Эссе на тему "Почему я стал учителем"

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: эссе


Инновация отличает лидера от догоняющего.
Стив Джобс

«Не сотвори себе кумира» - эта библейская заповедь всегда казалась бесспорной. Но когда думаю о том, почему жизненная колея привела меня в школу, прежде всего вспоминаю, с каким трепетом и благоговением ждал уроков физики моего учителя, Петриченко Алевтины Антоновны, как безоглядно следовал на уроках ее педагогическому правилу, что «лучший способ изучить что-либо - это открыть самому», которому вслед за Дьордом Пойа она была верна всегда. Как увлеченно мы с одноклассниками участвовали в установлении истины на каждом уроке через опыт и эксперимент, через углубление в законы диалектики, через поиски неоднозначно верных ответов в задачах и вопросах «с сюрпризом». Эти «сюрпризы» были постоянными и в таком для нас великом священнодействии как зачёты по физике, с которых никто не мог уйти, не дойдя до самой сути взаимосвязи законов, формул и задач.

А после уроков было море возможностей применить законы физики на практике: мы сами ремонтировали оборудование в школьной радиорубке; творили чудеса с флуоресцентными рукотворными картинами, готовясь к Новому году; наблюдали, как закипает вода при разном атмосферном давлении; учились передвигать большие предметы, применяя минимальные усилия…

Помню, как восхищались мы её неординарным мышлением, энциклопедическими знаниями и умением «делать все на свете», как хотелось быть похожими на Алевтину Антоновну.

Так я оказался на физическом факультете педагогического университета, где тоже повезло с преподавателями.

И вот я на практике. Приятно удивила возможность заинтересованного диалога с учениками, поначалу чуть насторожённого, а потом все более увлекательного. Это побудило меня на пятом курсе пойти в школу уже не в качестве практиканта, а учителя. Стойко прошёл боевое крещение ежедневной подготовкой к урокам, проверкой тетрадей, отчётами и другой будничной работой, ведь наградой были огоньки увлеченности в глазах моих первых учеников.

Удачным образом совпали два интереса: интерес к физике как науке и к детям, которым можно передать увлечённость физикой.

Начались профессиональные поиски тех способов и средств, с помощью которых можно сделать одинаково полезными физические законы, явления и задачи для жизни таких неодинаковых мальчишек и девчонок.

Сразу стало понятно, что знаний, полученных в институте, не хватает, потому что ежедневная учительская практика ставит все новые вопросы:

  • как пробудить интерес ученика к учебе?
  • как подготовить учащихся таким образом, чтобы после школы, помимо знаний, умений и навыков, ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели, не только свободно оперируя знаниями физических законов и явлений, но и применяя их во благо себе и окружающим людям?
  • как научить преодолевать учебные и жизненные трудности?
  • как решать бытовые проблемы, на практике применяя результаты нашего с ними совместного труда?

Пришлось быстро убедиться в том, что, только анализируя концепции и труды отечественных и зарубежных психологов, добывая по крупицам драгоценные зерна практических находок у моих коллег и даже сверяя их с теми требованиями нормативных документов и социальными вызовами, которые сейчас стоят перед учителем, нельзя найти однозначные ответы на поставленные вопросы. Необходимо интерпретировать теорию и практику педагогической мысли, отточенные в веках, с учётом своих собственных предпочтений и возможностей, и требований времени. XXI век, характеризующийся ускорением темпов развития общества, поставил перед школой и учителем ряд вопросов, которые невозможно решить в рамках традиционных подходов. Ориентация работы учителя на усвоение обучающимися только определенной суммы знаний не эффективна. Сегодня школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, т.е. социальная потребность общества состоит в том, чтобы каждый человек действовал как самообучающийся лидер на своём уровне: от школьного сообщества до государства. Это требует смены подходов к проектированию, содержанию и организации образовательной деятельности, а потому особенно актуальной и востребованной проблемой современной методической мысли в условиях внедрения ФГОС становится переход от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта деятельности, особенно необходимого в обучении физике как науке, являющейся ключом к задаче постоянного развития научно-технического прогресса.

Сегодня на разных уровнях (школа - колледж - вуз) не только обсуждаются, но и активно разрабатываются программы, содержание, методы, формы обучения и контроля, создающие условия для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих способность ученика эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций, возможность целевого формирования компетентности обучающегося.

Такая новая цель, безусловно, требует и инновационных решений. Для себя в качестве ключевого ориентира для достижения этой цели я выбрал высказывания В.Г.Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности - субстанция общественной жизни».

Это моё убеждение совпало с концептуальными идеями, на которых основан Федеральный государственный образовательный стандарт, определивший в качестве приоритета такую систему организации учебного процесса, при которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

«Винтиками и болтиками» такой системы, вслед за Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым и Д.Б.Элькониным, я считаю систему учебных задач, среди которых особое место на моих уроках занимают компетентностные задачи (К-задача), которые я с успехом использую как форму организации учебного материала, смоделированного в виде квазижизненной ситуации, призванной формировать предметные, межпредметные и ключевые компетентности учащихся. А вот прикладные К-задачи по физике, т.е. учебные задачи, имеющие техническое содержание и отражающие специфику будущей профессиональной деятельности, которые решаются с использованием физических законов, я чаще использую во внеурочной деятельности и на элективных курсах, поскольку они имеют проблемный характер, содержат значительную трудность и рассчитаны на творчество обучающихся, поиск ими в ходе размышлений нужного решения и результата. Среди прикладных задач я особо ценю те данные характеристик объектов, которые получают путем проведения физических экспериментов.

Безусловно, это только начало пути по раскрытию тех профессиональных секретов и освоению таких инновационных педагогических находок, которые позволят и мне, и моим ученикам не остаться в роли догоняющих на дороге научно-технического прогресса, локомотивом которого всегда будет физика. Но уже сейчас для меня урок, который оставляет чувство профессионального удовлетворения, это тот, на котором

  • на первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности;
  • формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности;
  • ученик в результате своей учебной деятельности совершенствуется, развивается и задает все новые вопросы, ибо, по утверждению А.Кинга, только «умеющие мыслить умеют задавать вопросы».

А ещё я испытываю профессиональное удовлетворение, когда интеллектуальное состояние моих учеников меняется от удивления, с которого начинается познание, до творческого вдохновения.

И может быть, это же профессиональное удовлетворение двигало и моим учителем физики Алевтиной Антоновной? То профессиональное удовлетворение, которое, как инфекция, передается от учителя к ученику, и тогда есть шанс, что скоро в полку учителей физики появится и кто-то из моих учеников. И не прервётся связь педагогических поколений!

И чтобы это случилось, я снова в поисках учебных задач «с сюрпризом».