Пояснительная записка
Курс факультативных занятий по математике рассчитан на 28 учебных часов для учащихся 10-11 классов. Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании»,
- Типового положения об учреждении дополнительного образования детей,
- нормативных документов Министерства Образования РФ
- «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.)
- «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.),
Цели и задачи факультативного курса:
Цели:
- развить интерес школьников к предмету,
- познакомить их с новыми идеями и методами,
- расширить представление об изучаемом в основном курсе материале
- дать ученику возможность проанализировать свои способности,
- начать подготовку к сдаче экзамена (ЕГЭ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- систематизация, обобщение и углубление учебного материала;
- развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
- продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;
- развитие логического мышления и интуиции учащихся;
- расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
Актуальность ведения факультативного курса по математике:
- факультатив позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;
- различные формы проведения факультатива способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера способствует развитию логического мышления учащихся.
Основные методические особенности курса:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими задачами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего;
- Работа с тренировочными задачами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Методы и приемы обучения: Информативный, анализа, исследования, наблюдения, эксперимента.
Формы проведения занятий:
- тестирование;
- практикум по решению задач;
- решение задач повышенной трудности;
- доклады учащихся;
- игровые занятия;
- практические занятия;
- работа с научно-популярной литературой.
Занятия организованы по принципу: теория - практика.
Планируемые результаты программы
При решении задач обращается внимание учащихся на отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Правильно организованная деятельность учащихся на занятиях факультатива, активное участие учащихся в процессе занятий, их работоспособность и творческий настрой как учителя, так и учащихся являются условиями успешности проведения занятий.
Результатом деятельности учащихся на занятиях кружка является успешное участие в муниципальных олимпиадах, всероссийских конкурсах по математике.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
обучающиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
обучающиеся получат возможность научиться:
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
познавательные
обучающиеся научатся:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
обучающиеся получат возможность научится:
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
обучающиеся получат возможность научится:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Предметные:
обучающиеся научатся:
- работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
- выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.
Календарно-тематическое планирование
Используемая литература для учителя и учащихся
- Генкин С.А. «Ленинградские математические кружки», 1994.
- Газета «Математика» №30,25,35,34, 48, 2001.
- Газета «Математика» № 6, 8, 18, 2002.
- Зубелевич Г.И. «Сборник задач Московских математических олимпиад», Москва «Просвещение», 1987
- Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва «Наука», 1979.
- А.Я. Канель-Белов «Как решают нестандартные задачи», Москва Издательство МЦНМО, 2008.
- Маркова И.С. «Новые олимпиады по математике», Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
- Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва «Просвещение», 1984.
- Петраков И.С. «Математические кружки», Москва «Просвещение», 1987.
- Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе», Москва «Айрис-пресс», 2011.
- Фарков А.В. «Учимся решать олимпиадные задачи», Москва «Айрис-пресс», 2007.
- Фомин А.А. «Международные математические олимпиады», Москва «Дрофа», 2001.
- Фоминых Ю.Ф. «Диофантовы уравнения». Журнал Математика в школе, № 6, 1996.
- Фоминых Ю.Ф. «Принцип Дирихле». Журнал Математика в школе, № 3,1996.
- Гальперин «Московские математические олимпиады».
- Агаханов и другие «Математические олимпиады школьников 9, 10, 11».
- А.Я.Канель-Белов, А.К.Ковальджи «Как решают нестандартные задачи» Москва, МЦНМО 2019.
- Н.Н.Андреев «Математическая составляющая» Москва математические этюды 2015.
Интернет-ресурсы
- http://www.mat.1sept.ru - Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября".
- http://www.math.ru - Math.ru: Математика и образование.
- http://www.allmath.ru - Allmath.ru - вся математика в одном месте.
- http://www.math-on-line.- Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
- http://www.zaba.ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи.