Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады.
Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.
Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год... К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать в олимпиаде, если он этого пожелает. Поэтому любой второклассник может участвовать в олимпиаде и эту возможность ему следует предоставить.
Содержание олимпиады для каждого года обучения должно соответствовать содержанию программы этого года обучения.
Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность. Каков же алгоритм действий учителя начальных классов в процессе подготовки детей к олимпиадам?
1) Выявление талантливых детей
Ещё во время адаптационного периода, во время введения в школьную жизнь, учитель видит группу детей, которые справляются с заданиями быстрее других. Это можно увидеть во время уроков, бесед, праздников, игровых программ, экскурсий.
Широкий кругозор, развитое понятийное мышление, креативное мышление, развитая монологическая речь - это показатели, которые позволяют говорить о хорошем умственном потенциале младшего школьника. Иногда сразу это разглядеть в ребенке сложно, так как многие дети застенчивые, молчаливые, тревожные. Но, как правило, такие проявления исчезают ещё во время адаптационного периода, когда ребенок начинает привыкать к школе, любить первую учительницу, дорожить друзьями-одноклассниками.
2) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность
Начальная школа дает возможность каждому ребенку проявить себя.
- 1 ступень - уровень класса;
- 2 ступень - уровень школы;
- 3 ступень - районные соревнования;
- 4 ступень - региональный уровень.
На первом этапе олимпиадного движения обычно участвуют все дети класса. Каждый ребенок пробует свои силы, и каждый получает похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход к соревнованиям способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать ещё раз.
Во время занятий логикой на уроках математики, информатики дети с удовольствием выполняют задания на смекалку. Слово «логика» ассоциируется у детей с чем-то интересным, увлекательным. Учитель для себя выстраивает рейтинг выполнения олимпиадных заданий, выявляет десятку лидеров, которым по силам сразиться в интеллектуальном раунде со своими сверстниками из других классов (школьный уровень).
Когда ребёнку предлагают поучаствовать в олимпиаде школьного уровня, он начинает понимать, что является представителем своего класса и что это большая ответственность.
Классный коллектив делегирует своих представителей на школьный тур. На заседании методического объединения разрабатывается график проведения школьного тура олимпиад, который вывешивается на доске объявлений. Обычно отборочный тур проходит за 1 месяц до школьного тура. Дети видят дату своего выступления и морально готовятся к соревнованию. Результаты выступлений (школьный тур) непременно вывешиваются на доске объявлений.
Все дети видят результаты победителя и свои результаты.
Победителей школьного тура олимпиад ждёт следующая, более трудная и ответственная ступень - районный тур. Между школьным и районным турами проходит 1-1,5 месяца. Это время учитель должен использовать как можно продуктивнее. Школьный тур выявляет проблемы, пробелы в подготовке учащихся к олимпиаде. Их устранением и занимается педагог, который готовит ребенка к участию в следующем туре соревнований.
С победителями школьного тура олимпиад проводятся индивидуальные занятия, на которых отрабатывается типология олимпиадных заданий; решаются нестандартные задачи логического характера, способствующие общему интеллектуальному развитию ребёнка; составляются собственные задания логического характера; отрабатываются пути выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности. Заниматься только «натаскиванием» младшего школьника на решение олимпиадных заданий, не развивая интеллект в целом, бессмысленно и пагубно для ребёнка.
Действенное участие родителей, их заинтересованность в развитии ребёнка (а не только в его победах) имеют большое значение в процессе подготовки учащихся к олимпиадам. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, к совместной долгой и кропотливой работе. Работа, направленная на достижение значимого результата, сближает учителя, родителей и детей.
Участие в районном туре олимпиад должно преподноситься ребёнку не как успех или провал, а как интересное мероприятие, общение со сверстниками, проба своих сил. Ребенок должен понимать, что данное соревнование - шаг к покорению вершин знаний.
Ребенка должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.
При таком подходе учащиеся начальной школы будут охотно соглашаться выступать на олимпиадах более высокого уровня: городского, регионального. Похвала учителя, родителей, признание одноклассников и вера в ребёнка - залог успеха.
С первых дней учебы задача учителя - показать малышам радость познания мира, убедить, что силу уму придают упорный труд и тренировки. Только такая активная позиция ученика начальной школы приучает его ум к постоянному поиску. Только правильное поведение взрослых людей, окружающих ребёнка, поможет ему без хандры и паники, легко и интересно, участвовать и побеждать в интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах.