Влияние предметно-пространственной среды на развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, математические представления, образовательная среда


В настоящее время доказано, что образовательная среда – ведущий социокультурный фактор развития личности обучающегося. В условиях модернизации образования большое внимание уделяется модальности образовательной среды для достижения результатов, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Поэтому деятельность дошкольных образовательных организаций направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, состоянием здоровья и развития.

Известно, что модальность образовательной среды - интегративная характеристика, отражающая, в какой мере данная образовательная среда является ресурсом для обучающегося (т.е. каков её потенциал для личностно-профессионального развития обучающегося). Согласно устоявшимся воззрениям, коэффициент модальности образовательной среды – степень использования обучающимся её развивающих возможностей [3]. В связи с этим модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой [6]. На этапе дошкольного детства мы можем говорить лишь о том, как педагог использует образовательную среду для развития, обучения и воспитания детей.

Образовательную среду детства как систему условий, обеспечивающих всю полноту формирования деятельности ребенка и его личности в ДОО, необходимых для всестороннего развития подрастающего поколения, в своих трудах рассматривали В.А. Петровский, С.Л. Новоселова, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, О.Е. Потапова и др.

Являясь составным компонентом образовательной среды, развивающая предметно-развивающая среда (РППС) включает определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание РППС включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами [7]. Это «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами» [5, 323].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формирование элементарных математических представлений является одним из подразделов образовательной области «Познавательное развитие».

На этапе дошкольного образования дети получают разнообразные представления. Под представлениями мы будем понимать образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем, связанные с количеством, формой, величиной, пространством и временем [2; 5; 8].

Данные представления включают пять видов (количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные), освоение которых обеспечит успешность обучения математике на этапе начального образования. Это представления, связанные с числом, множеством, счётом, простейшими вычислениями, геометрическими фигурами и формой предметов, величинами и их измерением, которые ребёнок постигает на чувственном, эмпирическом уровне. Данные представления называются элементарными [1].

Актуализация математических представлений происходит не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности, с которой связана организация РППС в детском саду, где следует организовать хорошо разграниченные зоны («центры», «уголки», «площадки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов, доступных для воспитанников. Организуя, таким образом, пространство, дошкольники могут выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей [7].

Пожалуй, главным условием успешного освоения математических представлений является обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, дидактическим материалом, моделями, учебно-игровыми пособиями, сказками, малыми фольклорными жанрами и др., стимулирующей развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

В.А. Петровский, О.Е. Потапова, М.Н. Полякова и др. указывали на то, что РППС в ДОО должна быть открытой и способствовать выполнению образовательной, развивающей, воспитывающей, стимулирующей функций. Так как в дошкольном возрасте вся деятельность ребенка посвящена одной ведущей потребности – познанию мира и самого себя. В связи с чем большое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда, позволяющая педагогу осуществлять гармоничное развитие ребенка, в том числе и формирование и развитие первичных математических представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, связанных с формой, цветом, размером, количеством, числом, пространством и временем.

Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды позволяет реализовывать цели и задачи дошкольного воспитания, эффективно развивать индивидуальные качества каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, создавать различные центры активности детей на принципах интеграции и развития (математический центр, центр экспериментирования, центр игры, центр творчества, центр конструирования и др.).

В соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой) в математический центр должны входить следующие материалы и оборудование: разнообразный материал в открытых коробках, для измерения, взвешивания, сравнения по величине, форме (коробки должны быть систематизированы и снабжены надписями и символами); счетный материал и разноцветные стаканчики для сортировки; головоломки (геометрические, сложи узор и др.); цифры и арифметические знаки большого размера (демонстрационный материал); счеты; весы с объектами для взвешивания и сравнения; линейки разной длины; измерительные рулетки разных видов; часы песочные; секундомер; числовой балансир; наборы моделей: для деления на части от 2 до 16; набор карточек с цифрами и т.п. [7].

Создавая среду для развития математических представлений важно помнить, что она должна выполнять развивающую, образовательную, организационную, коммуникативную, воспитывающую и стимулирующую функции и развивать самостоятельность ребенка. Среда должна удовлетворять потребности и интересы детей: оборудование требует легкой доступности и сменяемости, отвечать правилам безопасности. Именно такая РППС будет успешно влиять на математическое развитие ребенка.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. Педагоги и практики говорили о том, что РППС в детском саду должна учитывать принцип наукоемкости и обогащенности с возможностью разнообразия детской игровой деятельности. Помимо этого, правильно организованная игровая предметно-пространственная среда помогает ребёнку активно взаимодействовать с окружающим миром, а также заинтересовать, преобразовать и усовершенствовать познания математических представлений в мире предметов.

Педагогам необходимо придавать большое значение играм и пособиям на развитие математических представлений, которые расположены в математическом центр в группах старшего дошкольного возраста. Это игры «Считай дальше», «Подбери по форме», «Волшебные фигуры», «Чудесный мешочек», «Волшебные коробочки» и др.; «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера»; развивающий конструктор Полидрон, Лего, магнитный конструктор, блочный конструктор, игольчатый конструктор, конструктор Мозаика; магнитные истории», «Колобок», «Теремок», наборы моделей объемных геометрических фигур, цифры и знаки на магнитах, счетный материал «Я считаю» и др. Материалы и атрибуты позволяют детям отрабатывать навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, а также закреплять уже имеющиеся знания и открывать для себя что-то новое в мире «Математика».

Не надо забывать и о дидактическом материале М.Монтессори, который может быть использован в образовательном процессе, а также предложен детям для самостоятельной деятельности, например, «Золотой материал М. Монтессори», «Веретёна», «Цифры и круги», «Геометрические тела», «Геометрический комод», «Доли и дроби» и др. Так, комплект «Веретёна» предназначен для совершенствования умения считать в пределах 10 и сопоставлять количество и символы-числа, а также для отсчитывания (присчитывание) по 1, 2, 3 и т.д. Вместо 2 ящиков, разделенных на 5 отделений внутри перегородками и пронумерованных числами от 0 до 9, и палочек (веретён), можно использовать пронумерованные стаканчики и природный материал (шишки, каштаны, веточки).

Таким образом, с помощью математического Монтессори-материала дошкольники учатся сравнивать, считать, измерять, упорядочивать, мыслить логично и точно. Наглядность и конкретность материала позволяет усвоить детям трудные абстрактные математические понятия и операции легко и доступно. Данный материал может быть предложен и к работе в домашних условиях, что расширит ассортимент развивающих игрушек ребенка.

В создании, обновлении и усовершенствовании развивающей предметно-пространственной среды неоценима и помощь родителей (законных представителей ребенка).

Не надо забывать и о повышении компетенции педагогов, направленной на информационно-методическое обеспечение среды, связанной с математическим развитием детей, готовности его учитывать особенности возраста, потребности, уровни активности детей, взаимодействовать со старшим воспитателем, родителями воспитанников и социальными партнерами по ее обогащению.

Исходя из ранее сказанного, следует отметить, что РППС выступает как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое, стимулирующее активность ребенка и создающее возможности для актуализации полученных математических представлений в совместной и самостоятельной деятельности. Она способствует закреплению представлений о количестве, числе, величине, форме, пространстве и времени у воспитанников в игровой обстановке. Создавая комфортную РППС среду и систему отношений «взрослый-ребенок-родитель», мы будем побуждать ребёнка к разнообразной умственной деятельности, активности, самостоятельности, к проявлению его субъектной позиции, развитию творческих проявлений, что в дальнейшем будет способствовать и развитию математических представлений.

Список литературы

  1. Баишева М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / М.И.Баишева // Институт развития образования. – Пед. институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я), 2000. – 144 с.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А.В.Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  3. Зрелость социально-педагогических систем / И.С.Ворошилова, М.Л.Романова, З.А.Батчаева, Г.П.Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2015. – № 11. – С. 249-265.
  4. Изотова Л.А. Диагностика модальности образовательной среды на основе современных математических методов / Л.А.Изотова, Е.С.Киселёва, Д.А.Романов, А.Н.Каленик, Е.В Юшкова // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). - С.81-85.
  5. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А.Михайлова, Е.А.Носова, А.А.Столяр, А.М.Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384с.
  6. Морозова Л.Д. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Л.Д.Морозова. – М.: Смысл, 2001. – 365с.
  7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –336 c. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
  8. Шаталова Е.В. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования. Ноябрь 2019 г. №56, Часть 8. - Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. – С.11-15.