Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
- Снизить уровень тревожности родителей, связанной с особенностями развития ребенка;
- Расширить представления родителей об общении с ребенком с ОВЗ;
- Способствовать снижению эмоционального напряжения;
- Овладение приемами взаимодействия с ребенком.
Занятие 1.
Цель: Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Работа с личными переживаниями и страхами.
1. Упражнение на знакомство.
Цель: оформление карточек-визиток, знакомство, развитие групповой сплоченности, доверия.
Материал: небольшие листки бумаги, фломастеры, цветные карандаши.
Время: 5-7 минут.
Ход упражнения. Участникам предлагается взять небольшой лист бумаги и сделать визитку. Далее они прикрепляют визитку и идут к другим участникам знакомиться. Желательно, чтобы все участники друг с другом смогли пообщаться.
Анализ:
- Какое у вас сейчас настроение?
- Все ли из вас готовы дальше продолжать работу?
- Может у кого-то есть вопросы?
2. Упражнение «Рисунок по кругу».
Цель: развитие добрых, внимательных отношений, учить умению принимать другого человека со всеми достоинствами и недостатками, развитие эмоциональной сферы.
Материалы: бумага А4, карандаши.
Время: 5-7 минут
Ход упражнения. У каждого по листу бумаги и свой цвет карандаша. Предлагается поддержать рисунок соседа. По сигналу тренера все начинают рисовать. Как только дается команда «стоп», начатые рисунки вместе с карандашом передаются слева сидящему по кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока лист с карандашом не вернется к хозяину. Выполняется под музыку.
Инструкция: Возьмите по листу чистой бумаги и карандаши. По моей команде «начали» все начинают рисовать. Как только дам команду «стоп», начатые рисунки вместе с карандашом вы должны передайте слева сидящему по кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока лист с карандашом не вернется к хозяину.
Анализ:
- Понравилась ли вам данное упражнение?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какое у вас сейчас настроение?
3. Упражнение «Страх, я тебя знаю!»
Цель: Разобраться со своими страхами, научиться понимать истоки страха и его природу.
Материалы: флипчарт, цветные маркеры для записи, бумага и ручки для всех участников.
Время: около 60-90 минут.
Ход упражнения. Как вы относитесь к ощущению страха и к себе в этот момент? Давайте запишем ваши ответы на флипчарте! (Запись ответов участников.)
Любите ли вы свой страх? Благодарите ли его? За что? За то, что он помогает вам выжить, предусмотрительно заманивает в свои сети, чтобы вы не натворили глупостей, были осторожны, подумали дважды перед тем, как совершить что-то опрометчивое или небезопасное!
Удивительно, но ваш рассказ говорит о том, что вы не стремитесь прислушиваться к страху, не благодарите его за верную службу… Мы избегаем этого «липкого», «темного», «противного», «парализующего» чувства…Мы сами (судя по вашим ответам) в периоды, когда нас атакует страх, кажемся себе маленькими, напуганными, неспособными сопротивляться, думать, принимать решения.
Такая позиция и такое отношение к страху свойственны многим из нас. Давайте попытаемся разобраться, как выстроить мост от «я боюсь!» к «мне не страшно!».
Я прошу вас подумать и записать три-четыре страха, которые знакомы вам уже долгий период времени. Запишите любой страх, который вы испытываете достаточно часто и который вам хорошо знаком!
(Пауза.)
Разбейтесь сейчас в группы по 3-4 человека. Поделитесь своими страхами или хотя бы некоторыми из них! Если выяснится, что у вас и ваших товарищей есть сходные страхи в ваших списках, выпишите их на отдельный лист крупно и чётко! Если сумеете нарисовать образ, «портрет» этого страха, сделайте это! Как выглядит ваш страх?
(Пауза.)
Мне хотелось бы увидеть, есть ли группы, в которых удалось заманить в ловушку какой-то общий страх или общие, знакомые нескольким из вас страхи? Поднимите руки группы, где такое «узнавание» страха произошло!
Меня не удивляет, что в каждой из групп оказались в списке один или несколько общих страхов. Давайте сейчас с ними поработаем! За 5 минут каждой группе нужно будет построить живую скульптуру одного из общих, знакомых вам страхов! После чего группы по очереди покажут свои скульптуры! Время пошло - 5 минут для создания скульптуры страха!
(Пауза.)
Замечательные скульптуры получились. Думаю, что вы заметили, что некоторые из них оказались совсем не страшными, а даже забавными, гротескными, смешными. Когда мы научимся смеяться над страхом, он уходит. Страх боится смеха, боится уверенности в том, что нам под силу справиться с ним.
Ведь правда, что абсолютно у каждого из вас был когда-то страх, который вы побороли, преодолели?! Вспомните сейчас 2-3 страха, которым сегодня по прошествии времени, вы гордо можете крикнуть: «Я тебя не боюсь!»
(Пауза.)
Вспомнили? Теперь вернитесь в свои мини-группы и расскажите товарищам об одном преодоленном вами страхе! Пусть это будет что-то, чего, как правило, боятся, а вы уже нет! Скажем…
- Многие боятся рассказывать о своих чувствах, ошибках, сомнениях, а я нет…
- Многие боятся будущего, а я нет…и т.д.
Всякий раз, когда вы будете рассказывать в группе о своей победе над страхом, расскажите, как и почему вам это удалось. Что вы сделали для этого? Поделитесь рецептом победы над страхом! (Я справился со страхом благодаря… Я поборол страх с помощью… Для того чтобы не бояться, я научился…)
(Пауза.)
Часто нам неловко вспомнить о своей слабости, страхах. Поэтому я предложила вам поработать в маленьких группах. Но если кто-то готов сейчас рассказать свою историю всем - мы с удовольствием послушаем его и обязательно встретим смельчака аплодисментами!
Домашняя работа. Прощаясь с группой, предлагается продолжить «диалог со страхом». Домашнее задание предполагает заполнение таблицы.
Задание: записать в первой колонке 4-5 актуальных и по сей день страхов. Проанализировать их во второй и третьей колонках. «Скрытая выгода» - это то, что мой страх позволяет мне не сделать (или наоборот - сделать), где он освобождает меня от чего-то, позволяет что-то…Цена, которую каждый платит за страх, - это тема третьего столбика таблицы. Что у меня не получается из-за моего страха, чего лишает меня страх?
Мой страх |
Скрытая выгода |
Цена, которую приходится платить |
|
|
|
Пожалуйста, заполнив табличку, задумайтесь над тем, как бы вы ответили на такие вопросы.
- В чем причина моего страха? Где его корни?
- Где в теле я ощущаю чувство страха? Отметить, указать на это место.
- В каких симптомах проявляется мой страх? Как я ощущаю его на физическом, а не на эмоциональном уровне? Как реагирует на него мое тело, в чем соматика моего страха?
- Чего я опасаюсь? Чего хочу избежать? От чего меня защищает мой страх?
Занятие 2.
1. Упражнение «Родительское домино».
Цель: анализ личных качеств, особенностей характера, понимание того, что эффективное родительство - родительство осознанное.
Время: 15 - 20 минут.
Ход упражнения. Предлагаю вам сыграть в домино, но оно не обыкновенное. А родительское.
Правая рука будет обозначать родительские качества, которые нам самим нравятся, которым мы рады, которые нам помогают быть эффективными родителями, воспитателями, друзьями своего ребенка. А левая…будет олицетворять те качества характера, которые нам хотелось бы изменить, те вещи в нашем родительстве, которые пока не получаются хорошо…
Один из участников выходит в центр комнаты и говорит:
Например: «Я человек терпеливый, но мне сложно найти в разговоре правильный тон…»
Любой участник, который знает за собой одно из названных качеств, может встать и присоединиться.
- А мне очень легко говорить с моей дочкой (кладёт свою правую руку в левую руку предыдущего игрока). Но я не умею вкусно готовить. Дочка постоянно устраивает скандалы.
- Я тоже не умею вкусно готовить, - продолжает вышедший в круг молодой папа. Он протянул свою левую руку к левой руке предыдущей участницы. - Зато я очень люблю вместе с сыном клеить модели самолётов…
Таким образом, игра продолжается, пока в середину комнаты не выйдут все члены группы, выстроив самые невообразимые связи нашего родительского домино!
2. Упражнение «Я - такое дерево…»
Цель: осознать особенности профессиональной родительской роли; задуматься над переменами в своих подходах к родительской профессии.
Материалы: доска или флипчарт с маркерами, 3 листа ватмана с готовыми рисунками кроны, ствола и корней для ведущего, 3 листа ватмана для создания рисунков трех частей дерева: кроны, середины ствола, корней; фломастеры, листы А4, мелки, материалы для творчества. Лист с вопросами для обсуждения в подгруппах.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения. - Представьте, что родительская забота и работа с детьми - это дерево. Какое оно? Представьте, как оно выглядит! Нарисуйте дерево, которое бы символизировало эту родительскую работу.
Давайте посмотрим на ваши рисунки! Что у вас получилось? Даже чисто внешне дерево похоже на человека. Крона - это его голова, ствол - тело, ветви - руки, корни - ноги. Дерево, как человек, дышит (посредством листьев), внутри тела - ствола циркулируют соки, обеспечивающие его жизнь так же, как кровь в человеческом организме. Наконец, ствол защищен снаружи корой, так же как наше тело кожей.
А чем человек похож на дерево?
Прежде всего своей «кроной» - тем, что он обладает своей «кроной», то есть разумом, освещающим ему его путь. Человек, как дерево, приносит благословенные «плоды»: поступки, добрые дела, которые он совершает в течение всей жизни. У человека, как и у дерева, тоже есть «корни»: в его семье, в его роде, в его народе. Как и для дерева, для человека чрезвычайно важна атмосфера, в которой он живет, - его окружение, духовная среда.
Взгляните на созданное вами дерево. Естественно, не все части этого дерева открыты взгляду в природе, какие то детали отсутствуют и на ваших рисунках… Поэтому время от времени используйте ваше воображение.
- Поглядите на различные части дерева: ствол, корни, крону, плоды.
- Что влияет на жизнь дерева: земля, погода, время года, окружающие деревья.
- Видите ли вы какую-нибудь угрозу для дерева в его ближайшей или дальней среде - вредителей, огонь, наводнение, бурю?
- Насколько способно дерево устоять перед угрозой? Насколько дерево гибкое? Насколько ствол дерева сильный и прочный?
- Какова устойчивость дерева? Какова толщина его ствола? Как глубоко находятся в земле его корни? Насколько высока его крона?
- Каков возраст дерева, каковы этапы его развития? Является ли оно молодым, взрослым, старым?
- Каково внутреннее состояние ствола? Здоров ли этот ствол? Есть ли внутри его черви? Не прогнил ли он?
- Каково состояние корней? Вступают ли они наружу? Страдают ли от вредителей? Каково состояние скрытых от вашего взгляда ветвей дерева?
- Что вы видите, глядя на дерево издали? Какие переживания вызывает у вас вид дерева?
- Когда дерево просвечивают рентгеновскими лучами, что вы видите?
- Что вы видите, глядя на дерево с близкого расстояния? Какие переживания вызывает у вас вид дерева вблизи?
- Представьте себе, что вы видите дерево сверху. Представьте себе, что вы лежите под деревом и глядите на его крону. Каким образом меняются ваши представления о дереве при перемене точки зрения?
В каждом дереве есть корни, ствол и крона, включающая ветви и плоды (если дерево плодовое)… Подумайте, какая из трех этих частей дерева (ведущий представляет группе рисунок дерева, разрезанный на три фрагмента - 3 ватмана с изображением кроны, ствола, корней) наиболее близки вам? С чем вам проще ассоциировать вашу собственную профессиональную родительскую роль? Возьмите свои рисунки и в соответствии с вашим выбором разделитесь и рассядьтесь, пожалуйста, в 3 группы (группа корней, группа ствола, группа кроны - включающая ветви и плоды)!
Каждая подгруппа обсуждает свои представления о роли выбранной части дерева (корни, крона и ствол) и должна ответить на вопросы.
Рабочий бланк для групп.
- Какую особенность целого дерева представляет выбранная вами часть?
- Почему выбран именно этот рисунок, почему выбрана именно данная часть?
- В чем состоит его внутренняя сила?
- Как можно усилить положительные свойства дерева?
- Какими инструментами можно воспользоваться, чтобы добиться во взращивании-воспитании наилучших результатов?
(Каждая группа получает листок с этими вопросами!)
После обсуждения каждая подгруппа должна сделать на листе ватмана один рисунок, который и будет представлять обсуждаемую этой подгруппой тему (рисунок корней, ствола или кроны).
Каждая из трех подгрупп представит свою часть дерева, затем ведущий сложит одно дерево из предложенных частей в ОБЩЕГРУППОВОЙ СИМВОЛ ДЕРЕВА.
Ведущий задает участникам вопросы.
- Как выглядит новое, идеальное дерево?
- Удовлетворены ли вы им?
- Может ли такое дерево возникнуть?
- Если нет - как следует действовать, чтобы его создать?
Занятие 3.
1. Упражнение «Мечты, мечты…».
Цель: создание лёгкой и дружеской атмосферы в группе.
Время: 20-30 минут.
Материалы: листочки для заметок, ручки, флипчарт, маркер.
Ход упражнения. Группа садится в круг. Каждый из присутствующих получает листок и ручку (карандаш). Каждый участник записывает на листочках свои мечты. Затем записки сворачивают и складывают в корзинку (шляпу, коробочку) и тщательно перемешиваются. Каждый участник по очереди выбирает записку и читает её вслух. После этого группа пытается определить автора (если кто-то вытащил свою записку, не говорит это никому, а продолжает игру). Определив автора, группа обсуждает.
Инструкция: Прошу каждого из вас в течение 3-4 минут вспомнить и записать на листочках что-то, о чем вы мечтаете. Это может быть какое-нибудь действие, обладание чем-то, путешествие или другие планы, которые вы стремитесь осуществить…(чуть позже продолжаем инструкцию).
После того, как вы записали свою мечту, записки сворачиваем и кладём в корзину. По очереди выбираем записку и читаем ее вслух….
- Как вы думаете, кому принадлежит эта мечта?
Анализ:
- Что помогло нам открыть имя того, кто написал о своей мечте?
- Как мечта говорит о человеке?
- Почему именно об этом мечтает данный человек?
- Присутствуют ли тут люди, которые осуществили подобную мечту? Как им это удалось? Как они чувствуют себя сейчас, после того как желание исполнилось?
- Есть ли в кругу люди, которые мечтают о том же?
2. Упражнение «Герб семьи».
Цель: стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости; вызвать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.
Материалы: белая и цветная бумага, карандаши, ластики, краски, клей, ножницы. Иллюстрированные журналы, листы ксерокопий с традиционной геральдической эмблематикой, листы с информацией для участников.
Время: 45-90 минут.
Ход упражнения. Раздаем каждому участнику, сидящему раздельно друг от друга, «Материалы для тренера» и просим кого-то из взрослых прочитать информацию вслух. (Приложение 1)
…Итак, с древности гербы служили доказательством принадлежности человека к той или иной семье, династии. Символика гербов говорила посторонним о тех ценностях, традициях, достижениях, которые составили славу и гордость конкретной семьи. При этом пользовались распространенными метафорами, символическими образами растений и животных, которые олицетворяли разнообразные человеческие качества. (Приложение 2)
И цвет в гербе нес символическую смысловую нагрузку. Так, золото, богатство, успех, сила, справедливость и постоянство изображались желтым цветом. Белой краской говорилось о серебре, благородстве, правдивости и откровенности. Красный цвет символизировал мужество, бесстрашие, героизм, великодушие, победу. За голубым закрепился в геральдике образ честности и красоты, благородства происхождения и величественности. Черный символизирует печаль, осторожность и жизненный опыт. Зеленому отведены образы надежды, радости, обновления и свободы.
…Теперь, когда вы узнали немало нового об истории геральдики и символике гербов, предлагаю вам поработать над созданием вашего собственного герба семьи. Он может быть любой формы (треугольный - «варяжский», овальный - «итальянский», четырехугольный, заостренный внизу - «французский», квадратный, заканчивающийся полукругом - «испанский»), может использовать символы, о которых рассказано в информационном листке, или любые другие образы, которые покажутся вам подходящим метафорическим описанием ее уникальных свойств, достижений и традиций. Замечательно, если к гербу удастся подобрать и семейный девиз, что также было широко распространено среди рыцарских фамилий.
Когда участники закончат свои работы, они выставляют свои гербы на всеобщее рассмотрение и рассказывают о том, что же им хотелось поведать о своей семье в геральдических образах.
- Что, на ваш взгляд, открыли вы в себе и в вашем союзе семьи при работе над гербом?
- Какие гербы произвели на вас особенное впечатление и почему?
Используемая литература
1. И.Г.Малкина-Пых «Справочник практического психолога». - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 784 с.
2. М.Кипнис «Энциклопедия игр и упражнений». - Москва, 2019. - 832 с.