Самая высокая степень человеческой
мудрости – это умение приспособиться
к обстоятельствам и сохранить
спокойствие вопреки внешним угрозам.
Даниэль Дефо
Дистанционное обучение – это тип обучения, который основан на том, что взаимодействуют ученики и педагоги, удаленные друг от друга. Это взаимодействие происходит благодаря ресурсам сети Интернет и другим средствам обеспечивающим интерактивность. Это необычная, и до настоящего времени мало используемая форма обучения. Сложившаяся ситуация и введенный по этой причине карантин заставил огромное количество учителей обратить внимание и активно использовать данный вид обучения. Необходимость использовать дистанционное обучение поставила перед учителем, на мой взгляд, два основных вопроса: Как проводить занятия? и Как проверять домашнее задание?
Конечно, первую неделю дистанционной работы можно охарактеризовать одним словом «хаос». Это и переизбыток коммуникации (огромное количество смс и писем), отсутствие доступа к заданиям у некоторых учеников (сломался компьютер или плохой интернет, отсутствие компьютера), работы, выполненные не вовремя или списанные (это исключает объективность выставленной отметки). Взяв в выходные паузу, я поняла, что, если не структурировать дистанционную работу, можно довести и себя и детей до нервного срыва. Первое что я сделала - это определилась, какими платформами буду пользоваться, и организовала в одном из мессенджеров на телефоне чат с преподавателем, чтобы решать срочные вопросы и вовремя информировать. Далее определила, кто из моих учеников не сможет выходить на связь регулярно. Это необходимо сделать для того чтобы организовать работу и с этими детьми. Как правило, их немного. После этого желательно пересмотреть учебный материал и разбить его на блоки, исключив избыточный материал и выделив самое главное. И, наконец, перешла к выбору ресурсов.
Подходящими для себя онлайн-платформами, с готовым контентом, который можно выдавать детям для самостоятельной работы, я определила РЭШ, Foxford, InternetUrok.ru. При необходимости я использовала уроки, найденные в Ютубе.
Для видеоконференций мною использовался Zoom. С помощью этого сервиса проводились и классные часы, и консультации (время оговаривается заранее и сообщается в мессенджере). Эта платформа позволяет легко организовать конференцию и управлять ее участниками. Программа дает возможность бесплатно общаться в течении 40 минут индивидуально и в группе. Ученики могут заходить не только с компьютера, но и с телефона или планшета. Первые уроки в Zoom сводились к демонстрации страниц учебника и совместном выполнении заданий, но далее пришлось разнообразить их презентациями и отрывками видеоуроков. Еще в Zoom есть полезная возможность использовать экран в качестве доски. Такой способ работы приемлем для учеников младшего и среднего возраста. Для ребят постарше для уроков в Zoom использовалось перевернутое обучение (flipped learning). Суть технологии заключается в том, что вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети по ссылке учителя или изучают новый материал по учебнику, а все время общения в Zoom используется для совместного выполнения практических заданий. Большой плюс «перевернутого класса» состоит в том, что новый материал изучается в удобное время и в удобном темпе, с возможностью задержаться на наиболее сложных для восприятия местах.
Вот как можно спланировать урок с использованием этой технологии.
1) Учитель записывает сам или находит в сети урок с доступным и полным объяснением темы. Составляем перечень вопросов, на которые дети должны найти ответы в видео. Ответы на вопросы ученики записывают в тетрадь.
2) Далее дети переходят к выполнению простых упражнений-тренажеров, которые учитель может подготовить с помощью приложения Learning apps. Очень важно, чтобы возникающие вопросы дети записывали в тетрадь.
3) При встрече на уроке в Zoom, учитель выясняет, какие трудности возникли при знакомстве с материалом и выполнении заданий. Далее, после снятия всех трудностей, обсуждаются вопросы к видео и ответы на них. После этого можно предложить выполнить упражнения тестового характера, созданные при помощи Master test. Эти упражнения дают возможность после выполнения увидеть свои ошибки и задать сразу же вопросы учителю.
В итоге мы получаем активную работу с информацией, что гораздо продуктивнее прослушивания темы в сольном исполнении учителя. Такой вид работы обеспечивает более глубокое проникновение в суть вопроса. Ученикам приходится мыслить и анализировать.
Теперь хотелось бы подробнее остановиться на проверке качества изучения материала и оценивании. Те дети, которые не могли использовать компьютер для обучения, получали задания из учебника и присылали фото выполненных упражнений или записывали и присылали аудио файлы с записью чтения текста или видео с записью выученного наизусть диалога или пересказом. В этом неоценимую помощь оказывали различные мессенджеры.
При наличии компьютера возможности контроля значительно расширялись. Очень хорошо работала система двойного тестирования. После знакомства с темой самостоятельно, на уроке в Zoom дается небольшой тест (6-8 вопросов). Перед тестом хорошо дать пару минут просмотреть текст. Это позволит даже тем кто самостоятельно тему не изучал быть в курсе. Ответы проверяются и обсуждаются коллективно. По окончании урока дается похожий тест, но только онлайн и на время. Проверка происходит автоматически и дети, и учитель видят отметку. Тесты можно готовить самим с помощью Master test или воспользоваться заданиями предложенными в Skysmart. Содержание интерактивных тетрадей максимально приближено к учебникам. Ученикам и учителям удобно и просто работать. Им достаточно ввести свое имя после получения ссылки и выполнить задание. Результаты учитель будет видеть в своем личном кабинете уже с отметкой. Эта тетрадь доступна на любом устройстве с выходом в Интернет. Сервис h5р позволяет создавать задания на аудирование и рассылать его в виде ссылки детям.
Любовь к детям, энтузиазм, талант учителя и креативный подход помогут нам преодолеть все трудности!