Особый мир моего ребёнка. Занятия для родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

  • Снизить уровень тревожности родителей, связанной с особенностями развития ребенка;
  • Расширить представления родителей об общении с ребенком с ОВЗ;
  • Способствовать снижению эмоционального напряжения;
  • Овладение приемами взаимодействия с ребенком.

Занятие 1.

Цель: Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Работа с личными переживаниями и страхами.

1. Упражнение на знакомство.

Цель: оформление карточек-визиток, знакомство, развитие групповой сплоченности, доверия.

Материал: небольшие листки бумаги, фломастеры, цветные карандаши.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения. Участникам предлагается взять небольшой лист бумаги и сделать визитку. Далее они прикрепляют визитку и идут к другим участникам знакомиться. Желательно, чтобы все участники друг с другом смогли пообщаться.

Анализ:

  • Какое у вас сейчас настроение?
  • Все ли из вас готовы дальше продолжать работу?
  • Может у кого-то есть вопросы?

2. Упражнение «Рисунок по кругу».

Цель: развитие добрых, внимательных отношений, учить умению принимать другого человека со всеми достоинствами и недостатками, развитие эмоциональной сферы.

Материалы: бумага А4, карандаши.

Время: 5-7 минут

Ход упражнения. У каждого по листу бумаги и свой цвет карандаша. Предлагается поддержать рисунок соседа. По сигналу тренера все начинают рисовать. Как только дается команда «стоп», начатые рисунки вместе с карандашом передаются слева сидящему по кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока лист с карандашом не вернется к хозяину. Выполняется под музыку.

Инструкция: Возьмите по листу чистой бумаги и карандаши. По моей команде «начали» все начинают рисовать. Как только дам команду «стоп», начатые рисунки вместе с карандашом вы должны передайте слева сидящему по кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока лист с карандашом не вернется к хозяину.

Анализ:

  1. Понравилась ли вам данное упражнение?
  2. С какими трудностями столкнулись?
  3. Какое у вас сейчас настроение?

3. Упражнение «Страх, я тебя знаю!»

Цель: Разобраться со своими страхами, научиться понимать истоки страха и его природу.

Материалы: флипчарт, цветные маркеры для записи, бумага и ручки для всех участников.

Время: около 60-90 минут.

Ход упражнения. Как вы относитесь к ощущению страха и к себе в этот момент? Давайте запишем ваши ответы на флипчарте! (Запись ответов участников.)

Любите ли вы свой страх? Благодарите ли его? За что? За то, что он помогает вам выжить, предусмотрительно заманивает в свои сети, чтобы вы не натворили глупостей, были осторожны, подумали дважды перед тем, как совершить что-то опрометчивое или небезопасное!

Удивительно, но ваш рассказ говорит о том, что вы не стремитесь прислушиваться к страху, не благодарите его за верную службу… Мы избегаем этого «липкого», «темного», «противного», «парализующего» чувства…Мы сами (судя по вашим ответам) в периоды, когда нас атакует страх, кажемся себе маленькими, напуганными, неспособными сопротивляться, думать, принимать решения.

Такая позиция и такое отношение к страху свойственны многим из нас. Давайте попытаемся разобраться, как выстроить мост от «я боюсь!» к «мне не страшно!».

Я прошу вас подумать и записать три-четыре страха, которые знакомы вам уже долгий период времени. Запишите любой страх, который вы испытываете достаточно часто и который вам хорошо знаком!

(Пауза.)

Разбейтесь сейчас в группы по 3-4 человека. Поделитесь своими страхами или хотя бы некоторыми из них! Если выяснится, что у вас и ваших товарищей есть сходные страхи в ваших списках, выпишите их на отдельный лист крупно и чётко! Если сумеете нарисовать образ, «портрет» этого страха, сделайте это! Как выглядит ваш страх?

(Пауза.)

Мне хотелось бы увидеть, есть ли группы, в которых удалось заманить в ловушку какой-то общий страх или общие, знакомые нескольким из вас страхи? Поднимите руки группы, где такое «узнавание» страха произошло!

Меня не удивляет, что в каждой из групп оказались в списке один или несколько общих страхов. Давайте сейчас с ними поработаем! За 5 минут каждой группе нужно будет построить живую скульптуру одного из общих, знакомых вам страхов! После чего группы по очереди покажут свои скульптуры! Время пошло - 5 минут для создания скульптуры страха!

(Пауза.)

Замечательные скульптуры получились. Думаю, что вы заметили, что некоторые из них оказались совсем не страшными, а даже забавными, гротескными, смешными. Когда мы научимся смеяться над страхом, он уходит. Страх боится смеха, боится уверенности в том, что нам под силу справиться с ним.

Ведь правда, что абсолютно у каждого из вас был когда-то страх, который вы побороли, преодолели?! Вспомните сейчас 2-3 страха, которым сегодня по прошествии времени, вы гордо можете крикнуть: «Я тебя не боюсь!»

(Пауза.)

Вспомнили? Теперь вернитесь в свои мини-группы и расскажите товарищам об одном преодоленном вами страхе! Пусть это будет что-то, чего, как правило, боятся, а вы уже нет! Скажем…

- Многие боятся рассказывать о своих чувствах, ошибках, сомнениях, а я нет…

- Многие боятся будущего, а я нет…и т.д.

Всякий раз, когда вы будете рассказывать в группе о своей победе над страхом, расскажите, как и почему вам это удалось. Что вы сделали для этого? Поделитесь рецептом победы над страхом! (Я справился со страхом благодаря… Я поборол страх с помощью… Для того чтобы не бояться, я научился…)

(Пауза.)

Часто нам неловко вспомнить о своей слабости, страхах. Поэтому я предложила вам поработать в маленьких группах. Но если кто-то готов сейчас рассказать свою историю всем - мы с удовольствием послушаем его и обязательно встретим смельчака аплодисментами!

Домашняя работа. Прощаясь с группой, предлагается продолжить «диалог со страхом». Домашнее задание предполагает заполнение таблицы.

Задание: записать в первой колонке 4-5 актуальных и по сей день страхов. Проанализировать их во второй и третьей колонках. «Скрытая выгода» - это то, что мой страх позволяет мне не сделать (или наоборот - сделать), где он освобождает меня от чего-то, позволяет что-то…Цена, которую каждый платит за страх, - это тема третьего столбика таблицы. Что у меня не получается из-за моего страха, чего лишает меня страх?

Мой страх

Скрытая выгода

Цена, которую приходится платить

Пожалуйста, заполнив табличку, задумайтесь над тем, как бы вы ответили на такие вопросы.

- В чем причина моего страха? Где его корни?

- Где в теле я ощущаю чувство страха? Отметить, указать на это место.

- В каких симптомах проявляется мой страх? Как я ощущаю его на физическом, а не на эмоциональном уровне? Как реагирует на него мое тело, в чем соматика моего страха?

- Чего я опасаюсь? Чего хочу избежать? От чего меня защищает мой страх?

Занятие 2.

1. Упражнение «Родительское домино».

Цель: анализ личных качеств, особенностей характера, понимание того, что эффективное родительство - родительство осознанное.

Время: 15 - 20 минут.

Ход упражнения. Предлагаю вам сыграть в домино, но оно не обыкновенное. А родительское.

Правая рука будет обозначать родительские качества, которые нам самим нравятся, которым мы рады, которые нам помогают быть эффективными родителями, воспитателями, друзьями своего ребенка. А левая…будет олицетворять те качества характера, которые нам хотелось бы изменить, те вещи в нашем родительстве, которые пока не получаются хорошо…

Один из участников выходит в центр комнаты и говорит:

Например: «Я человек терпеливый, но мне сложно найти в разговоре правильный тон…»

Любой участник, который знает за собой одно из названных качеств, может встать и присоединиться.

- А мне очень легко говорить с моей дочкой (кладёт свою правую руку в левую руку предыдущего игрока). Но я не умею вкусно готовить. Дочка постоянно устраивает скандалы.

- Я тоже не умею вкусно готовить, - продолжает вышедший в круг молодой папа. Он протянул свою левую руку к левой руке предыдущей участницы. - Зато я очень люблю вместе с сыном клеить модели самолётов…

Таким образом, игра продолжается, пока в середину комнаты не выйдут все члены группы, выстроив самые невообразимые связи нашего родительского домино!

2. Упражнение «Я - такое дерево…»

Цель: осознать особенности профессиональной родительской роли; задуматься над переменами в своих подходах к родительской профессии.

Материалы: доска или флипчарт с маркерами, 3 листа ватмана с готовыми рисунками кроны, ствола и корней для ведущего, 3 листа ватмана для создания рисунков трех частей дерева: кроны, середины ствола, корней; фломастеры, листы А4, мелки, материалы для творчества. Лист с вопросами для обсуждения в подгруппах.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения. - Представьте, что родительская забота и работа с детьми - это дерево. Какое оно? Представьте, как оно выглядит! Нарисуйте дерево, которое бы символизировало эту родительскую работу.

Давайте посмотрим на ваши рисунки! Что у вас получилось? Даже чисто внешне дерево похоже на человека. Крона - это его голова, ствол - тело, ветви - руки, корни - ноги. Дерево, как человек, дышит (посредством листьев), внутри тела - ствола циркулируют соки, обеспечивающие его жизнь так же, как кровь в человеческом организме. Наконец, ствол защищен снаружи корой, так же как наше тело кожей.

А чем человек похож на дерево?

Прежде всего своей «кроной» - тем, что он обладает своей «кроной», то есть разумом, освещающим ему его путь. Человек, как дерево, приносит благословенные «плоды»: поступки, добрые дела, которые он совершает в течение всей жизни. У человека, как и у дерева, тоже есть «корни»: в его семье, в его роде, в его народе. Как и для дерева, для человека чрезвычайно важна атмосфера, в которой он живет, - его окружение, духовная среда.

Взгляните на созданное вами дерево. Естественно, не все части этого дерева открыты взгляду в природе, какие то детали отсутствуют и на ваших рисунках… Поэтому время от времени используйте ваше воображение.

- Поглядите на различные части дерева: ствол, корни, крону, плоды.

- Что влияет на жизнь дерева: земля, погода, время года, окружающие деревья.

- Видите ли вы какую-нибудь угрозу для дерева в его ближайшей или дальней среде - вредителей, огонь, наводнение, бурю?

- Насколько способно дерево устоять перед угрозой? Насколько дерево гибкое? Насколько ствол дерева сильный и прочный?

- Какова устойчивость дерева? Какова толщина его ствола? Как глубоко находятся в земле его корни? Насколько высока его крона?

- Каков возраст дерева, каковы этапы его развития? Является ли оно молодым, взрослым, старым?

- Каково внутреннее состояние ствола? Здоров ли этот ствол? Есть ли внутри его черви? Не прогнил ли он?

- Каково состояние корней? Вступают ли они наружу? Страдают ли от вредителей? Каково состояние скрытых от вашего взгляда ветвей дерева?

- Что вы видите, глядя на дерево издали? Какие переживания вызывает у вас вид дерева?

- Когда дерево просвечивают рентгеновскими лучами, что вы видите?

- Что вы видите, глядя на дерево с близкого расстояния? Какие переживания вызывает у вас вид дерева вблизи?

- Представьте себе, что вы видите дерево сверху. Представьте себе, что вы лежите под деревом и глядите на его крону. Каким образом меняются ваши представления о дереве при перемене точки зрения?

В каждом дереве есть корни, ствол и крона, включающая ветви и плоды (если дерево плодовое)… Подумайте, какая из трех этих частей дерева (ведущий представляет группе рисунок дерева, разрезанный на три фрагмента - 3 ватмана с изображением кроны, ствола, корней) наиболее близки вам? С чем вам проще ассоциировать вашу собственную профессиональную родительскую роль? Возьмите свои рисунки и в соответствии с вашим выбором разделитесь и рассядьтесь, пожалуйста, в 3 группы (группа корней, группа ствола, группа кроны - включающая ветви и плоды)!

Каждая подгруппа обсуждает свои представления о роли выбранной части дерева (корни, крона и ствол) и должна ответить на вопросы.

Рабочий бланк для групп.

- Какую особенность целого дерева представляет выбранная вами часть?

- Почему выбран именно этот рисунок, почему выбрана именно данная часть?

- В чем состоит его внутренняя сила?

- Как можно усилить положительные свойства дерева?

- Какими инструментами можно воспользоваться, чтобы добиться во взращивании-воспитании наилучших результатов?

(Каждая группа получает листок с этими вопросами!)

После обсуждения каждая подгруппа должна сделать на листе ватмана один рисунок, который и будет представлять обсуждаемую этой подгруппой тему (рисунок корней, ствола или кроны).

Каждая из трех подгрупп представит свою часть дерева, затем ведущий сложит одно дерево из предложенных частей в ОБЩЕГРУППОВОЙ СИМВОЛ ДЕРЕВА.

Ведущий задает участникам вопросы.

- Как выглядит новое, идеальное дерево?

- Удовлетворены ли вы им?

- Может ли такое дерево возникнуть?

- Если нет - как следует действовать, чтобы его создать?

Занятие 3.

1. Упражнение «Мечты, мечты…».

Цель: создание лёгкой и дружеской атмосферы в группе.

Время: 20-30 минут.

Материалы: листочки для заметок, ручки, флипчарт, маркер.

Ход упражнения. Группа садится в круг. Каждый из присутствующих получает листок и ручку (карандаш). Каждый участник записывает на листочках свои мечты. Затем записки сворачивают и складывают в корзинку (шляпу, коробочку) и тщательно перемешиваются. Каждый участник по очереди выбирает записку и читает её вслух. После этого группа пытается определить автора (если кто-то вытащил свою записку, не говорит это никому, а продолжает игру). Определив автора, группа обсуждает.

Инструкция: Прошу каждого из вас в течение 3-4 минут вспомнить и записать на листочках что-то, о чем вы мечтаете. Это может быть какое-нибудь действие, обладание чем-то, путешествие или другие планы, которые вы стремитесь осуществить…(чуть позже продолжаем инструкцию).

После того, как вы записали свою мечту, записки сворачиваем и кладём в корзину. По очереди выбираем записку и читаем ее вслух….

- Как вы думаете, кому принадлежит эта мечта?

Анализ:

  1. Что помогло нам открыть имя того, кто написал о своей мечте?
  2. Как мечта говорит о человеке?
  3. Почему именно об этом мечтает данный человек?
  4. Присутствуют ли тут люди, которые осуществили подобную мечту? Как им это удалось? Как они чувствуют себя сейчас, после того как желание исполнилось?
  5. Есть ли в кругу люди, которые мечтают о том же?

2. Упражнение «Герб семьи».

Цель: стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости; вызвать понимание уникальности семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.

Материалы: белая и цветная бумага, карандаши, ластики, краски, клей, ножницы. Иллюстрированные журналы, листы ксерокопий с традиционной геральдической эмблематикой, листы с информацией для участников.

Время: 45-90 минут.

Ход упражнения. Раздаем каждому участнику, сидящему раздельно друг от друга, «Материалы для тренера» и просим кого-то из взрослых прочитать информацию вслух. (Приложение 1)

…Итак, с древности гербы служили доказательством принадлежности человека к той или иной семье, династии. Символика гербов говорила посторонним о тех ценностях, традициях, достижениях, которые составили славу и гордость конкретной семьи. При этом пользовались распространенными метафорами, символическими образами растений и животных, которые олицетворяли разнообразные человеческие качества. (Приложение 2)

И цвет в гербе нес символическую смысловую нагрузку. Так, золото, богатство, успех, сила, справедливость и постоянство изображались желтым цветом. Белой краской говорилось о серебре, благородстве, правдивости и откровенности. Красный цвет символизировал мужество, бесстрашие, героизм, великодушие, победу. За голубым закрепился в геральдике образ честности и красоты, благородства происхождения и величественности. Черный символизирует печаль, осторожность и жизненный опыт. Зеленому отведены образы надежды, радости, обновления и свободы.

…Теперь, когда вы узнали немало нового об истории геральдики и символике гербов, предлагаю вам поработать над созданием вашего собственного герба семьи. Он может быть любой формы (треугольный - «варяжский», овальный - «итальянский», четырехугольный, заостренный внизу - «французский», квадратный, заканчивающийся полукругом - «испанский»), может использовать символы, о которых рассказано в информационном листке, или любые другие образы, которые покажутся вам подходящим метафорическим описанием ее уникальных свойств, достижений и традиций. Замечательно, если к гербу удастся подобрать и семейный девиз, что также было широко распространено среди рыцарских фамилий.

Когда участники закончат свои работы, они выставляют свои гербы на всеобщее рассмотрение и рассказывают о том, что же им хотелось поведать о своей семье в геральдических образах.

- Что, на ваш взгляд, открыли вы в себе и в вашем союзе семьи при работе над гербом?

- Какие гербы произвели на вас особенное впечатление и почему?

Используемая литература

1. И.Г.Малкина-Пых «Справочник практического психолога». - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 784 с.

2. М.Кипнис «Энциклопедия игр и упражнений». - Москва, 2019. - 832 с.