коррекции звукопроизношения с выделения дефектно произносимых звуков и установления различия между верным и неверным вариантами его произношения на слух и путём наблюдения за собственным произношением и произношением логопеда с помощью зеркала. [3, 288с]
Российский педагог-дефектолог Галина Амосовна Каше разработала программу по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Её разработка включала развитие навыков звукового анализа и фонематического восприятия. Г.А. Каше предложила проводить работу в определённой последовательности, учитывая закономерности развития детей. [4, 171 с]
Б.М. Гриншпун считал, что работа по формированию фонематического восприятия обязательно должна проводиться с учётом характера дефекта и выделял три актуальных на его взгляд направлений работы: развитие слухового контроля и формирование фонематического восприятия; развитие звукового анализа и фонематического восприятия; развитие осознанного слухового контроля. Также учёный указывал на необходимость учёта следующих тезисов:
- Важно намеренно обучать детей операциям осознанного анализа, не надеясь на самостоятельное овладение ими. Эти навыки требуют изменения отношения ребёнка к своей речи, особого внимания к внешней стороне, на которую ранее он не обращал внимания. Поскольку фонемы не существуют вне слова (они выделяются из него с помощью специальных операций), слово должно быть исходной единицей речи. Упражнения по овладению операциями звукового анализа, которые является базой для формирования навыков осознанного различения и дифференциации фонем, должны проводиться в начале работы на основе верно произносимых ребёнком звуков. Лишь опираясь на умения, приобретённые при работе с поставленными звуками, можно перейти к другим видам операций. [2,С. 108-119]
Вышеописанные методики во многом схожи и содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые, учитывая индивидуальные особенности, можно эффективно применять в работе по развитию фонематического восприятия у детей с дислалией.
Коррекция звукопроизношения при таком виде нарушения речи без применения специальных методик по развитию фонематического восприятия является неэффективной. Поэтому исследование методов развития фонематического восприятия у детей, имеющих нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, актуально и востребовано.
Библиографический список
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н.Гвоздев. - Москва: Детство-Пресс, 2007. - 472 с. - 2500 экз. - ISBN: 978-5-89814-379-4.
2. Гриншпун, Б.М. Дислалия [Текст] / Б.М.Гриншпун // Хрестоматия по логопедии - т.1. - Москва: Владос, 1997. - С. 108-119 - Библиогр: с. 554-600. 30000 экз. - ISBN: 5-691-00070-5.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Москва: Эксмо, 2011. - 288 с. - 20000 экз. - ISBN: 978-5-699-48294-8.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А.Каше. - Москва: Книга по Требованию, 2012. - 171 с. - экз. - ISBN: 978-5-458-38909-9.