Замечательный русский писатель М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
В дошкольном возрасте ребенок наиболее эмоционально воспринимает все то, что его окружает. Он способен сочувствовать, сопереживать, искренне удивляться. Поэтому именно в этом возрасте необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе и желание лучше ее узнать, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Одна из актуальных проблем нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд. Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Важно развивать у детей интерес к изучению природы, воспитывать чувство гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о живой природе, ее значении для жизни всего живого через театральную деятельность.
Задачи:
- Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о живой природе, ее обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
- Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений, загрязнения окружающей среды) .
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного и животного мира природы.
- Создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом
Действующие лица:
- Тучка
- Цветы
- Рыбки
- Белки
- Бабочки
- Дети
- Автор
Автор: Тучка по небу гуляла, тучка деток увидала.
Дети:
Тучка, тучка, как живешь?
И куда теперь плывешь?
Под музыку песни «Тучка» (музыка А.Варламова, слова А.Гуляевой) дети выбегают, встают в центре зала, на 1 куплет песни исполняют танец с голубыми платочками.
Автор: Тучка детям отвечала:
Тучка:
Где я только не бывала!
Расскажу вам по секрету
Про веселую планету…
На одной большой планете
Жили радостные дети,
Жили рыбки, жили птички,
Белки, бабочки, синички.
Все вокруг цвело, пестрело
И под солнцем зеленело.
Под музыку исполняются танцевальные миниатюры «Цветы и бабочки», «Рыбки в пруду», «Танец белочек» (по выбору музыкального руководителя).
Тучка:
Но однажды на планете
Появились злые дети.
Все вокруг они ломали
И природу засоряли:
Растоптали все цветы,
Поломали все кусты.
Пруд и речка засорились,
Темной тиною покрылись.
Выходят дети, ломают цветы, разбрасывают мусор.
Тучка:
Я все это увидала,
Рассердилась и сказала:
«Вы природу загрязнили,
Лес и речку засорили!
Вам за это станет худо:
Солнце спрячу я повсюду!
Гремит гром, Тучка закрывает собой солнце, становится темно.
Автор (или Тучка):
Стали дети горевать,
Стало негде им гулять.
Дети:
Погубили мы цветы -
И не стало красоты!Нам бы в речке искупаться,
Понырять и поплескаться,
Только вот, друзья, беда -
Стала грязною вода!Мы б по лесу побродили,
Только лес мы погубили!И без солнца стало грустно,
Мрачно, холодно и пусто!Что же делать? Как нам быть?
Как все это изменить?
Тучка:
Мусор весь вы уберите,
Красоту здесь наведите,
Чтобы луг, цветы и лес
Расцветали до небес!
Под музыку дети убирают мусор.
Автор:
Все трудились, убирали,
Чистоту здесь создавали.
Тучка:
Вот теперь вы молодцы!
Солнце вам я возвращаю
И навеки завещаю:
Вы природу берегите,
Уважайте и любите!
И тогда она в ответ
Вам подарит жизнь без бед!
Дети:
Мы природу бережем,
Дружно радостно живем!
Выходят все персонажи сказки и исполняют песню на экологическую тему. Предлагаемые варианты песен:
- «Планета с именем Земля» (музыка и слова А.Гуляевой).
- «Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты» (музыка Г.Гладкова):
1 куплет:
Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь любимую планету,
Чтоб деревья землю украшали,
Чтоб цвет повсюду расцветали.
2 куплет:
Пусть цветет цветочная поляна,
Вырастают сосны-великаны,
Будет чистым небо голубое!
Для природы мы друзья с тобою.