Особенности организации проектной деятельности учащихся педагогом в условиях сельской школы

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность, сельская школа


На данный момент совершенствование сельской малокомплектной школы приурочено к появлению ФГОС, в связи с этим появляются и проблемы. Некоторые авторы отмечают, что проблемы связаны не только с численностью учащихся, а также с формой организации учреждения, формированием классов, территориальным местоположением, системой обучения [10].

С появлением ФГОС НОО процесс обучения должен быть направлен на формирование УУД. Отсюда следует, по мнению что методы, технологии и приемы должны соответствовать современному образовательному процессу. ФГОС гласит о том, что требуется ввести методы и приемы проблемного, исследовательского и проектировочного характера, способствующие формированию метапредметных и личностных результатов.

По мнению Л.В.Байбородовой: «Формирование универсальных учебных действий, а именно, умений самостоятельно приобретать знания, находить применение им в практической деятельности, готовности найти решение для учебных и социальных проблем, необходимости и способности к саморазвитию и самосовершенствованию, благополучнее и вероятнее всего происходит в процессе проектной деятельности учащихся» [3, с. 55].

Технология проектного обучения возлагает на учителя ответственность не просто объяснение материала, а создание условий, организацию среды для того, чтобы обогатить познавательный мир ребенка, а в процессе практического применения знаний - возможность самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

По мнению В.И.Герасименко: «Необходимым условием по проектной методике является мотивация учащихся, их заинтересованность предложенным заданием, а также создание положительного эмоционального отношения к процессу деятельности [7, с. 46].

В рамках реализации проекта Н.В.Засоркина предлагает следующие этапы работы над проектом, которым в нашем исследовании мы будем придерживаться:

  • «поисковый, в который входит моделирование желаемой ситуации, анализ собранной информации, выявление и анализ проблемы, определение потребности в информации, сбор и изучение новой информации;
  • аналитический этап осуществляется через постановку цели и определение задач проекта, способа разрешения проблемы, анализа рисков, составление алгоритма действия для реализации проекта (пошаговое планирование работ), анализ ресурсов, планирование продукта, анализ имеющейся информации, определение потребности в информации, сбор и изучение информации;
  • практический этап подразумевает выполнение плана работ и осуществление текущего контроля;
  • презентационный этап включает в себя предварительную оценку продукта, планирование презентации и подготовку презентационных материалов и саму презентацию продукта;
  • к контрольному этапу относится анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта и оценка продвижения» [11, с. 9-10].

Во время выступления необходимо называть тему и цель проекта, называть участников проекта, если это коллективный проект, описать роли каждого его участника, обозначить актуальность работы, описать трудности, с которыми столкнулись при реализации проекта, перечислить источники, которыми пользовались, разрабатывая проект, далее, каким образом была переработана полученная информация, какие были использованы технические средства. По завершению презентации учащиеся анализируют результаты своей деятельности, определяют, была ли достигнута цель, рассказать о трудностях во время работы над проектом, а также описать положительные и отрицательные моменты, которые выявились после защиты проекта.

В связи с этим следует отметить, что именно педагог является руководителем проекта, способствующим данному развитию, должен обладать творческими способностями, значительным высоким уровнем культуры, а также изощренной фантазией, за отсутствием ее педагог не в силах развить интерес ребенка и его творческий и познавательный потенциал.

Победителем становится тот, кто способен пробудить в ребенке самостоятельную активность, кто в силах принять вызов детской сообразительности и изобретательности.

В ходе работы над проектом учитель перестает быть просто руководителем, он принимает на себя различные роли. И.С.Сергеев отмечает, что учитель может быть:

  • энтузиастом, который повышает уровень мотивации обучающихся, что позволит двигаться им в направлении достижении цели способами поощрения, поддержания;
  • специалистом, который владеет знаниями, умениями и навыками во многих областях;
  • консультантом, который организует доступ к различным ресурсам;
  • руководителем, который регулирует вопрос планирования деятельности во времени;
  • человеком, который задает вопросы;
  • координатором всего группового процесса;
  • экспертом, который проводит четкий структурированный анализ результатов проделанной работы [28, с. 23-24].

Более близкое взаимодействие с обществом является существенной отличительной чертой сельского образовательного учреждения, что оказывает непосредственное влияние на организацию необходимых условий для осуществления проектной деятельности.

Л.В.Байбородова выделяет следующие условия, а именно:

  • объединению людей разных возрастов для приобщения к истории и культуре родины способствуют те традиции, обычаи и обряды, соблюдаемые окружающим социумом, что открывает возможности содержания проектной деятельности с точки зрения духовных и нравственных ценностей;
  • на организацию плодотворной проектной деятельности, возможности разрабатывать, прогнозировать, планировать воплощать проекты оказывает влияние то, что дети в сельской местности с раннего возраста приобщены к трудовой деятельности, они активно участвуют в решении различных проблем в рамках территории данного населенного пункта;
  • местоположение образовательного учреждения и его приближенность к другим сферам деятельности (предприятия, общественные организации, сама природа), а также близкое взаимодействие с местными жителями, а также взаимодействие педагогов и родителей и знание особенностей друг друга, привлечение специалистов, осведомленных в той или иной области, к сотрудничеству с учащимися способствует организации совместной проектной деятельности детей и взрослых, за счет этого становится шире опыт социальных отношений школьников;
  • важную роль в успешной реализации проектной деятельности играет взаимодействие образовательного учреждения с иными организациями, а также применение резервов социума, средств учебной и образовательной деятельности обучающихся, развития интегративных и внутришкольных связей [3].

Можно сказать, что все вышеперечисленные условия способствуют реализации эффектной проектной деятельности, которая объединяет разного рода виды и сферы деятельности учащихся, что говорит об интеграции образовательного процесса.

На организацию проектной деятельности огромное влияние оказывает количество участников, а как показывает статистика, сельская школа в большинстве случаев, отличается малочисленностью детей, что дает больше возможностей для развития сотрудничества, организации совместной деятельности и коммуникации, а также творчества учителей и школьников и тесным сотрудничеством среднего звена с начальным, поскольку классы разного возраста не обособлены друг от друга [3]. Кроме того, это шанс проявить себя в ходе проектной деятельности на примере общего дела, распределения ролей или же наоборот объединения в группы, благодаря которым есть возможность объединиться в группы, где проявляются умения договариваться. Владея знаниями друг о друге, зная особенности каждого участника, имея представление о каждой семье, в которой воспитывается ребенок, нам предоставляется объективная возможность выстраивания доверительных и доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса, способствующей созданию благоприятной среды учреждения и атмосферы в нем.

Л.В.Байбородова рассматривает тот факт, что «Количество учащихся позволяет администрации школы гибко формировать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и расписание уроков, моментально откликаться на непредвиденные обстоятельства, возникающие неминуемо в рамках проектной деятельности при учете интересов детей, мнения родителей, запросов учителей и общественных партнеров» [3, с. 57].

Для того, чтобы привлечь родителей к участию в проектной деятельности, учитель использует различные формы, приемы и методы. Существует форма как устная, например, на родительском собрании есть возможность обсудить различные варианты тем для будущего проекта, так удается лучше понять, углубиться в тех или иных аспектах, выбрать то, что наиболее актуально в конкретном классе, такая и письменная, через анкетирование, где предлагается примерный перечень тем для реализации проектного обучения, выбирается методом большинства, также есть вариант сделать графу для самостоятельного заполнения, где родители впишут более значимую для них тему заявление и др. На основе полученных данных выявляется проблема, которая заинтересует каждого участника проекта, далее совместными усилиями педагога и родителей происходит распределение ролей и функций [3, с. 59].

В практике прослеживается такой момент, когда учителя в реализации проектной деятельности перекладывают ответственность на родителей, таким образом, снимая ее с себя, а ребенок выступает лишь в качестве докладчика и наблюдателя, что противоречит целям и задачам проектного обучения. Т.В.Таирова пишет о том, что «Исследование и проект - это реализация творческого потенциала учащегося. Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что данный вид деятельности - увлекательный процесс, в котором нет неуспевающих детей. Они все погружаются в творческий поиск своих замыслов, идей, и, самое главное здесь - заметить у каждого ту искорку желания, из которой может разгореться пламя совместной деятельности учителя и ученика» [34].

Если педагог системно использует проектные технологии в процессе обучения детей начальной школы, то, следовательно, у детей значительно повышается уровень самостоятельности в учебно-познавательном процессе дети реже обращаются за помощью к учителю и родителям.

Прибегая к проектной деятельности в начальной школе, по мнению И.В.Мотылевой, следует учитывать следующие аспекты:

  • «мотивационный (учитель создает заинтересовывающую ситуацию);
  • планирующий (тема, задачи, план и способ самостоятельной деятельности учащихся);
  • информационно-операционный (сбор материала, выполнение проекта);
  • рефлексивно-оценочный (представление проекта и их оценка)» [20, с. 44].

Таким образом, можно отметить, что метод проектного обучения является определенным стимулом аналитического саморазвития для учащихся начальной школы. Кроме того, дети вырабатывают умение планирования деятельности и умения согласовывать его с темой и задачами проекта, проявляется потребность поиска материала на заданную тему, оценивания найденной информации и ее анализа и синтеза [20, с. 41-45]. Также следует отметить, что организация проектной деятельности в полной мере зависит от условий, которые созданы в образовательном учреждении, ресурсов окружающей среды и школы, а также от особенностей окружающего социума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Байбородова, Л.В. Особенности проектной деятельности сельских школьников [Электронный ресурс] / Л.В.Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №1. - С. 54-59. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20386759 , свободный (дата обращения: 27.03.2019).
  2. Герасименко, В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом / В.И.Герасименко // Воспитание школьников. - 2010. - №4. - С. 46-49.
  3. Данилова, Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] / Т.Данилова. - Режим доступа: http://vilvolovo.ru/news1813 (дата обращения: 17.12.2019).
  4. Засоркина, Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации / Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова [и др.]. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2016. - 135 с.
  5. Мотылева, И.В. Проектная деятельность в начальной школе / И.В.Мотылева // Воспитание школьников. - 2011. - №5. - С. 41-45.
  6. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
  7. Таирова, Т.В. Работа над проектом - увлекательный процесс [Электронный ресурс] / Т.В.Таирова - Режим доступа: https://n-shkola.ru/articles/view/58, (дата обращения: 24.01.2019).