Современное образование немыслимо без современных средств и новых форм обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе - это предоставление творческой среды для реализации образовательной деятельности. Электронный образовательный ресурс в начальной школе является готовым инструментом для активного участия обучающихся в развитии формирования универсальных учебных действий, для развития планируемых результатов.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. ИКТ-технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Поэтому в нормативных документах определены требования и учителям, что «должны владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».
Получение учащимися новой информации происходит в основном процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении и готовности к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни, владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например критическая оценка информации СМИ, умения создавать и поддерживать индивидуальную и личную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
В условиях работы по ФГОС НОО урок должен быть современным, инновационным, чтобы учить и учиться было с интересом и максимальной эффективностью в современной школе. Использование электронных образовательных ресурсов дает ученику существенное расширение возможностей самостоятельной работы (заглянуть в любой музей мира, просмотреть анимационные ролики, провести лабораторные работы) и тут же проверить свои знания; для учителя - увеличение времени общения с обучающимися в режиме дискуссии. Самые эффективные электронные ресурсы - мультимедиа ресурсы. Они не заменяют учителя и учебники, а создают новые возможности для усвоения учебного материала. Поэтому нужно стараться применять электронные образовательные ресурсы и на уроках, и во внеурочной деятельности. По нормативно-правовым документам, в федеральный перечень включены те учебники, которые имеют и печатную форму учебника, и электронную форму учебника.
В настоящее время под «электронной формой учебника» некоторые педагоги понимают электронные приложения, которые представляют собой набор обособленных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал. Но электронные учебники сильно отличаются от электронных приложений. Электронный учебник - это полноценный учебник, включающий в себя электронные образовательные ресурсы, которые дополняют и расширяют основной учебный материал.
Электронные учебники сохраняют неразрывную связь со своей печатной формой учебника, но и добавляют новые возможности: демонстрация видеороликов (мультипликационные отрывки, анимационные лабораторные работы); прослушивание аудиоматериалов (художественные тексты, тексты диктантов и изложений, упражнения разного характера, разъяснения); использование интерактивных тестов для контроля и самоконтроля.
Интерактивные тесты, интерактивные иллюстрации, «музей в твоем классе» (виртуальный музей), электронные прописи, универсальные тренажеры.
Аудиофрагменты и видеоролики обогащают учебный процесс не типичными, но важными источниками информации, встраивая школу как социальный институт в широкий социокультурный контекст, являются социокультурной базой для индивидуальной и самостоятельной работы школьников. Интерактивные галереи изображений формируют необходимые в процессе учебной деятельности и накопления жизненного опыта обширные коллекции зрительных образов, являющиеся важным наглядным способом познания изучаемого материала. Интерактивные схемы, графики, диаграммы помогают учащимся осваивать разные способы изображения и наглядного представления разнообразных статистических данных, что является необходимым практико-ориентированным умением в дальнейшей взрослой жизни. Интерактивные карты развивают способность к масштабному и целостному взгляду на мир, являясь особым способом (языком, инструментом) интерпретации природных и общественных явлений. Средства контроля и самоконтроля автоматически проверяют тестирования, помогают сделать процесс обучения на каждом его этапе осознанным, способствуют формированию механизмов самоконтроля и самооценки.
Электронные учебники уже разработаны по всем предметам по программам, реализующих в начальной школе. В Чувашской республике учителя начальных классов, уже убедились в том, что электронные учебники приносят и детям, и педагогам огромную помощь в образовательной деятельности.
В некоторых школах Чувашии существует дистанционное обучение в системе Moodle, где можно проводить онлайн-уроки; открыты 3D-классы. Многие учителя начальной школы сами разрабатывают электронные образовательные ресурсы, создают разные сайты образовательного характера, участвуют в интернет-конкурсах и олимпиадах. Самые продвинутые учителя создают интернет-портфолио, принимают участие и обсуждают на форумах, делятся с опытом работы. Конечно, существуют и проблемы, должны быть электронные образовательные ресурсы на чувашском языке для начальной школы, а сейчас их так мало. Именно в процессе преподавания чувашского языка желательно использование мультимедийных объектов, чтобы повысить интерес к изучению родного языка.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании - способность учащихся заниматься исследовательской и творческой деятельностью, ориентированность в информационном пространстве, проявление компетентности, развитие критического мышления школьника. Для развития таких умений без современных образовательных ресурсов не обойтись: это и составление вместе с учащимися презентаций разного жанра по разным предметам, исследовательские проекты... В программах 3-4 классов по предмету технологии введена специальная тема «Мир компьютера», где учащиеся познают мир компьютера и учатся работать на компьютере (составлять файлы, папки, редактировать тексты, разрабатывать презентации и т.д.). Поэтому современный учитель всегда должен идти в ногу со временем, познавать новые возможности, которые облегчают и труд учителя, и обучение учащихся.
Наши современные родители создают группы в соцсетях, где они общаются, находят полезную мгновенную информацию по своим интересам. Но сегодняшний педагог обязан быть «круче» этих родителей, первым узнавать новую информацию, новые возможности в образовании. Развитие информационных технологий предоставляет возможность проведения интересных, инновационных занятий: киноуроки, мультуроки, виртуальные уроки, живые уроки и т.д. Например, урок литературного чтения не обходится без изучения биографии писателя, тут имеется вероятность по электронному учебнику просмотреть портрет или можно услышать отрывок из произведений, который читает сам автор. В 1 классе можно посмотреть такие презентационные материалы, где показаны элементы письма в виде анимационного ролика.
Мир с каждым днем меняется, жизнь течет по-своему, появляются новые технологии, а учитель он всегда учиться, повышает свою квалификацию. Повышение квалификации требует и затраты времени, и своих подопечных не хочется оставлять… но сейчас существуют дистанционные курсы, где, не выходя из дома могут обучаться и получить документ. Авторы учебников проводят вебинары, дают онлайн-консультации, а наши педагоги активно участвуют, общаются в чате, узнают много полезного и интересного. Компьютер не определяет методы и содержание обучения - он является эффективным средством обучения, адекватным современной организации образовательной деятельности.
Как говорил В.Г.Белинский» «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Эти слова сказаны давно, но правильно. Эти слова о современном учителе, который стремится вперед, осваивая новое, инновационное и с успехом применять в практике.