I. Актуальность представленной работы
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью, отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Воспитание души - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию представляем опыт работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Такие мероприятия, на наш взгляд, способствуют формированию у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к истории нашего Отечества, к людям, которых по праву можно считать «нравственными ориентирами» для подрастающего поколения.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Мы должны дать детям знания о своем крае, о культурных традициях своей малой Родины, о людях, внесших вклад в развитие ее культуры.
Почему мы придаем столь большое значение нашим историческим ценностям, наследию наших великих предков? Почему стремимся сделать так, чтобы о них больше узнал наш народ? Мы ставим перед собой цель, чтобы каждый человек сопоставил свою жизнь с жизнью, прожитой этими замечательными людьми, чтобы в его душе зародился вопрос: достоин ли я своих великих предков? Они оставили мне столь великое наследие, а что останется после меня?
Задачи воспитания и обучения в нашей школе: социально-компетентная личность с выраженной гражданской идентичностью (рассматриваемой как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан России):
- осознающей себя гражданином России, успешная в жизнедеятельности, имеющая целостное отношение к социальному и природному миру;
- познавательно-активная, владеющая «компетенциями к обновлению компетенций»;
- социально-активная, способная управлять и быть управляемой, умеющая реализовывать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
Соответственно этим задачам с целью освоения национального культурного наследия своего края, своей родины мы решили восстановить, по возможности, страницы жизни Протоиерея Дионисия Садовникова. По словам митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, мы живем в «трудное, но и благодатное время - время духовного возрождения нашего Отечества». Докажем правильность этих слов на примере духовной жизни отца Дионисия.
Нами была проведена исследовательская работа по теме «Сияние подвига (жизнь и служение народу протоиерея Дионисия Садовникова)» и представлена детям на внеклассном занятии.
Цель работы: изучить жизненный путь отца Дионисия Садовникова как человека, внёсшего большой вклад в восстановление Вознесенского собора, в воспитание подрастающей молодежи.
Задачи: ознакомиться со статьями в периодической печати, на сайтах Интернета, собрать воспоминания людей, знавших отца Дионисия, систематизировать полученный материал, включить в летопись школы. На внеклассных занятиях донести материал до учащихся нашей школы.
«Итак, бодрствуйте,
потому что не знаете,
в который час
Господь ваш придет!»
Евангелие от Матфея, 24:42
1. Есть люди, чьи имена озаряют мир светом своей души
Мы с благодарностью вспоминаем о людях, внесших большой вклад в развитие экономики, культуры, в возрождение духовности родного Иркутска. Наша работа посвящена памяти протоиерея Дионисия Садовникова, в миру - Садовникова Дениса Николаевича. К сожалению, говорим о нем в прошедшем времени: его земная жизнь трагически оборвалась 10 августа 2009 года.
Память об отце Дионисии дорога каждому прихожанину храма Успения Божьей Матери. На пути своего священнослужения он освещал мир светом праведности, молитвы и любви.
Чем же был славен этот человек, что всех влекло к нему? На это можно ответить словами апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» («живу же не ктому аз, но живет во мне Христос»).
Рассказ о том, каким был настоятель храма Успения Божьей Матери протоиерей Дионисий Садовников, составлен на основе воспоминаний родных и близких Дионисия Садовникова. Кроме того, были использованы материалы Интернета.
«Отец Дионисий в последние дни своей земной жизни как будто прощался со всеми», - говорили многие его друзья. Кому-то он дарил подарки, у кого-то просил прощения, многих спешил увидеть и сказать сокровенное слово, но главное то, что накануне он исповедался и причастился. Очень часто, задолго до смерти, он говорил: «А вот этого я делать не буду - это опасно, а я давно не исповедовался, а значит, к смерти не готов».
2. Путь отца Дионисия - от пионера-атеиста до настоятеля храма
Удивителен путь отца Дионисия - от пионера-атеиста до настоятеля храма.
1) Жизнь в родительском доме
Родился Денис 7 июня 1975 года в Калуше в семье геологов, абсолютно не ведающих о Боге. Как сам Денис был пионером. «Кроме того, что душа моя чувствовала в некоторых порывах Бога, я был пионером, причем вредным и жестким…», - говорит отец Дионисий в кадрах фильма «Батяня, батюшка - комбат», который о нем снял иркутский режиссер Андрей Гундоров.
Первое соприкосновение с религией у отца Дионисия было в 10 лет в Якутии, где родители Дениса были в служебной экспедиции. «Первая моя молитва была в Якутии, когда я шел с очередной охоты. Я остановился, забрался на скалу, сижу, смотрю, наблюдаю. Хоть и зима была, но было тепло, солнышко припекало, и я не знаю, что меня заставило, но я взял бересту, у меня был всегда с собой карандаш, и написал: «Бог есть!»
Крещение его произошло для него в какой-то мере абсурдно - после того, как на мотоцикле разбилась и сильно покалечилась его сестра, супруг которой после аварии сказал, что надо покреститься, и тогда все будет хорошо. И действительно, после крещения неприятности перестали преследовать сестру и все в ее жизни наладилось. Мама Дениса, увидев такие перемены в жизни дочери, решила непременно окрестить и сына и, как говорил сам Денис, буквально «за шкиворот» потащила его в храм. Крещение состоялось. И с этого момента в его душе все перевернулось: «Все, что секунду назад было мне ненавистно, я полюбил …». С тех пор Денису все время хотелось быть как можно чаще в храме. Но родителям это его желание пришлось не по душе. Они даже воспротивились поначалу. «Ты верь, - говорили они, - но не ходи туда». Со временем отношение семьи к вере изменилось. Они поняли, насколько это для Дениса серьезно. Около года он ходил на занятия в Воскресную школу Знаменского храма. Читая Библию, мальчик окунулся в другой мир. Эти занятия для него стали началом пути служения Богу.
2) Духовная семинария. Армия
В 18 лет Денис поступил в Томскую духовную семинарию, где учился не только с интересом, но и с энтузиазмом. «Именно там у меня появился духовный отец, - говорил Денис, - в 35 лет он состоял в сане. Преподаватель греческого, английского языков и латыни, внешне он напоминал ветхозаветного старца». Рядом с семинарией находилась воинская часть, и Денис часто разговаривал со своими сверстниками, которые уже были солдатами. Тот факт, что он будет проходить срочную службу во внутренних войсках, принял как должное. Началась служба.
На службе его считали «белой вороной», но, тем не менее, подходили к нему с житейскими вопросами, и он откликался на призыв о помощи. В армии он познакомился с самыми разными людьми и тем самым обогатил себя, расширив мировоззрение. Это придало его устоявшимся взглядам еще большую прочность, потому как ничто так не укрепляет веру, как сравнение. Он лишний раз убедился в том, что избранный им путь остается единственно надежным и верным.
3) Начало служения
После армии Денис служил пономарем у Владыки в Знаменском храме. В 1996 году Владыка Вадим рукоположил его в священники. В 23 года отец Дионисий стал настоятелем храма Успения Божьей Матери в поселке Жилкино.
Жилкино - это микрорайон Иркутска. Туда трудно добраться на общественном транспорте и так же трудно выбраться. Но у Жилкино есть своя удивительная история, связанная с возникновением и существованием Вознесенского монастыря, в 19 веке самого значительного храма по Сибири и Дальнему Востоку. Вот как рассказывал эту историю сам отец Дионисий: «Вознесенский монастырь свое начало взял в 1661 году. Когда Яков Похабов пришел, основав острог на берегу Ангары, то с ним был некий монах Герасим. Он вырыл небольшую землянку и позже на этом месте возник огромный монастырь, то есть если посмотреть фотографии, которые были и которые сейчас еще сохранились, мы можем просто удивляться, как это все было и как это все происходило. Также по благословлению святителя Иннокентия был выкопан колодец, прямо около Успенского храма. Сам источник стал чудесным, многие люди, которые приходили, пили из этого источника - приходили хромые - уходили на двух ногах, приходили слепые - уходили зрячие». К тому времени были уничтожены все храмы Вознесенского монастыря. Сохранился лишь Успенский храм. Собственно, и храма то не было. Был заброшенный клуб мелькомбината, устроенный в храме. А источник, к сожалению, уничтожен в 1975 году, на его месте построен туалет. «Душу свою на хлеб и мясо променяли…», - часто повторял отец Дионисий.
4) Восстановление храма
Вот такое наследство получил отец Дионисий, когда его назначили настоятелем в Успенский храм. Нужно было все восстанавливать. Когда началась работа, ежедневная, тяжелая, не хватало ни сил, ни средств, то больше всех молодому настоятелю помогали дети, и это, наверное, самое удивительное. «Мне лет 7 было, когда здесь строительные работы начались, - вспоминает коренной житель Влад Савин. - Интересно было смотреть. А батюшка спрашивает: «Хочешь помогать?» Я сказал: «Хочу!».
Сейчас Влад уже взрослый, и, как шутливо заметил отец Олег, священник храма и друг отца Дионисия, он уже «представитель старшего поколения».
Службы в храме возобновились в 1998 году, и первый крестный ход составили те же мальчишки и девчонки, помогавшие его восстанавливать. С тех пор так и стало: главные заботы батюшки - стройка и дети. Вся жизнь для Бога и для них. Позовут его на рыбалку, а он приедет с полной машиной детей, все лучшее им и уже невозможно представить отца Дионисия без этого множества ребят, которые всегда окружали его. Ради них он был готов на все. Для них устраивал замечательные лагеря на Байкале, организовал секции рукопашного боя и футбола, прыжки с парашютом. Дети с ним то в лесу, то на речке, то на Байкале.
5) Лагерь «Святая Русь»
Байкал. Бухта Бабушка. Тут лагерь жил обычно две недели в июле. Первые десять дней готовились к игре «Зарница». А потом два дня и две ночи шло сражение. Но к настоящей войне он относился плохо. « Я вот когда в армии служил, у нас была возможность идти в Чечню. За это обещали скостить полгода. Я подумал, не - ужели из-за того, что мне полгода сминусуют, я убью кого-то из людей? Я подумал и решил, что нет!» Боевые операции разрабатывали друзья отца Дионисия, по совместительству вожатые, многие из них сами, что называется, «нюхали порох». Ночи в дозоре, разведка, бой. И батюшка рядом - строгий, чтобы на утреннюю и вечернюю молитвы все успевали, чтобы не обижали слабых, чтобы помогали друг другу. Во всём другом - ласковый, иногда насмешливый, но всегда добрый и щедрый.
Николай Стеценко (бывший воспитанник) вспоминает:
«Наш лагерь назывался «Святая Русь». Собрались в нем в основном ребята из прихода церкви Успения Божьей Матери. Жили мы в казарме на аэродроме ДОСААФ в поселке Оёк и не просто играли в солдатиков, а тренировались к предстоящим полетам и прыжкам с парашютом. Выдался погожий день. Был подписан приказ на полеты. На взлетном поле многолюдно. Никогда не думал, что за наши прыжки будут отвечать столько специалистов. Приехали родители, друзья. Батюшка Дионисий отслужил молебен. «Первый взлет - на борт!» Мы вспоминали потом с ребятами, никто не помнит дня счастливее, чем этот. Радость - и за себя, и за всех остальных. Говорили, что теперь нам прямая дорога в десант. Позже отец Дионисий договорился о том, чтобы мы сделали еще по два прыжка и сдали нормативы третьего разряда». Он любил их, а они отвечали ему тем же.
«Я не даю им ничего такого, через что не прошел сам», - говорит сам отец Дионисий - У меня есть возможность подарить ребятишкам то, чтобы я хотел, чтоб у меня было в детстве». Многие ученики нашей школы, благодаря отцу Дионисию, приобщились к вере, смогли поменять многое в жизни. Отец Дионисий помог многим из них разделить понятия Добра и Зла, встать на путь христианской веры и милосердия.
6) Воспитанник отца Дионисия Роман Черепанов
Среди его воспитанников были и те, к которым он относился по-особому, с большей теплотой. Среди них выделялся Роман Черепанов - выпускник 23 школы г. Иркутска. Педагоги школы говорят, что Рома был обычным мальчиком, учился хорошо, увлекался компьютерами, планировал связать свою профессию с информационными технологиями. Но после развода родителей мальчик замкнулся. Начались проблемы в школе. Все в его жизни изменила встреча с отцом Дионисием, с которым он познакомился в православном лагере. Алексей Зотов, прихожанин Успенского храма - воспитанник отца Дионисия и близкий друг Романа, рассказал нам, что «… Рома пришел в храм в 14 лет и сразу проникся верой, и очень скоро стал правой рукой настоятеля. Сначала Рома был помощником батюшки в алтаре, пономарем. Затем стал петь на клиросе. Также Роман помогал в восстановлении храма. Сделал своими руками подставку для певчих на клиросе. Рома был примером для младших, трепетно относился к своему брату, не задумываясь, брал на себя чужую вину. Был ответственным, добрым, отзывчивым человеком».
Роме нравилось отношение отца Дионисия к окружающим его людям - к семье, к тем, кто работал с ним в храме, ребятишкам, для которых он был несомненным авторитетом. Мальчику очень хотелось стать похожим на отца Дионисия. Он твердо решил поступить в Тобольскую духовную семинарию и стать священником. Роман хорошо подготовился и сдал промежуточный экзамен владыке Вадиму. Тот благословил юношу на дальнейшее обучение. Рома стал регулярно посещать церковь, строго соблюдать посты, тем самым готовя себя к той церковной жизни, которую он узнал и полюбил благодаря отцу Дионисию. Как вспоминают родные Романа, все последние месяцы жизни юноша ни на шаг не отходил от отца Дионисия. Не разлучила их и смерть.
7) Семья
Были люди, которых отец Дионисий любил больше других: родители, жена, дети. Очень любил свою маму и с детства чувствовал, что должен быть ее опорой и защитником. Отца почитал, часто о нем говорил.
«Вы себе не представляете, как я люблю свою Екатерину!» - говорил он о жене. И конечно, дети. «Дети, приходишь домой, обнимают, целуют, и думаешь, елки - палки, ну зачем туда сходил, зачем там был, здесь так хорошо, здесь… но проходит месяц и опять куда-то надо идти.» - говорил батюшка.
«Он говорил, хочется подвига», - вспоминает отец Олег, и голос его теплеет. Наверное, эта жажда и не давала ему сидеть на месте, все звала куда-то. В сапогах, в ковбойской шляпе по лесам и болотам, или в рясе с крестом по тем же лесам. В 2008 году он умудрился дойти до истока реки Лена и освятить его. Теперь в Лене течет святая вода».
Любя всем сердец многих, тем не менее, отец Дионисий, для близких - батюшка, батяня - больше всего любил Бога и Церковь.
8) Служение Богу, людям
«Настоящий священник», - так сказал о нем архиепископ Вадим. Священник не принадлежит полностью даже своей семье, он принадлежит церкви. А церковь - это не стены, это люди, которые в неё приходят. Сегодня вокруг церкви Успения Божьей Матери сосредоточилась духовная жизнь Жилкино. Потомки тех, кто разбирал на кирпичи храмы монастыря и разорял могилы монахов, идут в церковь на покаяние.
Вот как вспоминает о нём Корнев Михаил, выпускник нашей школы № 42, руководитель Иркутского городского Театра народной драмы: «Я сам более двадцати лет прожил в Жилкино, в районе без центров культуры, спортивных секций, где молодые зачастую не находили себе место в жизни, губили свою жизнь в водке и прочих недугах. Но отец Дионисий принял народ жилкинский, полюбил его, возмужал среди него. Его любили в Жилкино тоже. Мы виделись за день до его гибели, он сказал: «Георгич! Что же ты на Родину не едешь, мы тебя ждем… Мы же с тобой одной крови…» Он с гордостью говорил, что теперь он - жилкинец. А мне было радостно, что в многострадальном родном Жилкино появился такой человек.
Приезжая в Успенский Храм, я видел, как он хорошеет, обустраивается. В этом была огромная заслуга настоятеля отца Дионисия. Все время думая, собирая, трудясь на благо храма, он забывал про себя, про семью, про детей. Вся короткая жизнь отца Дионисия, выходит, и была посвящена Успенскому Храму. И судьба его завидная все же - упокоиться возле стен любимой церкви. Возле стен, где служили, а после почивали великие Иркутские святые.
Вспоминаю, как отец Дионисий говорил: «За что мне, мальчишке, выпало такое счастье и благодать служить в Храме Святых Отцов?» Думаю, что служа и трудясь в древних намоленных стенах Храма Успения Божьей Матери, последнего храма величественного Вознесенского монастыря, храма, который сохранил Господь от разрушения, отец Дионисий был исполнен огромной радости, благодати и надежды.
Россия возродится только тогда, когда ее молодежь, в том числе и молодое священство, будет способна жертвовать собой ради Церкви Божьей, ради Отчизны, ради людей и на войне, и в рутинном каждодневном труде, если сохранит доброту и искренние порывы души. Таков был молодой священник отец Дионисий.
Все же болит душа потому, что никогда уже на этой земле я не услышу его восторженное, немного мальчишеское «Георгич!» Царствие тебе Небесное, отче Дионисий».
Очень тепло отзывается о Денисе Садовникове Анна Доценко, соседка семьи по садоводству: «За свои 32 года Денис успел много. Пусть не построил маме красивый садовый домик, но восстановил из руин храм. Его дело продолжается. Недавно в храм привезли резной алтарь, который заказывал отец Дионисий. Его помнят, любят, дорожат его памятью, его подарками, которые он любил и умел дарить с радостью.всей своей яркой жизнью отец Дионисий доказал, что жить для других - главный смысл жизни».
На наш взгляд, в первую очередь, как бы это парадоксально ни звучало, священник должен быть человеком верующим. Верующим настолько, чтоб никакие внешние бури не только не могли поколебать его Веры, но чтобы избытком этой Веры он мог щедро делиться с другими. Если в данный момент совершенно непонятно, в чем состоит Воля Божия, если, кажется, что Бог оставил нас и забыл, ничто не должно поколебать его Веры.
Вот такой, твердой и несокрушимой Верой отец Дионисий служил Богу и людям. Сам горел, как яркий факел, и зажигал подвигом своей Веры многих и многих людей, где бы он сам ни находился: в школе, в армии, за Богослужением. Любая встреча, любое общение все он органично превращал в служение. Видимо, такая неразрывность Веры и дел, цельность в главном и терпимость ко второстепенному, один всепоглощающий интерес к Богу и Церкви - все это, как огонек в ночи, привлекало к нему души людей, давало опору в этой непостоянной жизни, вселяло надежду и упование, и желание хоть самую малость, но послужить Богу и Церкви любым доступным способом.
Отец Дионисий поистине воплотил в своей душе Христово учение. Его живая вера, благотворительность, поучение словом и делом, простота откликнулись огромной любовью в сердцах и взрослых, и маленьких прихожан. Протоиерей Дионисий Садовников за короткий отрезок своего жизненного пути сделал много для восстановления храма, для воскрешения веры в сердцах людей. Он воспитал не одно поколение жилкинских мальчишек, для которых стал непререкаемым авторитетом, а для многих, по сути, «вторым отцом». Все свои силы Дионисий Садовников отдал церкви, ею жила и его душа. В храм веры он звал всех ищущих возрождения и спасения, всех, кому необходима была духовная поддержка. Не случайно, когда в весть о смерти отца Дионисия разнеслась по микрорайону, общее чувство несказанной боли охватило всех, точно каждый потерял близкого, родного человека.
В честь протоиерея Дионисия Садовникова над истоком реки Рита (мыс Рытый, озеро Байкал) воздвигнут и освящен православный крест с памятником.
Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.
Снова церковь народу полна,
Здесь спасенье от бытности серой.
Ты излечишься снова, страна,
Православною русскою верой.
Просветлённые лица людей…
Их призвал сюда снова Мессия.
И в глазах светло-русых детей
Я великую вижу Россию.
Заключение
Есть Бог, есть мир, они живут вовек
Такая работа по восстановлению наших святынь, по возрождению наших духовных ценностей особенно нужна молодым. Сердце, в котором живёт Бог, открыто для добра, дарит людям любовь, исцеляет больную душу. Ведь русскому человеку нельзя жить без веры в Бога, без тех христианских традиций, по которым жила наша Россия. Божественное начало в человеке - вот, наверное, то главное, что помогает ему идти по трудной жизненной дороге. Надеемся, что мы будем верны заветам святоотеческой веры, не однажды испытанной на Куликовом поле, в Бородинском сражении и на Курской дуге…
Библиографический список
- Крючкова Т. Святитель Иркутский. - Журнал «Земля Иркутская», 1994, № 1.
- Материалы МБОУ СОШ № 23.
- Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь. - «Земля Иркутская», 1994, № 1.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - «Русский язык», М.: 1985.
- http://baikalarea.ru
- http://vesti.irk.ru/proisshestviya/2009/08/11/60848/
- http://www.vsp.ru/social/2009/10/10/465249
- http://www.kp.ru/online/news/525554/