Рабочая программа курса "Решение нестандартных задач по математике"

Разделы: Математика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Рабочая программа по математике


Пояснительная записка

Курс факультативных занятий по математике рассчитан на 28 учебных часов для учащихся 10-11 классов. Срок реализации программы 1 год.

Программа составлена на основании:

  • Закона РФ «Об образовании»,
  • Типового положения об учреждении дополнительного образования детей,
  • нормативных документов Министерства Образования РФ
  • «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.)
  • «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.),

Цели и задачи факультативного курса:

Цели:

  • развить интерес школьников к предмету,
  • познакомить их с новыми идеями и методами,
  • расширить представление об изучаемом в основном курсе материале
  • дать ученику возможность проанализировать свои способности,
  • начать подготовку к сдаче экзамена (ЕГЭ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала;
  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;
  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;
  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

Актуальность ведения факультативного курса по математике:

  • факультатив позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;
  • различные формы проведения факультатива способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера способствует развитию логического мышления учащихся.

Основные методические особенности курса:

  • Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  • Работа с тематическими задачами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего;
  • Работа с тренировочными задачами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  • Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Методы и приемы обучения: Информативный, анализа, исследования, наблюдения, эксперимента.

Формы проведения занятий:

  • тестирование;
  • практикум по решению задач;
  • решение задач повышенной трудности;
  • доклады учащихся;
  • игровые занятия;
  • практические занятия;
  • работа с научно-популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория - практика.

Планируемые результаты программы

При решении задач обращается внимание учащихся на отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Правильно организованная деятельность учащихся на занятиях факультатива, активное участие учащихся в процессе занятий, их работоспособность и творческий настрой как учителя, так и учащихся являются условиями успешности проведения занятий.

Результатом деятельности учащихся на занятиях кружка является успешное участие в муниципальных олимпиадах, всероссийских конкурсах по математике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.

Программа позволяет добиваться следующих результатов:

Личностные:

у обучающихся будут сформированы:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у обучающихся могут быть сформированы:

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.

Метапредметные:

регулятивные

обучающиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

познавательные

обучающиеся научатся:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

обучающиеся получат возможность научится:

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;

коммуникативные

обучающиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

обучающиеся получат возможность научится:

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Предметные:

обучающиеся научатся:

  • работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
  • выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
  • знать основные способы представления и анализа статистических данных;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.

Календарно-тематическое планирование

Используемая литература для учителя и учащихся

  1. Генкин С.А. «Ленинградские математические кружки», 1994.
  2. Газета «Математика» №30,25,35,34, 48, 2001.
  3. Газета «Математика» № 6, 8, 18, 2002.
  4. Зубелевич Г.И. «Сборник задач Московских математических олимпиад», Москва «Просвещение», 1987
  5. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва «Наука», 1979.
  6. А.Я. Канель-Белов «Как решают нестандартные задачи», Москва Издательство МЦНМО, 2008.
  7. Маркова И.С. «Новые олимпиады по математике», Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
  8. Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва «Просвещение», 1984.
  9. Петраков И.С. «Математические кружки», Москва «Просвещение», 1987.
  10. Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе», Москва «Айрис-пресс», 2011.
  11. Фарков А.В. «Учимся решать олимпиадные задачи», Москва «Айрис-пресс», 2007.
  12. Фомин А.А. «Международные математические олимпиады», Москва «Дрофа», 2001.
  13. Фоминых Ю.Ф. «Диофантовы уравнения». Журнал Математика в школе, № 6, 1996.
  14. Фоминых Ю.Ф. «Принцип Дирихле». Журнал Математика в школе, № 3,1996.
  15. Гальперин «Московские математические олимпиады».
  16. Агаханов и другие «Математические олимпиады школьников 9, 10, 11».
  17. А.Я.Канель-Белов, А.К.Ковальджи «Как решают нестандартные задачи» Москва, МЦНМО 2019.
  18. Н.Н.Андреев «Математическая составляющая» Москва математические этюды 2015.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.mat.1sept.ru - Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября".
  2. http://www.math.ru - Math.ru: Математика и образование.
  3. http://www.allmath.ru - Allmath.ru - вся математика в одном месте.
  4. http://www.math-on-line.- Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
  5. http://www.zaba.ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи.